Preview

Акмеология

Расширенный поиск
№ 4 (2014)

ВВОДНОЕ СЛОВО

8-11 21
Аннотация
Его вклад в развитие акмеологии, психологии, педагогики профессионализма в управлении и образовании (в связи с 70-летием)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АКМЕОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В УПРАВЛЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, АСПИРАНТОВ И ДОКТОРАНТОВ)

12-20 21
Аннотация
Актуализируется проблема синтеза логического и внелогического в психологическом познании человека. Раскрыты методологические аспекты соотношения науки, религии и искусства в психологической науке и практике. Акцентируется значение внутренней логики развития психологии, включающей процесс смены идей, принципов, теорий, понятий, методов исследования. Выделяются приоритеты развития современной психологии, связанные с переходом к VI технологическому укладу и зарождением пост-неклассической науки. Рассматривается соотнесённость научно-гуманитарного знания с религиозным и художественным знанием.
21-24 12
Аннотация
Обосновывается идея о диалектически двойственной структуре детерминации психических процессов и структурном строении всех основных психических феноменов. Эта идея разрабатывается автором в развитие идей С.Л. Рубинштейна о единстве сознания и деятельности, о преломлении объективных влияний на личность через субъективные её образования.
25-29 15
Аннотация
Исследуется значимость социально-гуманитарных знаний в процессе профессиональноличностного становления человека и роль современных интеллектуальных педагогических методик в формировании компетентных специалистов.
30-34 22
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы Я с позиции классического и неклассического подходов зарубежными философами. Раскрывается содержательный смысл, а также закономерности и механизмы формирования феномена Я посредством различных комплексных подходов зарубежных учёных к исследованию проблематики Я. Последовательно рассматриваются классические и неклассические подходы к изучению феномена Я зарубежных и отечественных философов, пытающихся осмыслить всю сложность структурно-содержательной характеристики процесса самоопределения, социализации и индивидуализации. Основное внимание уделено понятиям «феномен Я» и «Я-концепция».
35-39 29
Аннотация
Рассматриваются вопросы, связанные с нарушением пищевого поведения человека. Это фактор, оказывающий негативное воздействие на развитие личности, препятствие для личностной самореализации. С психологической точки зрения нарушение пищевого поведения относится к аддиктивным формам девиантного поведения наряду с алкогольной, наркотической, игровой зависимостями.
40-45 16
Аннотация
Рассматривается проблема проявления общительности у представителей различных национальностей. Общительность анализируется в контексте диспозиционной концепции свойств личности и индивидуальности. Проводится сравнительный анализ особенностей проявления и психологической структуры этого свойства. Обсуждаются специфические национально-этнические и общие идентичные характеристики и признаки данного психологического образования.
46-50 34
Аннотация
Возможности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов посредством шахматной игры. Проблемы адаптивной физической культуры, инклюзивного образования слепых и слабовидящих детей. Отсутствие методик преподавания шахмат для инвалидов по зрению и низкий уровень подготовки социальных педагогов. Необходимость социальной адаптации таких детей в современное общество на основе инклюзивного (интегрированного) образования, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
51-55 11
Аннотация
Проблема решения профессионально-экологических задач будущим специалистом в профессиональной деятельности на примере научно-методической разработки оригинального курса «Экоантропология» для будущих психологов. Важность изучения особенностей развития профессионально-экологических компетенций психолога. Роль и содержание этих компетенций в эффективной практической деятельности психолога. Примеры решения профессионально-практических задач.
56-62 18
Аннотация
Представлены результаты эмпирического исследования о стрессовых состояниях работников частных охранных предприятий. С применением методов математической статистики выявлены зависимости между эмпирическими параметрами стрессовых состояний и личностными особенностями работников.
63-66 15
Аннотация
Функциональное состояние и адаптационные процессы учителей средней школы столичного мегаполиса. Состояние работы функциональных систем и психоэмоциональной сферы. Выделено пять групп учителей, у которых выявлен разный уровень функциональных состояний организма и адаптационных процессов. Зафиксирована значимая тенденция к снижению психофункциональных показателей и рост дезадаптационных процессов.
67-70 17
Аннотация
Феномен Я личности будущего специалиста в системе научного знания. Новая образовательная парадигма и изучение феномена Я будущего специалиста. Основные аспекты изучения Я как междисциплинарной проблемы. Соотношение очевидного единства Я и его множественности в изучении устройства феномена Я будущего специалиста.
71-76 17
Аннотация
Психологическая и эргономическая компоненты безопасности жизнедеятельности человека. Взаимосвязь и отличительные особенности понятий психологической и эргономической безопасности. Влияние этих отличий в их единстве и взаимосвязи на подготовку мероприятий по оценке безопасности жизнедеятельности человека. Отражение этих отличий на результатах и эффективности деятельности человека, на сохранении здоровья и трудоспособности, творческой активности и качестве жизни.
77-84 10
Аннотация
Статья посвящена проблеме осуществления восходящего вектора развития человека в сложной жизненной ситуации - в период миграции. Самоактуализация рассматрива ется как акмеологический критерий эффективности социально-психологической адаптации. Выделены три типа факторов, влияющих на процесс движения к самости у мигрантов: объективные, субъективные и объективно-субъективные. Приведены результаты эмпирического исследования по выявлению особенностей социально-психологической адаптации мигрантов в зависимости от пола, возраста и национально-культурных аспектов. Даны практические рекомендации по оптимизации социально-психологической адаптации групп мигрантов, различающихся по полу, возрасту и национально-культурным характеристикам.
85-92 24
Аннотация
Статья посвящена анализу ресурса феномена вины в психотерапии лиц, страдающих нарушениями пищевого поведения. Основная цель феноменологического анализа глубинного интервью респондентов - выявить внутреннее смысловое содержание и субъективное наполнение трёх форм переживания вины: вины, вины-ошибки и чувства вины. Полученные результаты позволили разработать практические рекомендации по психотерапевтической работе с лицами, страдающими нарушениями пищевого поведения.
93-96 14
Аннотация
Оценка деятельности персонала организации. Выявление и апробация критериев, которые можно применять в процессе аттестационных мероприятий в организации. Отличительные особенности критериев в оценке деятельности персонала и руководящего состава. Особые критерии оценки для сотрудников организации, позволяющие объективно провести аттестационные мероприятия и сделать организационные выводы для принятия кадровых решений.
97-103 26
Аннотация
Проанализирована проблема акмеологических закономерностей в плане развития теории акмеологии. Дана критическая оценка выявленным акмеологическим закономерностям. Сформулированы общие и специальные требования к ним. Описаны главные отличия акмеологических закономерностей от психологических закономерностей. Представлен общий алгоритм определения акмеологических закономерностей. Рассмотрены конкретные виды специальных акмеологических закономерностей, выявленных в исследованиях по акмеологии управления и удовлетворяющих существующим требованиям.
104-107 16
Аннотация
Содержание интерактивной образовательной среды высшего учебного заведения и её значимость в формировании профессиональных качеств специалистов. Описание и анализ учебных занятий с применением инновационных методик, форм, ориентирующих студентов на саморазвитие, самореализацию и самообразование.
108-111 28
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые аспекты морального состояния российского общества, сущностные признаки морали и нравственности, их соотношение, некоторые предпосылки решения моральных проблем современного общества.
112-117 14
Аннотация
Анализ социально-психологических аспектов корпоративной культуры в организационной жизнедеятельности. Методологические позиции, принятые наукой и актуализированные временем.
118-124 28
Аннотация
В статье раскрывается содержание компетентностного подхода, в котором понятия «компетентность» и «компетенции» активно внедряются в теорию и практику профессионального обучения. Рассматривается соотношение таких понятий, как компетентность и компетенции, компетенции и профессиональный опыт, квалификация, сформированность которых определяет профессионализм специалиста. Излагается критическое отношение к существующим методологическим подходам в психолого-педагогических исследованиях по вопросам сущности понятий «компетенция» и «компетентность».
125-129 25
Аннотация
Особенности духовно-нравственного потенциала современной молодёжи и причины деформации её ценностных ориентаций. Возможные пути выхода из сложившейся проблемной ситуации.
130-137 13
Аннотация
Представления о профессиональном успехе студенческой молодёжи, обучающейся по направлениям подготовки «информатика» и «психология». Общие и особенные характеристики этих представлений, имеющие психологическое и социально-психологическое содержание.
138-144 38
Аннотация
Проблема толерантности личности в современном обществе. Закономерности проявления толерантности в зависимости от социально-психологических предпосылок. Взаимосвязь самореализации и толерантности личности.
145-150 14
Аннотация
Исследуется возможное взаимное влияние процессов эволюции организации и динамики мотивов управленческой деятельности её руководителей. Показано, как содержательно и структурно меняются мотивы деятельности руководителей организации, переживающей подъём либо находящейся на спаде.
151-155 23
Аннотация
Выбор профессии как оптимальное сочетание важных актов, отражающих специфические составляющие человеческой жизни и деятельности. Успешность обучения определяется устойчивой профессиональной направленностью студента. Условия для профессионального становления каждой личности. Личность формируется в социальнокультурной среде. Главная цель ориентации - достижение профессионализма.
156-165 63
Аннотация
Анализ проблемы семейного самоопределения современной молодёжи в рамках возрастно-психологического подхода. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и реализации программ психолого-педагогического сопровождения подготовки юношей и девушек к браку и семейной жизни, профилактики и коррекции негативных тенденций развития.
166-170 14
Аннотация
Результаты исследования проблемы профессиональной подготовки будущих учителей к воспитанию у школьников экологической культуры. Особенность реализуемой модели профессиональной подготовки будущего учителя гуманитарного профиля к воспитательной деятельности - её открытый характер, что выражается в социальном партнёрстве учреждений высшего профессионального образования и общеобразовательных организаций.
171-173 28
Аннотация
Представлено понятие системы ценностей как динамического образования, которое изменяется в течение жизни человека. Ценностные ориентации - важнейшая составляющая структура личности. Рассмотрены ценностные ориентации тувинской студенческой молодёжи, динамика которых обусловлена возрастными особенностями и спецификой учебной деятельности.
174-177 16
Аннотация
Методическая культура вузовского преподавателя в образовательном пространстве. Понятие терминологии методической культуры, саморазвития в профессиональной деятельности.
178-182 19
Аннотация
Теоретический анализ проявления феномена экономического «Я» тувинской молодёжи, его сущностные признаки, психологическая структура, соотношение с другими экономико-психологическими феноменами. Теоретические основания исследования экономического «Я» как феномена экономического самосознания личности.
183-187 11
Аннотация
Статья посвящена результатам внедрения таргетно-интеграционной технологии управления персоналом в кризисной коммерческой организации. Показано, что изменение системы деятельности организации в филиалах с департаментной на региональную не только привело к выходу организации из кризиса, но и позволило повысить все ключевые показатели эффективности и уровень профессиональных компетенций управленцев высшего и среднего звена.
188-194 20
Аннотация
В статье поставлена проблема соотношений свойств личности, рассматриваемых в рамках системно-функционального подхода А.И. Крупнова (на примере настойчивости и любознательности), с личностными чертами из Пятифакторной модели личности. Эмпирически выявлены более тесные связи настойчивости с изучаемыми суперчертами.
195-199 22
Аннотация
Формирование психологической культуры курсантов военных вузов. Результаты эмпирического исследования по реализации психолого-педагогических условий, направленных на развитие психологической культуры курсантов.
200-205 13
Аннотация
Анализ подходов и принципов в исследовании социальных конфликтов. Значимость различных социальных факторов, влияющих на возникновение и развитие социальных конфликтов.
206-212 38
Аннотация
Анализ результатов эмпирического исследования и эксперимента, утверждающих, что физическая культура - одно из условий, способствующих личностно-профессиональному развитию студентов. Включённость в учебную деятельность студентов физической культуры, которая обусловливает не только повышение уровня физической подготовленности, но и повышение уровня их личностно-профессионального развития. Новый взгляд на физическую культуру: накапливаемый опыт использования двигательных возможностей человека значительно обогащается, распространяется на личностные структуры и оптимизирует субъективные оценки действительности.
213-225 26
Аннотация
Представлены результаты исследования общих характеристик удовлетворённости трудом служащих таможенных органов. Показаны тенденции в субъективном отношении участников исследования к работе. Выявлены взаимосвязи между уровнем удовлетворённости трудом участников исследования, их полом, возрастом и стажем.
226-237 25
Аннотация
Проведено исследование уровней аутокомпетенции (АК) при хроническом болевом синдроме (ХБС). Исследовано 30 пациентов спинального отделения нейрохирургической клиники в до- и послеоперационном периоде. Повышение уровня АК в качестве способности к осознанию, рефлексии, правильное осознание пациентом самого себя, своих чувств, эмоций, мыслей, поступков, получения, переработки, усвоения информации о себе, её оптимальное использование в качестве внутреннего опыта - всё это способствует скорейшему восстановлению пациента и возвращению его к здоровой жизни. Мы можем проследить зависимость реабилитации пациентов с ХБС от эффективного самопознания, адекватного самовосприятия, самопонимания и самоотношения.
238-241 12
Аннотация
Деятельность И.М. Сеченова как основоположника русской физиологической школы. Предпосылки его участия в создании объективной психологии.
242-249 25
Аннотация
Статья посвящена проблемам теоретического моделирования структурно-функционального концепта волевого Я личности на основе синтеза различных аналитических взглядов на психологическую природу воли и волевую проблематику. В данной работе приводится обзор ключевых зарубежных и отечественных теоретических концепций, описывающих различные аспекты проявления волевой функции личности, которые были учтены в основе формирования теоретической модели волевого Я личности. Для описываемого в данной статье понимания психологической природы воли характерно отрицание её узкой специфической функциональности (преодоление трудностей, саморегуляция, целенаправленное поведение, борьба мотивов и т.д.) и признания многофункциональности, направленной на реализацию субъектности личности, её ключевым свойством. В основе теоретического моделирования использованы принципы системности, интегративности, структурной многокомпонентности, полифункциональности и др., которые позволили сформулировать модель волевого Я личности, включающую когнитивный, эмоциональный, мотивационный, ресурсный и поведенческий компоненты.
250-257 28
Аннотация
Манипулятивные возможности средств массовой информации. Формы суггестивного воздействия, осуществляемые средствами массовой информации. Авторская методика оценки суггестивности информационных материалов с целью выявления их суггестивной направленности и нацеленности на формирование смыслов, пропагандирующих экстремизм, нетрадиционные сексуальные отношения среди несовершеннолетних, наркотики, суицид, порнографию.
258-262 43
Аннотация
Теоретические основания изучения индивидуальности личности студентов в информационно-психологическом пространстве. Анализ результатов эмпирического исследования индивидуально-личностных особенностей студентов с разной направленностью на сетевое взаимодействие и установками по отношению к Интернету.
263-268 9
Аннотация
Необходимость психолого-педагогического сопровождения абитуриентов. Достижение высокого уровня психологической готовности абитуриента к выбору профессионального образования. Структура профессионального самоопределения абитуриента. Результаты апробации модели психолого-педагогической поддержки в период приёмной кампании 2014 года.
269-274 24
Аннотация
Анализ применения методики Рукавишникова А.А., Соколовой М.В. «Шкала социального самоконтроля» [13] для выявления у муниципальных служащих потенциальных возможностей к личностно-профессиональному развитию. Описание и анализ полученных эмпирических данных при использовании этой методики. Показано, что сформированность социального самоконтроля у муниципальных служащих имеет разный уровень развития и различается как по половым признакам, так и по показателям стажа профессиональной деятельности. Полученные результаты позволяют разрабатывать пути личностно-профессионального развития муниципальных служащих и использовать их как компоненты в различных акмеологических моделях личностно-профессионального развития муниципальных служащих.
275-279 263
Аннотация
Анализ психодинамики самоотношения и гуманистической направленности личности в процессе обучения в ведомственном образовательном учреждении закрытого типа (на примере Академии ФСИН России). Выявление системной трансформации личности в зависимости от длительности обучения-службы в УИС. Показано, что самоотношение и отношение к личностным дефицитам сопряжено с формированием той или иной формы гуманистической направленности. Установлены периоды обучения курсантов, когда психокоррекционная работа для них особенно актуальна.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)