Preview

Акмеология

Расширенный поиск
Том 68, № 4 (2018)

ОТ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА И РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

8-12 31
Аннотация

В статье рассмотрены особенности различных методологических подходов к проектированию экологического развития личности, намечены некоторые направления их использования в учебном процессе высшего учебного заведения. В рамках анализа показано, что в современных условиях следует руководствоваться разумным дозированием и комбинированием различных подходов. При этом определённый подход может становиться ведущим, а элементы остальных подходов будут выступать по отношению к этому ведущему подходу дополняющими руководящими началами в едином педагогическом процессе. Тем самым речь идёт о комплексном подходе, формируемом педагогом исходя из представлений о наиболее желательном результате педагогического процесса. В этой связи рассмотрены особенности получивших наибольшее распространение в педагогике методологических подходов: системного, синергетического, личностного, деятельностного, полисубъектного (диалогического), антропологического, этнопедагогического, компетентностного, культурологического, аксиологического.

13-18 53
Аннотация

Представлены результаты выполненного с использованием авторской анкеты, «Дифференциального опросника переживания одиночества» и опросника «Шкала базисных убеждений» опроса 161 студента. Выявлено, что ощущение одиночества и негативность отношения к нему обратно коррелирует с убеждением в коммуникативной самоэффективности и прямо связано с выраженностью убеждений: в эгоистичности людей; в обязанности близких людей понимать друг друга «без слов»; в том, что несогласие означает неуважение; в обязательности одобрения со стороны окружающих; в детерминации самооценки внешними оценками. Показано, что позитивность восприятия уединения обратно связана с силой убеждений в детерминации самооценки внешними оценками и в том, что несогласие означает неуважение. Убеждения о необходимости поддержки человека со стороны окружающих прямо связаны с позитивным отношением к уединению и обратно — с ощущением одиночества и его неприятием. Убеждения о нежелательности эмоционального самораскрытия оказались прямо связаны как с ощущением изолированности от других людей и субъективной проблемностью одиночества, так и с позитивностью восприятия уединения. Также обсуждается связь убеждений о межличностных отношениях с базисными убеждениями студентов.

19-24 65
Аннотация

В предлагаемой статье представлены результаты исследования, направленного на изучение взаимосвязи самооценки и учебной мотивации младших подростков (10–11 лет) в процессе их адаптации при переходе из начального звена в среднее звено школы.
Теоретическая часть данной статьи направлена на рассмотрение основных составляющих — самооценка, учебная мотивация, школьная адаптация; проведено качественное изучение научной литературы.
В экспериментальной части рассматривается взаимосвязь самооценки и мотивации и их взаимообусловленность. Исследование проводилось по двум опросным методикам в московской школе среди подростков 5-х классов. По результатам эмпирического исследования были сделаны выводы, что большинство младших подростков имеют средний уровень самооценки. При этом наибольший уровень самооценки младших подростков был выявлен в отношении общительности, а наименьший — в отношении популярности у сверстников. У мальчиков выше, чем у девочек, выражена уверенность в себе, что, возможно, связано с гендерной корреляцией. Более половины младших подростков имеют средний уровень учебной мотивации. При помощи корреляционного анализа и полученных результатов подтвердилась общая гипотеза исследования — самооценка младших подростков выступает детерминантой их учебной мотивации. Получили подтверждение и частные гипотезы исследования: у мальчиков учебная мотивация положительно связана с самооценкой ума и уверенности в себе; у девочек учебная мотивация положительно связана с самооценкой общительности.

25-31 18
Аннотация

В статье исследуется аутодеструктивное поведение подростков. Авторы рассматривают его в контексте отклоняющегося развития личности, движущими силами которого являются противоречия самосознания. На материале сравнительного анализа содержания внутренних противоречий подростков с регулярным и эпизодическим аутодеструктивным поведением раскрывается неконструктивный способ их разрешения в направлении зависимости и разрушения личностных новообразований — самоконтроля и саморегуляции. Анализ эмпирических данных позволил авторам описать аутопсихологический механизм аутодеструкции у подростков на начальной стадии её становления.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

32-36 19
Аннотация

В статье обосновывается и конкретизируется понятие «предприимчивость преподавателя вуза», формируется представление о пространстве и критериях проявления преподавателем предприимчивости. Раскрывается смысл и содержательные характеристики профессионализма преподавателя вуза. Предприимчивость, включённая в пространство профессиональной деятельности преподавателя, обосновывается как важное условие её продуктивности и достижения преподавателем профессионализма. Представлены результаты диагностики предпринимательских черт, их ранговых мест и показателей профессионализма преподавателя. Эмпирически выявлены параметры влияния и установлена статистически значимая линейная взаимосвязь, зависимость развития профессионализма от его предприимчивости. Отмечены особенности линейной связи между предприимчивостью и профессионализмом преподавателя — сильной связи (предприимчивость с инновационностью, субъектностью преподавателя); умеренной связи (предприимчивость с профессиональной компетентностью и ценностными ориентациями преподавателя); слабой связи (предприимчивость с самореализованностью преподавателя). Изложенные в статье материалы указывают направления дальнейшего научного поиска по обозначенной проблеме.

37-43 25
Аннотация

Представлены результаты исследования индивидуально-типологических характеристик, повышающих и понижающих эффективность деятельности профессионалов, с учётом возрастных изменений и особенностей осознанной регуляции поведения. Экспериментальная выборка состояла из 193 мужчин. Психодиагностический комплекс включал следующие методики: Опросник BIS/BAS (БИС-БАС), Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (ОФДСИ), Опросник Айзенка (PEN), Опросник тревожности Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory), Опросник Грасмика, Опросник Басса — Перри, Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
В результате анализа полученных данных были выделены комплексы индивидуально-типологических переменных, значимо отличающие «успешных» и «неуспешных специалистов» согласно внешнему критерию. Выявлены факторы, способствующие и препятствующие успешной профессионализации специалистов с преобладанием административно-управленческого и сенсорно-моторного видов деятельности. Были выделены три профиля саморегуляции в исследуемых группах: низкая саморегуляция, средняя саморегуляция, высокая саморегуляция (кластерный анализ). Группа с низким уровнем саморегуляции характеризовалась умеренным развитием всех звеньев саморегуляции в сочетании с высокой самостоятельностью и независимостью в принятии решений. Группа со средним уровнем саморегуляции характеризовалась низкими значениями самостоятельности и планирования, но высокими возможностями моделирования ситуации и оценивания результатов действий. Группа с высоким уровнем саморегуляции характеризовалась высокими значениями всех звеньев саморегуляции в сочетании с низкой самостоятельностью.
Выделенные профили могут быть положены в основу разработки программ, использующих применение особенных приёмов и способов обучения и прохождение учебного курса в индивидуальном темпе в зависимости от индивидуально-типологических особенностей обучающегося и сензитивного периода психических функций.

44-49 15
Аннотация

В данной работе: а) рассмотрена актуальность проведения эмпирического исследования отношения персонала медицинских учреждений к организационным изменениям; б) выявлены значимые различия в проявлении отношения к организационным изменениям у работников с разным уровнем лояльности. Чем выше выражена профессиональная, организационная, трудовая лояльности, тем выше значения компонентов отношения к организационным изменениям; найдены различия в проявлении отношения к организационным изменениям и лояльности в разных социально-демографических группах работников.

50-53 10
Аннотация

В данной работе рассмотрено обеспечение психологической безопасности в условиях поликультурного дошкольного образования с учётом современных тенденций развития образовательной системы. Раскрыт механизм создания безопасного дошкольного образовательного пространства в поликультурной среде как содействия благополучной атмосфере среди участников образовательного процесса. Представлены показатели обеспечения психологической безопасности через развитие специфических установок у дошкольников, а также выявлены задачи и направления создания безопасной среды. Раскрыты негативные социальные воздействия и риски снижения уровня психологической защищённости участников образовательного процесса. Представлен механизм обеспечения психологической безопасности поликультурной среды в соответствии со стандартом дошкольного образования через интеграцию в образовательных областях с учётом этнокультурных условий и специфик участников образовательных отношений.

54-59 14
Аннотация

В работе рассмотрены: актуальность разработки проблемы профилактики и коррекции профессионального выгорания врачей, работающих в сфере неврологических расстройств; получены следующие результаты: выявлены «мишени» воздействия при формировании программы профилактики и коррекции профессионального выгорания; выявлено, что в контрольной группе испытуемых значительных изменений в уровне выгорания не произошло, однако в экспериментальной группе статистически значимо уменьшились показатели профессионального выгорания; сделан вывод о статистически значимой связи уровня профессионального выгорания и индекса ресурсности, что подтверждает актуальность ресурсного подхода в понимании феномена выгорания.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

60-65 21
Аннотация

Термин «burnout» — выгорание — введённый H.J. Freudenberger в семидесятых годах прошлого века, получил развитие в восьмидесятых благодаря C. Maslach и разработанному опроснику выгорания Maslach Burnout Inventory; переведённый и адаптированный на разные языки мира, он и сегодня даёт нам возможность лучше понять синдром выгорания, оценить его распространённость среди различных специалистов. Синдром выгорания встречается в социальных профессиях и профессиях, связанных с уходом за людьми, таких как врачи, медсёстры, социальные работники, учителя, полицейские и т.п. Высокий уровень распространённости выгорания по данным литературы среди анестезиологов-реаниматологов свидетельствует о необходимости своевременного его выявления и разработки мер психологической коррекции врачей. Эмоциональное выгорание представляет угрозу для психического и физического здоровья и жизни анестезиологов-реаниматологов, может приводить к депрессии, суицидальным тенденциям, различным соматическим проблемам, а следовательно, может являться фактором снижения качества медицинской помощи.

66-70 25
Аннотация

Цель исследования — разработать и реализовать авторскую экспертно-аналитическую информационную систему для исследования внутренних ресурсов человека и для его информирования о технологии достижения акме-точек его потенциально-ресурсных возможностей. Исследование проводилось на основе авторской компьютерной кибернетической математической технологии тестирования и диагностирования человека на основе организационных методов эволюционной биопсихологии, психофизиологии, экономической эргономики, а также эмпирических методов обсервации, экспериментальной и математической кибернетики, психогенетико-диагностических, биографических; методов количественно-качественного анализа: дисперсионного, корреляционного, факторного, дискриминантного, психолого-казуистического; интерпретационных методов: генетических, структурных. Среди поставленных задач исследования: разработать кибернетическую акметехнологию достижения и реализации поставленной цели; спроектировать фило-, онто- индивидуальный паспорт гармонической акме-личности, создать необходимые алгоритмы его реализации (self-conception), исследовать трёхфакторную модель семантического дифференциала личности и смоделировать безопасность жизнедеятельности человека в современных условиях. Перспективы исследования заключаются в построении интернет-модели нормативно-гармонического человека; реализации субъективного семантического профиля человека на основе семантического пространства масштабирования личности; реализация авторской концепции «3П + 3С»; усовершенствовании проекта на платформе реализации перспективных инновационных инфотехнологий; организации дистанционного обучения по проблеме «интегративного человекознания»; реализации биомедицинского прогноза жизнедеятельности человека на основе функционально-диагностических тестов: этиологических, патогенетических, эколого-биологических, эндогенных, экзогенных, генетических, пренатальных, молекулярно-генетических, медико-генетических, мультифакторных, нозологических, гетерогенных, витальных, коэволюционных; разработки фреймово-продукционной модели эпистемологии и эпистемофилии; киберакмеологическое моделирование совести.

ИССЛЕДОВАНИЯ НА СТЫКЕ НАУК

71-78 10
Аннотация

Черепно-мозговая травма (ЧМТ), часто приводящая пациента к стойкой инвалидизации и зависимости в повседневной жизни, одна из основных проблем здравоохранения, имеющая медицинскую и социально экономическую значимость. В России более 700 тыс. человек ежегодно получают черепно-мозговую травму. Адекватная диагностика первичных повреждений мозга, своевременное предупреждение и лечение вторичных патофизиологических реакций и механизмов повреждения во многом определяют возможность снижения летальности и тяжёлых инвалидизирующих последствий ЧМТ (Потапов А.А. и соавт.) [4]. Реконструкция дефектов черепа рассматривается как важный хирургический этап восстановления пациентов после черепно-мозговой травмы. По данным проводимых исследований в разных странах, отмечено возможное восстановление когнитивных функций после проведения краниоплатики у пациентов с ЧМТ. Депрессия, имеющая достаточно широкое распространение после черепно-мозговой травмы, ухудшает качество жизни, влияет на межличностное функционирование, профессиональное и социальное восстановление пациентов, а также на результаты дальнейшей реабилитации. Результаты исследований подчёркивают важность психокоррекционных вмешательств для решения проблемы депрессии у пациентов после черепно-мозговой травмы. 

Цель исследования:

Изучить влияние реконструкции дефектов черепа на восстановление когнитивных функций у пациентов после тяжёлой черепно-мозговой травмы. 

Задачи:

Оценить когнитивные нарушения до проведения реконструктивной хирургии у пациентов с травматическими дефектами черепа.

Проследить динамику когнитивных нарушений после краниопластики.

Оценить уровень ситуативной и личностной тревожности.

Оценить уровень депрессии.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)