Preview

Акмеология

Расширенный поиск
№ 4 (2016)

АКМЕОЛОГИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ

8-22 358
Аннотация
В статье характеризуются основные периоды жизнетворчества и научные достижения одного из крупнейших российских психологов середины ХХ в., основателя и заведующего кафедрой психологии и логики Академии общественных наук (предшественницы РАНХиГС) академика АПН РСФСР Б. М. Теплова. Он был одним из лидеров советской психологической науки 1940-1960-х гг. Акцент в статье сделан на экспликации акмеологических аспектов той части его творческого наследия, которая посвящена изучению трудов выдающихся деятелей науки, культуры и военного искусства. Будучи сам одарённым от природы ярко выраженными способностями, Б. М. Теплов сделал их предметом психологической рефлексии и объектом, по сути, акмеологического анализа при новаторском изучении жизни и творчества выдающихся музыкантов и полководцев. Новизна статьи состоит в том, что в ней впервые дифференцируются в науковедческом плане и акмеологически характеризуются основные периоды развития многогранной личности и разнообразной профессиональной деятельности Б. М. Теплова, а также выделяются акме-вершины его жизнетворчества и обобщается их значение для латентного периода становления акмеологии как комплексного направления современного человекознания.
23-30 46
Аннотация
Рассмотрены основные дидактические идеи, ставшие актуальными для современной средней и высшей школы. Показано, что идея саморазвития является не только теоретической; она была принята будущим основоположником педагогической психологии в процессе самообразования, а впоследствии помогла ему стать акмической личностью. Отдельные проблемы образования только перечислены в статье, другим проблемам отведены страницы сравнения и размышления в связи с актуальностью. Автор специально не высказывает своего мнения подробно, поскольку предлагает поразмышлять над строками классика педагогической психологии читателям.
31-34 27
Аннотация
В статье на материале поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается необходимость духовного преображения человека для становления его целостной и здоровой личности. Н.В. Гоголь показал, что мертвенность души означает духовное оскудение личности, а её возрождение связано с духовно-нравственным преобразованием. Данное понимание формирования здоровой личности отражает духовные поиски писателя.

ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

35-41 99
Аннотация
В статье приведены результаты эмпирического исследования взаимосвязи самоэффективности и стратегий разрешения затруднений в деятельности кадров управления. Использованы методы определения самоэффективности в сфере деятельности и в сфере общения и предпочитаемых стратегий совладания. Для обработки полученных данных использовался комплекс статистических методов: анализ средних значений, корреляционный анализ, факторный анализ. Анализ полученных эмпирических результатов показал, что существует значимая взаимосвязь между уровнем самоэффективности кадров управления и выбором ими той или иной стратегии совладания. Установлено, что с повышением уровня самоэффективности в сфере деятельности снижается частота использования стратегий, направленных на совладание с отношением человека к проблеме, и повышается частота использования стратегий, направленных на решение проблем. Выявлены тенденции в совладающем поведении участников исследования с низкой и высокой самоэффективностью в сфере деятельности и общения.
42-46 40
Аннотация
Данная работа посвящена технологиям отбора субъекта акмеологической квалиметрии. Авторы обосновывают необходимость использования достижения квалиметрической науки для уменьшения погрешности и увеличения надёжности полученных результатов, существенно влияющих на эффективность профессиональной деятельности. Рассмотрены различные подходы к отбору субъекта акмеологической квалиметрии. Приведено обоснование акмеологической квалиметрии как прикладного направления, предметом которого является разработка методологических основ измерительных процедур в акмеологии. Доказывается острая потребность овладения новыми методами, методиками и технологиями акмеологической квалиметрии профессиональной деятельности специалистов различного профиля. Обоснована актуальность использования валидных квалиметрических процедур в акмеологической науке. Предложена компьютерная модель сбора информации по субъекту акмеологической квалиметрии.
47-52 56
Аннотация
С каждым годом профессия психолога-консультанта приобретает всё большую востребованность в нашей стране. Несмотря на это, личностные и индивидуально-психологические характеристики представителя данной профессии, особенности развития и достижения им высот мастерства остаются недостаточно изученными. В данном исследовании выдвинута гипотеза о росте уровня самоактуализации психолога-консультанта по мере увеличения его практического опыта. В ходе исследования были определены показатели самоактуализации 103 психологов-консультантов с различным стажем профессиональной деятельности - от 1 месяца до 15 лет. Результаты исследования показали, что в процессе профессионального взросления у психолога-консультанта возрастают: уровень контактности; степень принятия себя вне зависимости от оценок извне; толерантность к неопределённости; гибкость поведения; легче проявляются естественность, простота и непосредственность. Намечены дальнейшие направления исследований в области изучения самовосприятия психолога-консультанта как профессионала, а также такого важнейшего компонента его работы, как эмпатия.

АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

143-150 42
Аннотация
В статье рассматривается способность личности к внутренней интеграции за счёт преодоления негативных аспектов внутриличностных конфликтов как одно из проявлений акмеологических способностей к саморазвитию личности. Разработана методика оценки конструктивной направленности внутриличностного конфликта как средства диагностики акмеологической способности к внутренней интеграции. Выявлены два критерия - ​личностная автономность и продуктивность, а также показатели оценки акмеологической способности к внутренней интеграции: низкий уровень социальной фрустрированности; преобладание мотивации успеха; низкий уровень личностной тревожности; позитивное самоотношение; низкий уровень конфликтности; высокий уровень адаптивности; высокий уровень аутопсихологической компетентности. Доказана взаимосвязь аутопсихологической компетентности и конструктивной направленности внутриличностного конфликта, что подтверждает сформированность акмеологической способности к внутренней интегрированности за счёт конструктивной направленности внутриличностного конфликта.
151-155 50
Аннотация
Восприятие музыки является сложным интегративным феноменом психологии человека. В статье рассмотрены различные аспекты многоуровнего явления восприятия музыки. Восприятие музыки как личностный феномен проявляется в музыкальных предпочтениях лиц с разными жизненными ориентациями, в том числе в контексте ключевых жизненных ориентаций исторических эпох, отражающихся в музыке. Показано, что восприятие музыки также может рассматриваться как когнитивная функция, имеющая нейропсихологические основания в межполушарной асимметрии. Восприятие музыки как когнитивная функция соотносится со слуховой музыкальной памятью. Особенности восприятия музыки могут быть информативными прогностическими факторами индивидуально-психологических свойств человека - от личностных до психофизиологических. Это позволяет более целенаправленно использовать музыку в повседневной жизни человека в целях сохранения его здоровья и благополучия.
156-162 47
Аннотация
В статье рассматриваются особенности установок современной студенческой аудитории по отношению к Интернету. Представлено теоретическое описание основных функций установок, особенностей их трансформации, приёмов формирования. Эмпирическое исследование проводилось традиционным и сетевым способами с использованием оригинальной методики. Приведены результаты исследования установок современных студентов по отношению к Интернету. Автором дан сравнительный анализ половых различий и различий, связанных с изменением идентичности в социальных сетях. Для большинства респондентов Интернет - это место общения, в котором можно достичь социального комфорта, иметь возможность общаться с другими людьми, развивать собственную социальную сеть, достичь чувства спокойствия и безопасности за счёт принадлежности к виртуальной социальной среде. Пользователи демонстрируют увлечённость сетевыми возможностями, длительное времяпрепровождение в Сети. Для многих участников исследования Интернет является средством ухода от реальных дел и обязательств, а для отдельных пользователей - средством спасения от одиночества.
163-167 25
Аннотация
В статье представлены результаты исследования по определению сходств и отличий в уверенности у китайских студентов. После проведения теоретического анализа и эмпирического исследования автору удалось представить уверенность как личностное свойство, которое в любых обстоятельствах необходимо для жизнедеятельности человека. Изучение уверенности у китайских студентов представлено в рамках системно-функционального подхода, который разработал профессор А.И. Крупнов и который продолжают реализовывать его ученики. Концепция А.И. Крупнова является как методологической и теоретической основой данного исследования, так и его практической основой. Эмпирические результаты были получены при исследовании выборки китайских студентов, которая была разделена на две группы по половому признаку. Полученные результаты позволили определить структуру уверенности у китайских юношей и девушек. Согласно полученным в большинстве своём сходствам был сделан вывод, что структура уверенности у китайских юношей и девушек практически идентична, за исключением некоторых переменных. Это говорит о том, что основой уверенности у китайцев, независимо от пола, является достижение общественного признания, часто они чувствуют себя более уверенными, если находят поддержку со стороны.
168-173 34
Аннотация
Автором рассмотрены особенности изменения Я-концепции педагогов-психологов с разным стажем работы. Эмпирическое исследование включало в себя: изучение самооценки педагогов-психологов, их способности выстраивать отношения с клиентами, их отношения к себе как специалисту и к миру в целом. В статье приведены сравнительные результаты эмпирического исследования Я-концепции. Установлено, что для педагогов-психологов со стажем работы до 5 лет наибольшее значение имеют: мнение о себе как о будущем специалисте; полагание исключительно на свои силы и правильную стратегию поведения в профессиональной самореализации; высокая требовательность к себе; ответственность за свои поступки. Для педагогов-психологов со стажем работы не менее 5 лет наибольшее значение имеют: планирование профессиональной деятельности; самостоятельность; профессиональная самооценка; осознание профессионального эталона; способность признавать свои неудачи; ощущение недостаточности своих знаний в профессиональной деятельности; чувство призвания к профессии; высокая требовательность к себе; ответственность за свои поступки. Доказано, что у начинающего педагога-психолога удовлетворённость выбранной профессией зависит от того, как к нему относятся коллеги. Подтверждено снижение стремления к профессиональному самопознанию и развитию у педагогов-психологов со стажем работы более 5 лет, выявлены причины профессиональной неудовлетворённости у таких специалистов.
174-179 43
Аннотация
Статья посвящена анализу структурно-функциональной организации социального Я подросткового возраста и юношества. Представлен сравнительный анализ возрастных особенностей структурно-функциональной организации социального Я подросткового возраста и юношества. Определена проблема, цель и задачи исследования. Анализируются результаты эмпирического исследования возрастных особенностей и аспектов структурно-функциональной организации социального Я школьников. Рассмотрены и обобщены основные классические и современные теоретические подходы, определяющие структурно-функциональную организацию социального Я подростков и юношей. По результатам эмпирического исследования выстроена и интерпретирована количественная и качественная модель отличительных особенностей структурно-функциональной организации социального Я подростков и юношей. Данная работа расширяет и определяет сходства и различия структурно-функциональной организации социального Я школьников подросткового и юношеского возраста.

АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

180-184 173
Аннотация
В статье приведены результаты теоретического исследования, нацеленного на изучение возрастных этапов процесса сепарации от родителей. Показано состояние проблемы сепарации от родителей в отечественной и зарубежной психологии. Опираясь на отечественные и зарубежные теории периодизации развития личности, авторы выделяют особенности протекания сепарационных процессов на каждом возрастном этапе. Этапы выделены в соответствии с возрастными кризисами, каждый из которых рассматривается как очередная ступень сепарации. Обозначены сепарационные задачи, дано теоретическое обоснование пиков сепарационной активности в возрастные кризисы. Особое внимание уделяется изучению сепарационных процессов в студенческом возрасте, показывается их влияние на личностное, профессиональное самоопределение, становление субъектности, развитие личностной автономии. Подчёркивается важность разрешения сепарационных противоречий на каждом возрастном этапе как необходимого условия успешной социализации.
185-189 186
Аннотация
В статье приведены результаты эмпирического исследования особенностей развития самооценки как фактора успешной коммуникации старших подростков с задержкой психического развития. Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено, что самооценка влияет на развитие коммуникации старших подростков с задержкой психического развития; адекватная самооценка способствует успешной коммуникации данной категории детей. Эмпирическое исследование проводилось на выборке из восьми учащихся 9-го класса с задержкой психического развития в возрасте 15-17 лет на базе ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 4». Диагностическая программа состояла из следующих методик: «Выявление коммуникативных склонностей учащихся» (Р.В. Овчарова), «Тест коммуникативных умений» (Михельсон, в адаптации Ю.З. Гильбуха), «Диагностика коммуникативного контроля» (М. Шнайдер), методика измерения самооценки Дембо - Рубинштейн (Дембо - Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан), «Самооценка личности» (О.И. Мотков в модификации Б.А. Сосновского), методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси). В результате условно выделены 4 типа зависимости коммуникации от самооценки личности подростков с задержкой психического развития: вялый, скромный, прогрессивный и смешанный. Использование специальной коррекционно-развивающей программы позволяет оптимизировать самооценку и тем самым повысить уровень коммуникативных способностей.

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (МЕТОДЫ, ЭМПИРИЯ, ПРАКТИКА) - АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

53-58 141
Аннотация
В статье ставится проблема достижения высшего профессионализма в стратегическом мышлении управленца. Условием достижения этого уровня выступает реализация акмеологического подхода. Приводятся сведения о разработках, проведённых автором и возглавляемым им коллективом. Предъявляются основные идеи, подходы, принципы в их результативном изложении. В качестве основы акмеологичности мышления стратега выступает совмещение средств цивилизационного, онтологического, логического, социокультурного и методологического подходов в их инновационном, разработанном автором виде. Новая парадигма применяется для создания стратегии цивилизационного развития России и механизма координации проектных работ.
59-65 56
Аннотация
Статья посвящена исследованию личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих, проведённого с применением метода экспертной оценки. Были использованы адаптированные методики: «Лист Липмана» и методика экспертной оценки профессионально важных качеств субъекта управленческого труда. Раскрыто понятие «личностно-профессиональные качества». Представлены описание и анализ экспертной оценки личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих. Показано, что выявленные в результате экспертного анализа личностно-профессиональные качества муниципальных служащих в целом соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Эксперты выделили 49 показателей, имеющих высокую степень значимости, из которых 17 показателей заняли первое место по степени профессиональной значимости, 19 - второе место и 13 - третье место. Результаты исследования позволяют использовать их для обоснования задач разработки теоретической модели и программы развития личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих.
66-71 41
Аннотация
В статье приведены результаты изучения проблем одного из главных видов учебно-научной и самостоятельной деятельности студентов - подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, а также магистерских диссертаций. Применены следующие методы исследования: сравнительный анализ организации этого вида деятельности в российских вузах; включённое наблюдение за студентами и преподавателями; контент-анализ квалификационных работ и магистерских диссертаций; опросы преподавателей, студентов и магистрантов вузов. Теоретический анализ позволил определить, что проблема неэффективности изучаемого вида работы студентов и преподавателей выступает как комплексная недоработка в воспитании, образовании, формировании и развитии общей культуры молодых представителей социума, возникшая как на предыдущих уровнях образования, так и в результате непродуктивного взаимодействия студентов со своими родителями и преподавателями. Также в этом проявляется студенческий инфантилизм, имеющий такие сущностные характеристики: амбивалентность, мотивационно-побудительная сила, формы проявления; затяжной характер и пролонгирование на следующие возрастные этапы; возможность коррекции и преодоления. В ходе теоретического анализа и эмпирического исследования определены психолого-дидактические аспекты организации учебно-научной деятельности студентов и преподавателей вузов: разработка чёткого алгоритма по cодержанию и срокам представления отчёта по каждому этапу выполнения работы; требование предоставления научному руководителю как электронного, так и распечатанного варианта отчёта по выполненному отдельному этапу работы; необходимость обязательного обучения написанию выпускных квалификационных работ, хотя бы студентов первого курса вузов; обучение деловому общению; повышение общей культуры студентов, магистрантов и преподавателей вузов. Рассмотренные результаты исследования важны как для повышения эффективности выполнения выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций, так и для решения психодидактических задач вузов и повышения профессионализма преподавателей.
72-78 25
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования, нацеленного на психологический анализ и изучение концепта «профессиональное самовыражение» преподавателя вуза. Автором рассмотрены различные подходы генезиса концепта и возможности использования данного термина в психологии труда применительно к анализу профессионального самовыражения. Применены методы исследования: сравнительный анализ, включённое наблюдение, контент-анализ, опросы преподавателей вузов. Теоретически обоснован и эмпирически подтверждён тезис о существовании шести когнитивных признаков профессионального самовыражения преподавателя вуза как концепта: 1) в нем выступает уровень самосознания человека, в том числе и профессионального, причём самовыражение выступает интегрирующим, системообразующим компонентом самосознания; 2) оно является способом, которым личность проявляет, регулирует свою активность в процессе объективации в профессиональной деятельности; 3) оно выступает когнитивной моделью познания личности, посредством которой субъектом осуществляется познавательная деятельность этноса, социума, индивидуума в естественном языке; 4) это многозначный термин, выражающий определённый уровень знания и опыт человека и выражающий следующие компоненты этого процесса: способ организации жизни и регуляции времени; соотношение самолюбия и долга, анализ типа активности; тип противоречий, критических для личности; виды последствий критических противоречий; соотношение проблем саморегуляции, регуляции личностью своей жизни и регуляции личности обществом; тип мотивации; 5) оно эмоционально, личностно, имеет субъективный и личностный смысл и эмоционально-личностную окраску, им может быть выражено как вербальное, так и невербальное через имидж, поведение, реакции и др., а также имеет различные уровни: внешне-имиджевый, социально-профессиональный, творчески-преобразующий; 6) оно порождается и зависит как от уровня общей культуры преподавателя, так и от частных видов культуры - преподавательской, исследовательской, этно-культуры и др., в том числе и его тотальной толерантности. Рассмотренные результаты исследования важны как для личностно-профессионального развития преподавателей вуза и повышения эффективности их деятельности, так и для психологии труда, развития и акмеологии.
79-82 43
Аннотация
В статье приведён анализ применения медитативных техник в целях выявления у сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) потенциальных возможностей к личностно-профессиональному развитию, самосовершенствованию и формированию составляющих адекватной самооценки. Показано, что изменение качеств, составляющих адекватную самооценку, зависит от комплекса проведённых занятий по медитативным техникам, а также от их последовательности и регулярности. Полученные экспериментальные данные в ходе проведения серии занятий по использованию медитативных техник позволяют разработать пути личностно-профессионального развития сотрудников.
83-88 41
Аннотация
В статье приведены результаты теоретического анализа особенностей психолого-акмеологического обеспечения профессионального развития космонавтов. Приводится описание разработанной автором соответствующей теоретической (концептуальной) модели, которая представляет собой систему комплексного психологического сопровождения профессионального развития и совершенствования космонавтов. Основное исследование включает в себя: изучение специфики профессиональной подготовки космонавтов; результаты мониторинга личностно-профессионального развития космонавтов на разных этапах их профессиональной подготовки и психологического собеседования с действующими космонавтами. В ходе анализа результатов исследования были выделены основные направления психологической подготовки космонавтов, которые базируются на фундаментальной концепции акмеологии - оптимизации личностно-профессионального развития, что рассматривается автором как один из важных аспектов в практической деятельности профессиональной подготовки космонавтов.
89-95 69
Аннотация
В статье представлено эмпирическое исследование, которое посвящено изучению профессиональной идентичности будущих специальных психологов. Профессиональная идентичность представлена как интегративное свойство личности, отражающая тождественность с самим собой, со своими профессиональными и жизненными ориентирами. Авторы предлагают изучать профессиональную идентичность через выделенные компоненты - рефлексивный, конативный, ценностно-смысловой, поведенческий. В статье предложены методики исследования, представлен количественный и качественный анализ результатов работы исследования. Эти результаты исследования показали, что у будущих специальных психологов недостаточно хорошо развиты рефлексивный и конативный компоненты (рефлексивность и эмпатия), компенсируемые сформированным поведенческим компонентом (способность к принятию решения и ориентация на социальные задачи). Причины сниженного рефлексивного и эмпатийного потенциала авторы видят в нескольких причинах: и в самом типе личности испытуемых, и в их возрасте, и в специфике обучения на дефектологическом факультете. Специалиста дефектологического профиля ориентируют прежде всего на соблюдение чётких схем работы с клиентами, имеющими нарушения в психофизиологическом развитии. При этом существует мало занятий и тренингов, посвящённых саморазвитию, рефлексии собственного личного опыта и мотивации выбора профессии. Таким образом, профессиональная идентичность достигается путём принятия определённых паттернов поведения в ситуации. Поэтому рефлексивность, эмпатия и ценности присваиваются как готовые элементы профессионального образа. Повышенный контроль чувств и мыслей, отмеченный у испытуемых, может усиливать внутреннее противоречие в ситуации, что является фактором эмоционального выгорания. Для развития профессиональной идентичности авторы предлагают насыщать дисциплины дефектологического профиля акмеологическими компонентами - рефлексивными тренингами и психотерапевтическими группами.
96-99 110
Аннотация
В результате проведённого исследования обозначен ряд теоретических обобщающих позиций, раскрывающих суть проблемы создания актёрами сценических образов. Определена система создания художественного образа в процессе сценического творчества артистов. Описаны основные психологические методы актёрской психотехники создания сценических образов. Обоснована необходимость исследования специфики процесса создания артистами сценических образов. Намечены перспективы дальнейшего исследования этого процесса.
100-105 21
Аннотация
Принцип предметности, разработанный в рамках культурно-деятельностного подхода, впервые применён к изучению и анализу коммуникативного пространства руководителя. Также впервые предложено и обосновано принять в качестве уровней и векторов направленности, определяющих содержание предметности коммуникативного пространства, уровни мировосприятия - нравственного сознания (Б.С. Братусь) и направления - виды социальной адаптации (В.А. Петровский). Показано, что опора на предметность как на специфическую представленность значимых других в восприятии субъекта управленческой деятельности обеспечивает возможность исследовать сущностные характеристики и смысловые особенности коммуникативного пространства руководителя.

СОЦИАЛЬНАЯ АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

106-114 58
Аннотация
В статье рассматриваются результаты психосемантического исследования представлений студентов о качествах и поведении лидера. Использование фразеологизмов в качестве тестового материала позволило выявить представления участников исследования о качествах, присущих лидеру в максимальной степени, а также о «противопоказанных» лидеру качествах. Было показано, что студенты рассматривают ответственность, способность к прогнозированию, настойчивость, проницательность, самоконтроль, способность к точному самопозиционированию и развитые общие и специальные способности как наиболее значимые для эффективного осуществления лидерских функций личностные качества и особенности поведения. В то же время, по мнению респондентов, лидеру «противопоказаны» неуверенность, медлительность, зависимость от других, излишняя осторожность, уклончивость, недобросовестность и лень. С помощью факторного анализа была выявлена латентная структура поведения, характерного и нехарактерного (недопустимого) для лидера.
115-120 47
Аннотация
В части статьи, отражающей теоретическое исследование, дано определение представлениям о карьере, содержательно раскрыты компоненты представлений о карьере: эмоциональный, когнитивный, поведенческий и ценностно-мотивационный. В основной части статьи освещены данные эмпирического исследования отличий в представлениях о карьере студентов с мотивацией достижения успеха и избегания неудачи. Исследование осуществлялось на студенческой выборке в Воронежском государственном университете с помощью методов стандартизированного самоотчёта, праксиметрического, проективного. В результате эмпирического исследования было установлено, что у студентов с мотивацией достижения успеха в представлениях более выражены положительные оценки карьеры (эмоциональный компонент) и имеется более чёткий план построения карьеры (поведенческий компонент). В содержании когнитивного компонента установлено, что студенты с мотивацией избегания неудач интересуются карьерой из-за возможных выгод и реже полагаются на собственные силы в её реализации. В ценностно-мотивационном компоненте представлений о карьере имеются различия в блоке ценностей и отсутствуют в мотивационной составляющей. Студенты с мотивацией достижения успеха признают ценность карьеры и считают её одной из главных целей жизни, чем отличаются от студентов с мотивацией избегания неудачи.
121-125 56
Аннотация
В статье представлены результаты исследования развития этнической идентичности подростков из разных культурных сред. Описана структура этнической идентичности, которая включает в себя аффективный и когнитивный компоненты. Эмпирическое исследование развития этнической идентичности школьников проведено в общеобразовательной школе г. Москвы (Россия) и в г. Исмаиллы (Азербайджан). Результаты этого исследования показали, что развитие этнической идентичности и структурных компонентов азербайджанских школьников выше, чем развитие этнической идентичности и структурных компонентов московских школьников, что является следствием особенностей воспитания в нуклеарной и традиционной семьях, когда на формирование этнической идентичности влияют семейные традиции, характеризующие этнос.
126-130 45
Аннотация
В статье приведены результаты лингвосоциопсихологического исследования релевантных коммуникативных отношений как средства повышения эффективности профессионального взаимодействия в системе «человек - человек». В центре исследовательского внимания авторов - интернациональный состав лексики языка как инструмента взаимодействия, который рассматривается в функциональном аспекте - как средство релевантных коммуникативных отношений. В ходе теоретического анализа определены сущностные характеристики релевантных отношений в системе управления на основе текстовой деятельности. При этом под текстом подразумевается объединённая смысловой зависимостью последовательность знаковых единиц, существующая как в письменной, так и в устной форме. Помимо характеристик речи как способа языкового оформления смыслового содержания текста, выделены также характеристики средств формирования и формулирования мысли. Каждый из аспектов языковой характеристики в конечном счёте зависит от характеристик основного речевого материала - слова. Поэтому диахронические изменения в словарном составе языка имеют принципиальное значение для характеристик текста и релевантности коммуникативных отношений. В начале XXI века в условиях глобальной англоязычной коммуникации новые слова и новые значения слов, появляющиеся в английском языке, стремительно проникают в лексические системы множества языков. Через глобально значимые языки (к которым относится и русский) эти слова и значения слов транслируются в другие языки и обеспечивают себе узнавание и понимание не только в пределах какого-либо одного ареала, но и в масштабах всей планеты. Насыщение профессиональной речи интернациональной лексикой в полной мере отражает реалии современного коммуникативного поведения в разных системах управления. Авторы приходят к выводу, что использование интернациональной лексики позволяет изменить речевое поведение и перевести его на уровень текстовой деятельности, чтобы достичь смыслового соответствия между информационным запросом и полученным сообщением. В результате у субъектов коммуникативных отношений формируется единое понятийное поле, обеспечивающее в коммуникативной ситуации эффективное саморазвитие каждого его участника, а в ситуации управления - эффективную совместную деятельность.
131-136 36
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, целью которого является психологический анализ профессиональной деятельности врача и построения отношений «врач - пациент». Приведены различные подходы поиска взаимосвязи психологических и медицинских знаний, представленные в ХХ-ХХI веках психологами, физиологами и врачами. Применены методы опроса и включённого наблюдения за пациентами и медиками, осуществлявшими практико-эмпирическую работу в должности врача, заведующего отделением и директора медицинского центра на протяжении более чем 25 лет. Теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены положения о важности организации отношений «врач - пациент», в основу которых положены психологические знания, умения и навыки, которыми должен владеть медицинский работник. В ходе теоретического анализа определён тезис о том, что для построения эффективных отношений «врач - пациент» медицинский работник должен владеть не только профессионально-медицинскими компетенциями, но и коммуникативной технологией убеждающе-доверительного общения с пациентами. В этом ракурсе обоснованы следующие принципы этого вида общения: научность, фундаментальность и прикладная направленность; своевременность получаемой информации, основательность целей процесса лечения и гарантированность их достижения; соответствие процесса лечения психологическим, возрастным, индивидуальным и социальным особенностям пациента; формирование у пациента мотивации излечения, его активности в этом согласованном с врачом процессе, соблюдение врачебной этики. Полученные результаты исследования важны как для развития психологии труда медицинских работников, так и для всей психологии общения и отношений.
137-142 37
Аннотация
В статье освещаются результаты корреляционного анализа между уровнем нравственной компетентности, измеряемым с помощью теста нравственной компетентности (МСТ) Г. Линда и утверждениями Опросника свойств и состояний совести (ОССС) В. Манерова на примере выборок из России и Грузии. В исследовании представлены четыре выборки: грузины до 25 лет, грузины старше 25 лет, русские до 25 лет, русские старше 25 лет. В ходе исследования были выявлены связи нравственной компетентности, религиозности, эмоциональных отношений в семье. Полученные результаты обнаружили значимые различия в уровне нравственной компетентности у представителей российской и грузинской культур, а также различные системы корреляционных связей. Так, наиболее высокий уровень нравственной компетентности был зафиксирован у российских студентов. Имело место значительное отличие в уровне нравственной компетентности у грузин до 25 лет и старше 25 лет. Можно предположить, что значительное увеличение нравственной компетенции у молодого поколения грузин относительно старшего может свидетельствовать о снижении уровня религиозности, возрастании нравственной рефлексии. Результаты проведённого анализа позволяют выдвинуть дополнительные гипотезы для исследования, они будут проверены на более крупной выборке. Полученные данные будут соотнесены с результатами опросника Ш. Шварца и дилеммами Л. Колберга.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

190-195 50
Аннотация
В статье рассматривается психология молчания как новая область знания. Намечаются психологические направления изучения молчания в связи психотерапией, психологическим консультированием, историей психологии, психологией творчества. Подчёркиваются ресурсные возможности молчания, обусловленные активизацией морально-ценностного, духовно-религиозного и творческого потенциала. Предлагается раскрытие психологического содержания понятия «молчание» как проявления высших способностей. Приводится определение высших способностей и критерий их выделения. Анализируется духовная природа высших способностей. Обозначена их связь с активизацией ресурсных возможностей человека на основе ресурсного подхода. Рассматривается проявление таких высших способностей, как моральные, рефлексивные, саморегулятивные, творческие и др., с одной стороны, выступающих как фактор активизации молчания (достижение внутреннего покоя), с другой - как следствие молчания, например в творчестве (актуализация творческого потенциала в результате эффекта отсроченности проявления креативности, связанного с психологией молчания).
196-200 28
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психолого-акмеологический анализ факторов ресоциализации личности в период посткризиса. Автор теоретически обосновал и эмпирически подтвердил положение о том, что успешность процесса ресоциализации личности в период посткризиса - профессионального, событийно-биографического, личностного - определяется возможностями перехода личностного развития на уровень саморазвития и непрерывного личностно-профессионального самосовершенствования. В ходе теоретического анализа определены сущностные характеристики ресоциализации личности в период посткризиса, психолого-акмеологические критерии и показатели соответствующих факторов этого процесса. Эмпирическая проверка проведена на выборке испытуемых молодого и зрелого возраста, переживших личностные, профессиональные, событийно-биографические кризисы, кризис середины жизни. Были использованы следующие методы: а) диагностическое интервью с целью оценки влияния кризисного события и дискомфорта; б) исследование ценностных ориентаций, самоотношения и коммуникативной социальной компетентности; в) изучение стратегий преодоления стрессовых ситуаций и восприятия социальной поддержки; г) эксплораторный факторный анализ. Выявлены отдельные психолого-акмеологические факторы ресоциализации личности в период посткризиса на личностном и межличностном уровнях: преодоление личностных деструкций и профессиональных деформаций, саморазвитие; самосовершенствование и развитие профессионализма личности, её самореализация в различных сферах социального взаимодействия; социальная и коммуникативная компетентность, использование адаптивных вариантов поведенческого копинга и механизмов психологической защиты; благоприятный социальный статус.
201-209 107
Аннотация
В статье приведены результаты исследования психологических особенностей личности подростков, находящихся в специальном образовательном учреждении закрытого типа, которые детерминируют их девиантное поведение. Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для обучающихся с девиантным поведением». Авторами выявлены взаимосвязи между внешними социальными факторами (состав и наличие семьи, низкий образовательный уровень родителей) и психологическими особенностями подростков (акцентуации характера, проявление агрессии, стратегии совладания с жизненными трудностями), обусловливающими их девиантность. Выявленные особенности подростков позволяют разработать стратегии коррекционного вмешательства, направленные на преодоление и профилактику девиантного поведения, которые, в свою очередь, могут быть использованы в практической деятельности психологической службы специального образовательного учреждения закрытого типа.
210-214 60
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психологический анализ совладающего поведения и уровня субъективного комфорта у студентов 1-го курса как акмеологического ресурса их учебной деятельности. Теоретически обоснованно и эмпирически подтверждено положение о том, что характер стресс-преодолевающего поведения студентов зависит от уровня их субъективного комфорта. Выборку исследования составили студенты 1-го курса факультета гуманитарных и социальных наук и филологического факультета РУДН. Были использованы два метода: а) психодиагностическая оценка совладающего поведения студентов и уровня их субъективного комфорта; б) сравнительный и факторный анализ. Результаты исследования показали, что студенты 1-го курса подвержены стрессу в положительной и негативной формах и что они способны справиться с имеющейся нагрузкой. Выявлены: различия у девушек и юношей в совладании со стрессом; различия у группы с активным совладанием и у группы с неактивным совладанием; специфика совладающего поведения в зависимости от уровня субъективного комфорта. Выявлена также связь субъективного комфорта с характером собственной предвосхищающей активности при преодолении стресса испытуемым (в будущем на пользу себе или во вред).
215-218 34
Аннотация
Исследование посвящено изучению условий, влияющих на состояние «потока» в учебной деятельности студентов. Предметом исследования является зависимость переживания «потока» студентов в их учебной деятельности от особенностей деятельности преподавателя, а также взаимосвязь опыта «потока» с особенностями мотивации и личности студентов. Для изучения состояния «потока» студентов были поставлены и выполнены следующие задачи: проведён анализ методов изучения состояния «потока» в зарубежной литературе; исследованы особенности переживания «опыта потока» в учебной деятельности; выявлены условия, способствующие возникновению состояния «потока», а также препятствующие ему; намечены способы фасилитации состояния «потока». В работе был проведён анализ надёжности переведённого опросника The Flow State Scale-2. По итогам проведённого квазиэксперимента не было получено ожидаемого результата о продуктивном влиянии обратной связи на состояние «потока», были проанализированы возможные причины и предложены варианты дальнейшего исследования данного явления.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

219-224 68
Аннотация
В статье представлены результаты исследования проблемы формирования поликультурной компетентности как социально и профессионально значимого интегративного качества личности будущего учителя. На основе проведённого анализа теоретических подходов к проблеме формирования поликультурной компетентности будущих учителей, сравнительного анализа современных Федеральных государственных образовательных стандартов, учебных планов, программ и учебно-методических материалов, а также пилотажного эмпирического исследования был выявлен ряд актуальных проблем. Среди них - повышение квалификации, формирование и развитие поликультурной компетентности преподавателей педагогических вузов; совершенствование методической составляющей поликультурного образования; широкое использование активных и интерактивных методов и форм организации образовательного процесса; организация эффективной педагогической практики студентов в поликультурной образовательной среде; использование потенциала внеучебной деятельности в процессе формирования поликультурной компетентности будущих учителей.
225-231 88
Аннотация
В статье представлены аналитические результаты исследования проблемы формирования у студентов вуза интереса к самообразованию в системе аудиторных и внеаудиторных занятий. Раскрыта значимость внеаудиторной работы по учебным дисциплинам в системе подготовки специалиста в высшей школе. Определены основные позиции, характеризующие внеаудиторную работу в качестве важного фактора формирования у студентов интереса к самообразованию. Выявлено, что в процессе внеаудиторной работы формируется начальная готовность студента к самообразованию. Цели, задачи, содержание и формы внеаудиторных занятий позволяют широко использовать различные виды самостоятельных работ. В процессе внеаудиторных занятий студенты под руководством преподавателя и самостоятельно осваивают не только новые знания и умения в различных областях науки и культуры, но и способы самостоятельной деятельности. Показано, что педагогически продуманная организация внеаудиторной работы стимулирует у студента формирование интереса к самообразованию на основе развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер личности, а также управленческих знаний и умений.

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ (ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ)

232-236 35
Аннотация
В статье анализируются дидактические аспекты модернизации современного высшего образования, ориентированного на усиление функционального аспекта подготовки будущих выпускников. Акцентируется объективный культурный запрос, направленный на коррекцию личностного ценностно-смыслового восприятия системы отношений «человек - общество - природа». Определяется педагогический потенциал географо-экологического образовательного пространства. Раскрывается содержание понятия «экосистемное мышление личности». Показывается, что содержание экологического образования, основанное на решении экологических проблем с учётом задач и возможностей будущей профессиональной деятельности, способствует эффективному формированию устойчивого представления, «образа» экологической культуры в индивидуальном сознании личности - экосистемного стиля мышления. Рассматриваются гуманитарные образовательные технологии в качестве дидактического средства при проектировании экологического образования, развитии экосистемного мышления студентов вуза. Анализируется технология рефлексии как условие реализации гуманитарных образовательных технологий в образовательном процессе высшей школы.
237-242 34
Аннотация
Ориентируясь на основные положения Федеральных государственных образовательных стандартов общего и высшего образования, а также Профессионального стандарта «Педагог», авторы разработали комплексную модель современного учебного занятия. С одной стороны, она имеет адресатом учителя общеобразовательной школы. Но, с другой стороны, будет весьма полезна и преподавателям системы высшего и дополнительного профессионального образования. Созданная модель представляет собой систему, содержащую четыре блока: концептуальный, инвариантный, вариативный и результативный. Все эти блоки могут иметь дальнейшее разветвление в виде компонентов. В итоге перед нами модель с чётко выстроенными логическими связями и отношениями между четырьмя блоками и их компонентами. Центральную позицию в модели занимают этапы современного учебного занятия, на каждом из которых решается конкретная дидактическая задача.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

243-248 39
Аннотация
В статье в формате теоретической рефлексии проблемы предлагается альтернативное видение инновационности развития современного образования в России: а) в контексте акмеологического измерения указанного процесса; б) в контексте целостного подхода к развитию человека. В качестве теоретического итога авторы формулируют две принципиальные, по их мнению, позиции: первую - о том, что образование должно быть ориентировано на проявление сущности человека, общества и природы в форме общественного интеллекта посредством перехода от сущности одного порядка к сущности другого - более высокого, порядка в едином пространстве жизни человека, общества и природы; вторую - о том, что инновационная система образования есть не столько образ жизни, сколько сама жизнь, заключающаяся в смене жизненных пространств и образов.

НА СТЫКЕ НАУК

249-254 55
Аннотация
В статье предпринята попытка разработки теоретической базы для системы обучения, в основе которой лежит идея акселерации качества обучения студентов, их деятельности и трудоустройства. Основные темы исследования: акселерация морально-этических, патриотических и профессиональных качеств личности; актуализация личностно-профессионального развития кадров на основе киберакмеологии (КА); решение киберакмеологических проблем развития профессионализма личности; разработка и внедрение киберакмеологических прикладных технологий как способов креативного саморазвития личности, её самоусовершенствования и самообразования; определение киберакмеологических основ профессиональной деятельности личности; выработка киберакмеологического индивидуального стиля профессиональной деятельности личности в современных условиях; киберакмеологическая мотивация профессиональной деятельности и достижения успехов в обучении, карьере, творческой жизни. Концепция киберакмеологии основана на теоретическом и практическом (прикладном) моделировании талантов и способностей личности на основе современных информационных технологий (ИТ) за счёт методологии достижения акме-точек человека в разных областях и ситуациях. Большое значение имеет и реализация разработанной модели на основе фило- и онтогенеза.
255-258 24
Аннотация
В статье приводятся данные нейронаук по исследованию ряда морфометрических показателей, характеризующих развитие моторной коры в филогенезе. Рассматривается связь между развитием первичного моторного поля и формированием сложных поведенческих актов, включающих моторный компонент. Проводится параллель между развитием моторной коры в филогенезе и онтогенезе. Основной целью работы явилось изучение характера изменений специализированных типов нейронов двигательной коры - гигантских пирамид, и нейронального комплекса эфферентных слоёв первичной двигательной коры как морфологического субстрата регуляции моторной функции и сознательной психической деятельности, осуществляемой в ходе поведенческих актов. Проводили морфометрическое исследование с применением стереологического метода. Окраску препаратов мозга производили крезиловым фиолетовым по методу Ниссля. В результате эмпирического исследования было показано, что уменьшение плотности расположения и увеличение объёма гигантских пирамид Беца в филогенезе способствует усилению их функциональных возможностей в направлении синтеза разномодальной афферентной информации, а увеличение площади дендритных полей данных нейронов, связанное с уменьшением объёмной фракции и плотности расположения нейронов, создаёт большие возможности для реализации программ двигательного контроля. Необходимо подчеркнуть существенную практическую значимость данных исследований для психологии и акмеологии, поскольку в современных условиях технического прогресса намечается существенный моторный дефицит в различных видах деятельности, особенно учебной.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)