Preview

Акмеология

Расширенный поиск
Том 67, № 3 (2018)

ОТ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА

5-9 73
Аннотация

Для созидательной и самосозидательной деятельности преподавателя и студента как будущего специалиста важно создать условия для определения дальнейшего саморазвития с использованием самореализации собственных потенциальных возможностей и интеллектуальных ресурсов, повышающих не только эффективность деятельности, но и стремление преподавателя и студента к актуализации оптимальной самореализации, ценностных ориентаций, креативности и рефлексивной саморегуляции средствами образования.

Наши основные многолетние исследования, проверенные факторным анализом, показали, что созидание продуктивного субъекта образования зависит от самореализации и самосовершенствования, развития высокого творческого потенциала, ценностных ориентаций и рефлексивной саморегуляции.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (ТЕОРИЯ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, ПРАКТИКА)

10-16 72
Аннотация
С целью определения акмеологической структуры группы разработчиков электронных образовательных ресурсов и её параметров исследован массив объёмом 567 информационных продуктов, созданных при участии 83 авторов с 2005 по 2017 г. Структурирование группы проведено по формальным признакам их положения в системе образовательной коммуникации. Показана возможность использования базы данных фонда для количественного и статистического анализа акмеологической структуры контингента авторов. Определены интегральные и частные характеристики подгрупп и контента портфолио, их корреляция, характер зависимостей. Сделаны выводы о важности учёта всех видов публикаций при разработке комплексов показателей оценивания результатов интеллектуальной деятельности авторов.
17-23 36
Аннотация

В статье рассматривается проблемный характер регуляции профессиональной деятельности человека, его адаптационных возможностей и стратегий, которые он совершает в новых условиях социальной действительности. Техногенное изменение и трансформация современных условий привели к естественной модификации поведения людей, их стратегий реагирования, своеобразию выполнения ими профессиональной деятельности. В настоящее время труд приобретает иные социальные функции и значение, свойственное для виртуального пространства и его цифровизации. При этом личность профессионала преобразуется в эффективную компьютерную нейросистему, которая грамотно выполняет сложные профессиональные операции. Происходит формирование дополнительной реальности или виртуальности, в которую вовлечён работник. Всё это создаёт для него психологические проблемы и трудности, а также определяет возникновение ограничений для его профессиональной идентификации и самоопределения. Восприятие им окружающего мира теперь носит парадоксальный характер, обусловленный двойственностью внешних социальных условий и неоднозначностью внутренних переживаний самой личности. Эффективность профессиональной деятельности резко снижается, что приводит к нарушению условий безопасности, высокой аварийности. Позитивные механизмы реагирования, такие как юмор, творчество, креативность, создают предпосылки для оптимизации профессиональной деятельности. Для их внедрения предлагается разрабатывать социально-психологические адаптационные программы, которые будут включать формирование у профессионалов мета-отношения к профессиональной деятельности, включённое в конверсионное поведение и позитивное реагирование.

24-27 30
Аннотация

В статье представлены результаты пилотажного исследования самооценки уровня владения профессиональными компетенциями начальниками отделений почтовой связи (ОПС). Идея исследования возникла в связи с наличием проблем в деятельности отделений почтовой связи ФГУП «Почта России» по созданию качественных рабочих мест и способствованию реализации трудового потенциала каждого сотрудника. Гипотезой исследования послужило предположение о том, что трудности в решении обозначенной проблемы обусловлены недостаточным уровнем профессиональной компетентности руководителей так называемого организационного уровня (низового звена), то есть тех руководителей, которые осуществляют контакт и руководство непосредственными исполнителями - сотрудниками ОПС, обеспечивающими обслуживание клиентов. Экспериментальная часть исследования проводилась посредством опроса на основе авторской анкеты, в котором приняли участие 29 начальников ОПС и 6 заместителей, в связи с тем, что в момент анкетирования их начальники находились в отпуске. Все респонденты - женщины. В результате исследования выявлены: основные демографические характеристики респондентов (пол, возраст, образование, опыт руководящей работы); профессиональная мотивация (удовлетворённость процессом труда, стремление к карьерному росту, авторитет среди подчинённых); организаторские и коммуникативные способности; эмоциональная стабильность. Анализ ответов участников анкетирования позволил сделать выводы о том, что в выборке руководителей ОПС преобладают респонденты старше 40 лет, работают в должности руководителя свыше 11 лет, имеют среднее и высшее образование по профилю профессиональной деятельности, работа соответствует направленности личности. В результате интерпретации полученных эмпирических данных с помощью программы SPSS2016 выявлены отрицательная и положительная корреляции исследуемых показателей.

28-33 28
Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведённого с целью определения взаимосвязи между реализованным профессиональным потенциалом менеджеров и управленческими функциями, которые менеджеры осуществляют в организации. С помощью оценки менеджерских функций были выделены те из них, которые имеют наибольшее воздействие на формирование уровня реализации потенциала менеджеров. 121 профессиональный менеджер, включая все уровни менеджеров (высшее, среднее, нижнее звено), принял участие в данном исследовании.

В исследовании представлены три модели, основанные на ответах в анкетах. Каждая модель демонстрирует социально-психологический фактор, который определяет уровень реализованного профессионального потенциала менеджеров. Три фактора, выявляющие этот уровень, были определены следующим образом: 1) лидерские способности менеджеров (определяются шестью менеджерскими функциями: обучение, управление, организация, анализ, контроль и профессионал); 2) организационное поведение менеджеров (связано с двумя менеджерскими функциями: администрирование и дипломатия); 3) эффективность менеджеров (определяется двумя менеджерскими функциями: управлением финансами и инновация). Значение исследования состоит в том, что оно предлагает практические рекомендации и указания для дальнейшего управленческого развития с упором на конкретные менеджерские функции для каждого фактора, который повысит уровень реализованного профессионального потенциала менеджеров.

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА (ВОЗРАСТНЫЕ, ГЕНДЕРНЫЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ)

34-38 45
Аннотация

Убеждения личности рассматриваются как фактор генезиса и углубления одиночества посредством формирования коммуникативных установок и оценки коммуникативных ситуаций. Показаны механизмы влияния иррациональных убеждений на такие предпосылки одиночества, как сокращение межличностных контактов и ухудшение «качества» общения. В статье анализируются следующие иррациональные убеждения: различные виды «долженствования» (перфекционизм, обязанность близких людей «понимать друг друга без слов»); убеждения в эгоистичности людей и нежелательности эмоционального самораскрытия; трактовка несогласия со своим мнением как неуважения; убеждения в обязательности одобрения человека со стороны окружающих, в детерминации самооценки внешними оценками. Отмечена роль коррекции убеждений в психологической помощи студентам по проблеме одиночества.

39-43 46
Аннотация

Статья посвящена решению проблемы личностного саморазвития студентов путём исследования особенностей влияния развития способности к саморазвитию на их нравственное самоопределение и принятие решений. Статья отражает аспекты саморазвития и нравственного саморазвития человека, его самоопределения и нравственного самоопределения, их место в принятии решений. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на примере выборки, состоящей из 583 человек. Выявлено, что способность студентов к саморазвитию положительно влияет на их нравственное самоопределение и способность принимать решения. Полученные данные предоставляют возможность для разработки программы личностного саморазвития студентов, авторского подхода к оказанию психологической помощи в виде психолого-акмеологического консультирования по проблемам жизненного пути.

44-49 30
Аннотация

Статья содержит результаты эмпирического исследования, направленного на установление взаимосвязи между особенностями рефлексии и типом жизненной ориентации, характерной для индивида. В исследовании принимали участие студенты технической направленности 18–23 лет, рефлексия которых рассматривалась с точки зрения продуктивного и непродуктивного её видов, а также взаимосвязь со способом организации собственной жизнедеятельности. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что жизненная ориентация личности определяется видом рефлексии, путём актуализации или деактуализации её ценностей: продуктивная рефлексия способствует самоосуществлению ценностей личности в её жизненной ориентации, непродуктивная рефлексия затрудняет эту взаимосвязь, что определяет иной тип жизненной ориентации. Данные факты позволяют предположить, что характерный для индивида вид рефлексии в большей степени влияет на жизненную ориентацию индивида как способа жизни, чем внутренние ценности личности. Рассмотрение и изучение рефлексии как инструмента возможности реализации внутренних конструктов личности во внешнюю жизнедеятельность позволяет установить особенности взаимосвязи внутреннего мира человека и его жизненного пути.

50-51 16
Аннотация

Когнитивный стиль является одной из ключевых составляющих деятельности человека, которая отражает способ восприятия, переработки и оценки информации индивидом. Изначально термин был предложен в рамках психоанализа, а сейчас когнитивный стиль изучается в рамках исследования поведения и деятельности, отражая наличие в них индивидуальных различий, а также как самостоятельный предмет в психологической науке. Впоследствии исследователи выделили и обозначили основные когнитивные стили, что послужило развитию отдельной области знаний и дополнило имеющиеся материалы по теме деятельности и поведения.

В рамках данной статьи путём анализа нескольких эмпирических исследований изучается вклад когнитивных стилей в учебную и профессиональную деятельность студентов высших учебных заведений. Все эти исследования объединяет также использованный метод — индикатор когнитивного стиля (CoSI), разработанный в Гентском университете. С его помощью (а также в сочетании с другими методами) исследователи выяснили, что у студентов, обучающихся на разных направлениях, наблюдаются значительные различия в преимущественно выраженном когнитивном стиле, а также обнаружили возможность прогнозирования наличия когнитивных стилей в зависимости от черт личности.
52-57 23
Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвящённого анализу соотношений показателей креативности и интеллекта у девушек с разным уровнем сформированности понятийных способностей. Полученные результаты свидетельствуют о тесной взаимосвязи понятийных способностей с показателями психометрического интеллекта и невербальной креативности, однако мера выраженности интеллекта и креативности варьирует в зависимости от степени сформированности понятийных способностей: высокий уровень сформированности как категориальных, так и концептуальных способностей сопряжён с высокими показателями интеллекта и креативности; средний уровень категориальных способностей и низкий уровень концептуальных способностей коррелируют со средним уровнем значений интеллекта и креативности; низкий уровень концептуальных и категориальных способностей сопряжён с низкими показателями интеллекта и креативности. Следует отметить, что достоверные связи между показателями креативности и интеллекта выявлены только для случая среднего уровня категориальных и низкого уровня концептуальных способностей.

ИССЛЕДОВАНИЯ НА СТЫКЕ НАУК

58-66 25
Аннотация

Реконструкция дефектов черепа рассматривается как важный хирургический этап восстановления пациентов после черепно-мозговой травмы. Динамика когнитивных функций после герметизации черепа вызывает интерес у исследователей во всём мире, однако данная тема недостаточно изучена. Значительное увеличение пациентов с послеоперационными дефектами черепа вследствие агрессивной хирургической тактики в лечении пациентов с тяжёлой черепно-мозговой травмой обуславливает необходимость дальнейшего изучения этой темы. В эмоциональной сфере пациентов депрессия является наиболее распространённым последствием черепно-мозговой травмы, ухудшая качество жизни и влияя на межличностное функционирование, профессиональное и социальное восстановление пациентов, а также на результаты дальнейшей реабилитации. Результаты исследований подчёркивают важность психокоррекционных вмешательств для решения проблемы депрессии у пациентов после черепно-мозговой травмы.

ОЧЕРКИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ

67-75 26
Аннотация

Рефлексивная персонология выдающейся личности Алексея Николаевича Леонтьева, анализ его роли в становлении и развитии человекознания, отечественной психологии, акмеологии.

76-79 16
Аннотация

В память об И.С. Глазунове, его жизни и творчестве с позиции автора и студентов, в воспоминаниях современников, в ключе акмеологического подхода.

РЕЦЕНЗИИ И ДАЙДЖЕСТЫ

80-82 44
Аннотация

16 мая 2018 года прошло очное заседание Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики, права, психологии и образования». Конференция была традиционно организована и проведена частным образовательным учреждением высшего образования «Балтийский гуманитарный институт» (ЧОУ ВО БГИ) в Санкт-Петербурге. Тематика конференции носила междисциплинарный характер, учитывая основные области научных и практических исследований института. Очное мероприятие собрало большое количество участников из разных научных учреждений, вузов, практико-ориентированных предприятий Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска и других городов России и Казахстана.

Конференция стала площадкой для обмена опытом, оценки качества, презентации научных и педагогических достижений, а также анализа разработок прорывных технологий в области экономики, права, психологии и образования.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)