Preview

Акмеология

Расширенный поиск
Том 66, № 2 (2018)

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (ТЕОРИЯ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, ПРАКТИКА)

7-12 29
Аннотация

В статье представлены результаты ряда ассоциативных экспериментов, выполненных в китайской и российской аудиториях, в китайских и российских вузах. На этой основе выделены когнитивные различия в ассоциациях студентов двух стран, особенно выделены лакуны российской культуры у китайских студентов, необходимые для межкультурной коммуникации. Основное исследование включило в себя изучение восприятия слов-понятий китайскими студентами в вузах. Исходя из суждений участников эксперимента, были сделаны предварительные выводы о том, что дискурсивные стратегии преподавателей РКИ могут раскрыть аббревиатуру, должны быть направлены на изучение различий между китайской и российской культурами. Автор считает, что на занятии преподавателю РКИ следует осознанно использовать дискурсивные стратегии и тактики, управлять процессами общения, чтобы развивать мышление студентов. Вместе с тем, на этапе объяснения преподавателю надо пользоваться теорией осмысленного вербального обучения и понятия «когнитивной структуры» американского психолога Дейвида Поля Озбела, чтобы студенты легко восприняли новый материал.

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА (ВОЗРАСТНЫЕ, ГЕНДЕРНЫЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ)

13-17 31
Аннотация

В статье приведены результаты эмпирического исследования, посвящённого определению степени влияния фактора пола участников исследования, в роли которых выступили школьники старшего подросткового возраста, на проявления сенсорных семантических способностей разного типа модальности: тактильные, слуховые, обонятельные, вкусовые и зрительные ощущения. В соответствии с полученными результатами можно сделать вывод о том, что различия между девочками и мальчиками не выявлены по всем видам сенсорных ощущений. Отражённые в статье результаты углубляют наши представления о таком мало разработанном конструкте понятийного опыта, как семантические сенсорные способности. Эти факты подчёркивают перспективность исследования внутренней структуры концепта. Кроме того, изучение сенсорных способностей в разные возрастные периоды жизни человека, позволяют рассмотреть динамику их развития, установить закономерности их формирования.

 

18-23 46
Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу проявления показателей тревожности у греческих и российских студентов в период обучения в вузе на первом и четвёртом курсах. Автор анализирует различия ситуативной и личностной тревожности, а также нервно-психического напряжения и общего показателя тревожности как склонности к переживанию стресса. Показаны различия проявления данных характеристик у студентов первого и четвёртого курсов в греческой и российской выборке, а также в целом у греческих и российских студентов. У греческих студентов все показатели выше, независимо от года их обучения, хотя по уровню склонности к стрессу обнаружена только тенденция различий, в отличие от достоверных отличий в уровне выраженности ситуативной и личностной тревожности, а также нервно-психического напряжения.

24-28 57
Аннотация

Статья посвящена исследованию психологического содержания жизненной компетентности молодых людей в возрасте от 23 до 26 лет. Гипотезой исследования выступает предположение о том, что психологическое содержание жизненной компетентности включает в себя 4 компонента: когнитивный (автобиографические знания и знание возрастных задач), аффективный (эмоции и чувства по отношению к возрастным задачам), мотивационный (ценности, мотивы, потребности и устремления, связанные с возрастными задачами) и поведенческий (стратегии решения возрастных задач). Были использованы данные, полученные от 40 человек в возрасте от 23 до 26 лет с использованием авторских методик. Качественный анализ данных проводился с помощью контент-анализа, статистическая обработка данных - с использованием коэффициента согласованности Альфа Кронбаха, критерия ранговой корреляции Спирмена и критерия Фридмана. В результате исследования мы выявили следующее: 1) жизненная компетентность молодых людей актуализируется при решении возрастных задач, преимущественно её когнитивный и поведенческий компоненты; 2) в наименьшей степени актуализирован аффективный компонент; 3) в совокупности все выделенные компоненты связаны между собой и образуют единую структуру.

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТА

29-32 33
Аннотация

Актуальность психологического изучения мотивационно-ценностной направленности научных кадров заключается в необходимости совершенствования системы управления наукой, которая не может существовать без самих учёных. Переход мировой экономики на путь инновационного развития требует воспроизводства научных кадров высокого уровня квалификации. В связи с этим, необходимо комплексное изучение главной движущей силы науки, то есть людей, создающих новое знание. Психологические особенности представителей данной профессии, к сожалению, часто выпадают из поля зрения исследователей и структур, управляющих наукой. Поэтому целью статьи явилось комплексное изучение состояния научной сферы в России и научных кадров в частности. Основной задачей было выяснение роли мотивационно-ценностной направленности в деятельности учёных. Помимо этого, перед авторами стояла задача анализа и сравнения зарубежного опыта управления наукой с российским. В статье рассмотрено актуальное состояние кадров в научной сфере, выявлена важная роль нравственных и ценностных мотивов в работе учёных. Также проведён сравнительный анализ с результатами опросов зарубежных учёных, выявлены некоторые особенности изменения мотивационно-ценностной направленности научных кадров. Анализ проведён на основе официальной государственной статистики и последних исследований в области науковедения, социологии и психологии. Определена высокая значимость изучения мотивационно-ценностной направленности научных кадров и применения результатов таких исследований в управлении научной сферой. Полученные результаты позволяют уже сейчас усовершенствовать механизмы управления наукой. В дальнейшем необходимо исследовать динамику мотивационно-ценностной сферы научных кадров, что позволит, с одной стороны, выявить возможные психологические проблемы, возникающие в процессе научной деятельности, а с другой - определить наиболее важные факторы, способствующие развитию научных кадров. И, как следствие, и российской науки в целом.

НА СТЫКЕ НАУК

33-37 27
Аннотация

В статье приведены данные нейронаук по исследованию морфометрических показателей, таких как объёмная фракция нейронов, плотность нервных клеток, объём в мкм3 пирамидных нейронов, объём в мкм3 гигантских пирамид Беца, плотность расположения глиальных клеток, характеризующих развитие моторной коры в эволюционном ряду насекомоядные - приматы - человек. Все исследования проводились в слое V цитоархитектонического поля 4, слой V. Основной целью работы является исследование характера нейроглиальных взаимодействий в эффекторных слоях первичной двигательной коры, как морфофункционального субстрата функции произвольного управления моторной деятельности, как эфферентного компонента в структуре поведенческого акта. Для этого проводили серию фронтальных срезов толщиной 20 мкм, окрашенных крезил-виолетом по методу Ниссля в модификации, разработанной в лаборатории анатомии и архитектоники НИИ мозга РАМН. В результате проведённого исследования было показано, что кортиколизация функций, как процесс формирования систем афферентного синтеза и эфферентных систем нейронов, определяет характер целенаправленных поведенческих актов. В частности, увеличение объёмов пирамид Беца в филогенезе свидетельствует о прогрессивном развитии пирамидного тракта в филогенезе и более широких возможностях в организации движений, увеличение плотности принейрональной глии, свидетельствует о непосредственном участии в процессе электрогенеза нейрона при возрастании функциональных нагрузок. Данные исследования вносят существенный вклад в нейропсихологию как сравнительно-анатомический источник знаний о функциональной организации мозга, в акмеологию, для формирования представлений о механизмах и продуктивного развития моторной деятельности для последующей организации и профессиональной деятельности человека.

38-41 45
Аннотация

В статье рассмотрены: 1) актуальность темы исследования, которая определяется недостаточной изученностью и необходимостью научного анализа проблемы общего и особенного в реализации психологической и акмеологической коррекции; 2) проведён сравнительный анализ общего и особенного в психологической и акмеологической коррекции; выделены теоретические аспекты изучения акмеологической коррекционной деятельности; определено содержание акмеологической коррекционной деятельности; выделены существенные особенности акмеологической коррекционной деятельности в их отличии от психологической коррекции - это коррекция психически здоровых людей с целью оптимизации траекторий их личностно-профессионального развития в сложных, экстремальных условиях деятельности.

РЕЦЕНЗИИ

ДАЙДЖЕСТЫ

44-50 33
Аннотация

Предлагаемая учебная дисциплина адресована аспирантам (ныне «студентам аспирантуры», «Postgraduate Students») разных специальностей. Сама по себе предлагаемая дидактическая разработка представляет оригинальную («дидактическую») версию учебной дисциплины «Педагогика и психология высшей школы». При разработке и апробации курса автором учтены современные условия развития высшего образования в России и в мире, а также положения действующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО). Аспирантура, согласно указанному стандарту, есть третий уровень высшего образования, государственная аттестация по окончании которая предполагает присвоение выпускникам квалификации «Преподаватель-исследователь». Поэтому именно дидактическая интерпретация отмеченной дисциплины, по мнению автора, более чем актуальна сегодня. В данной публикации вниманию читателя предложен дайджест очно-дистанционного курса для аспирантов Института общественных наук РАНХиГС.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)