Preview

Акмеология

Расширенный поиск
№ 4 (2017)

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

19-23 63
Аннотация
На основе теоретического анализа опыта акмеологической интеграции двух методов познания - психологического и социологического - авторы попытались обосновать плодотворность индивидуально-статистической концепции получения и использования информации о профессиональной деятельности. Раскрыты ключевые положения данной концепции: об изучении статистически закономерного и индивидуально неповторимого в личности, в профессиональной деятельности человека; о комплексности акмеологического анализа, прежде всего о единстве социологического и психологического аспектов такого анализа; о взаимной информационной совместимости психологического, социологического, педагогического, экономического и политического в акмеологическом исследовании; о широком аспекте проявления механизмов компенсации и гиперкомпенсации в профессиональной деятельности, о нелинейности связи (предрасположенность, способность к определённой профессиональной деятельности, рост её эффективности); о закономерном и индивидуально неповторимом в стилях профессиональной деятельности и в прогнозах её эффективности для каждого профессионала.
24-29 48
Аннотация
Статья выполнена в аспекте интерпретации результатов исследования проблемного психолого-акмеологического поля жизнедеятельности студентов в процессе обучения. Представлены результаты исследования, проведённого совместно со студентами-психологами выпускного курса по специализации «акмеология». Полученные результаты позволили выявить проблемные зоны жизнедеятельности студентов-психологов в вузе - учебно-образовательную, внеучебную, научно-исследовательскую, личностно-профессионального саморазвития, причины выбора будущей профессии - и определить их особенности. Интерпретация результатов проведена в аспекте обоснования актуальности внедрения в вузовскую практику воспитательной работы со студентами системы психолого-акмеологического сопровождения их личностно-профессионального самоопределения.
30-33 86
Аннотация
В статье анализируются традиционные и инновационные научно-методические подходы к исследованию феномена профессиональной готовности. Установлено, что профессиональная готовность изучалась в рамках различных социальных наук, в результате чего был накоплен обширный теоретический и практический материал; в то же время отсутствует единый комплексный подход, позволяющий подойти к предмету исследования всесторонне. Показано, что наряду с классическими подходами - функциональным, личностным, субъектно-деятельностным - стали применяться инновационные подходы: системный, аксиологический, синергетический. Особо выделен акмеологический подход как наиболее перспективный, наиболее открытый к внешним вызовам современного общества, так как он предусматривает полноту и слияние в рамках целостной системы как исследовательских, так и деятельностных моделей, алгоритмов и технологий.
34-40 126
Аннотация
В статье на основе акмеологического анализа экономического поведения современной российской семьи (на примере Уральского региона) авторы делают попытку выявить причины имеющихся острых психолого-экономических проблем (прежде всего у молодых членов семьи) и наметить комплекс мер по реальному разрешению выявленных проблем. В результате проведённого исследования показаны и в той или иной мере раскрыты десять ключевых тенденций экономического поведения современной российской семьи: замедление социально-экономического расслоения общества по доходам; вероятность увеличения доли маргинальных семей; рост числа неполных семей; стабильно продолжающееся усиление асоциальных проявлений в семьях; вследствие роста национального самосознания усиление национальной консолидации на уровне семейно-брачных отношений; дальнейшее расслоение городского населения по уровню обеспеченности жильём и его комфорту; активизация производственно-экономической функции семьи как следствие её включённости в рыночные отношения; увеличение объёма и расширение набора видов домашнего труда из-за подорожания общественных бытовых услуг; перераспределение ролей в семье: включение мужчин в домашний труд, воспитание детей, увеличение объёма детского и подросткового труда; усиление противоречий, социальной напряжённости в сфере женского труда в общественном производстве; усложнение межличностных отношений в семье, в том числе между родителями и детьми, вследствие возрастания роли материального фактора; повышение заинтересованности семьи в образовании детей как в стартовом условии для их будущего; увеличение сроков пребывания ребёнка дошкольного возраста в семье под присмотром матери; дальнейшее развитие цивилизованных альтернатив семье, связанных с социализацией детей, лишённых заботы и покровительства кровных родителей; усиление влияния на семью Церкви, привлекающей к себе защитой нравственных ценностей, милосердием и эстетикой обрядности.
41-46 79
Аннотация
В статье рассматривается сущностно-содержательная характеристика понятия психологической готовности специалиста (на примере психолога) к профессиональной деятельности. Также указывается, что в проанализированных нами исследованиях можно выделить три основных методологических подхода к пониманию феномена психологической готовности к деятельности: функциональный, личностный и личностно-деятельностный. Помимо этого в статье анализируются следующие понятия, которые характеризуют проблему психологической готовности к профессиональной деятельности: 1) готовность к различным видам профессиональной деятельности; 2) готовность к деятельности вообще (где можно выделить а) готовность к профессиональной деятельности в целом; б) готовность к обучению; в) готовность к общению; г) готовность к саморазвитию); 3) готовность к деятельности в особых (экстремальных) условиях. В заключении статьи раскрывается авторское понимание психологической готовности специалиста к профессиональной деятельности.

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

47-50 21
Аннотация
Показана актуальность экологической составляющей в профессиональном обучении современных студентов в вузе, а также её роль в деятельности специалистов самого разного профиля (принципиальная, содержательная, технологическая). Утверждается, что данная составляющая изначально: а) обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом, способствует развитию студентов в общекультурном, профессиональном, социально-личностном отношении; б) предполагает интегративный характер обучения и способствует подготовке «умелого» практика, обладающего не только фундаментальной (в плане осмысления), но и реальной практической базой; в) направлена на осмысление и принятие студентами важной роли в будущей профессиональной деятельности экологического содержания, которое может и должно стать стержневым в условиях современного экологического кризиса. Определена роль экологической составляющей обучения студентов как «интегративного вектора» в содержании различных учебных дисциплин, что может быть отражено в рассмотрении: а) разных случаев взаимодействий человека (экологических, социальных, виртуальных, профессиональных и др.) в разных «средах» его обитания (природной, антропогенной, информационной, трудовой и др.); б) роли таких взаимодействий в эволюционном и культурном становлении человека как особой формы жизни (разумного существа), системной в строении и развитии, но весьма противоречивой в поведенческих проявлениях; в) амбивалентной значимости такого поведения в отношении окружающего природного мира. Показано, что для успешной «адаптации» указанной составляющей в содержание разных учебных дисциплин важна психолого-дидактическая поддержка учебной деятельности студентов. Определена ведущая роль рефлексивных технологических форм и методов эффективной реализации экологической составляющей профессионального обучения студентов. Обозначены важные качества и характеристики личности, которые могут свидетельствовать о готовности к эффективной реализации такой составляющей собственно в профессиональной деятельности.
51-58 41
Аннотация
В статье описаны результаты исследования стилей делового общения (СДО) старших медицинских сестёр (30 чел.) и медицинских сестёр (135 чел.) в возрасте от 22 до 65 лет. Актуальность исследования обусловлена подверженностью профессиональной деформации представителей социономических профессий. Предполагается, что СДО детерминированы условиями труда, в связи с чем можно обозначить следующую проблему: выявление факторов формирования СДО. Цель - анализ условий труда медицинских сестёр. В исследовании использовалась методика «Стили делового общения» В.А. Толочка. По результатам t-сравнения получены статистически значимые различия (p ≤ 0,05) в обеих группах, по итогам факторного анализа в каждой выборке выделено по 6 факторов. В группе старших медицинских сестёр выделились следующие стили: «функциональный стиль: активность, энергичность, конструктивность взаимодействий, ориентация на успешность деятельности партнёра»; «демократичный стиль, ориентация на сотрудничество и эмоциональные взаимодействия»; «либеральный стиль, формируемый жизненным опытом»; «дистанцирующий стиль»; «неконструктивный стиль», «избегание взаимодействий». В группе медицинских сестёр выявлены следующие стили: «конструктивный, рациональный, рассудочный стиль»; «жизненный опыт, не реализованный в стиле общения»; «рациональный и дистантный стиль», «спонтанный профессиональный опыт»; «авторитарный стиль»; «обеднённый силовой хаотичный стиль». Таким образом, СДО детерминированы условиями труда и социально-демографическими особенностями медсестёр. Наблюдается сходство некоторых СДО в обеих группах, но у старших медицинских сестёр в СДО наблюдается использование более мощного технического инструментария при взаимодействии. Полученные результаты могут быть полезны при решении практических задач повышения эффективности труда работников медицинских учреждений.
59-63 29
Аннотация
В статье представлен опыт работы по социально-профессиональной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников Индустриально-судостроительного лицея, в котором обучаются дети-сироты. В структуре Лицея имеется Детский дом, где проживают учащиеся-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Воспитательный процесс в Лицее строится в тесном взаимодействии всех его структурных подразделений, в число которых входят: социально-психологическая служба комплексного акмеологического сопровождения, служба постинтернатного сопровождения выпускников, служба содействия трудоустройству выпускников, отделение дополнительного образования, коррекционное отделение, отделение обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, ресурсный центр подготовки специалистов и др. Кроме того, к этой работе привлекаются сетевые партнёры Лицея. При поддержке социальных партнёров в Лицее создана Служба комплексного акмеологического сопровождения, функционирующая в развивающем акмеологическом пространстве. С целью подготовки сирот к самостоятельной жизни работа Службы реализуется в следующих направлениях: 1) разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения воспитанника, предусматривающая социально-педагогические услуги по формированию навыков бытовой, социально-коммуникативной и культурно-досуговой деятельности; 2) организация сопровождаемого проживания воспитанников посредством предоставления необходимых услуг для удовлетворения их индивидуальных потребностей в помощи, присмотре и уходе при осуществлении ими бытовой, социально-коммуникативной и культурно-досуговой деятельности; 3) реализация мероприятий по оказанию содействия в трудоустройстве выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) реализация оказания содействия в прохождении воспитанниками психологического, педагогического, социального, медицинского обследования, готовящихся к самостоятельному проживанию с целью составления или корректировки индивидуальной программы сопровождения; 5) реализация мероприятий по консультированию граждан по вопросам защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; 6) постинтернатное сопровождение выпускников-сирот Лицея.
64-67 48
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение влияния типа родительской семьи на особенности проявления субъективного контроля активности студентов. Для реализации поставленной цели проведён теоретический анализ проблемы детерминирующих основ организации активности личности, подобраны методы исследования, выявлены и проанализированы различия в проявлении субъективного контроля значимых событий жизни студентами из разных типов родительской семьи. Теоретически обосновано положение о рассмотрении субъективных переживаний личности в качестве фактора контроля, регуляции и организации активности. На основе анализа отечественных и зарубежных психологических исследований были выделены некоторые значимые параметры организации активности в жизненных ситуациях: уровень субъективного контроля личности, а также восприятие и переживание жизненных изменений, на основе которых реализуется активность в жизнедеятельности человека. В данном исследовании использованы методы: а) диагностики типа семейно-родовых отношений; б) «измерения» сформированного уровня субъективного контроля; в) выявления степени представленности образов событий жизни в сознании и их переживания; г) двухфакторного дисперсионного анализа. Результаты исследования конкретизируют представления о социокультурной детерминации личностных качеств и психики человека. Показаны специфические значимые различия в проявлении субъективного контроля активности у студентов, включённых в разные типы семейно-родовых отношений: при увеличении показателей признаков нуклеарной семьи снижаются интернальность и востребованность субъективных переживаний в организации своей активности. Результаты исследования могут использоваться при решении проблем социально-психологической адаптации и организации учебно-профессиональной деятельности студентов.
68-71 65
Аннотация
В статье приведены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление психологических особенностей лени у студентов с разным уровнем самооценки. Затронуты также теоретические аспекты изучения; в частности, понятие лени как психологического феномена; отличительные особенности проявления самооценки личности студента; психологические предпосылки лени у студентов. В данном эмпирическом исследовании испытуемыми были студенты филологического и экономического факультетов Российского университета дружбы народов. В содержании публикации представлены таблицы, характеризующие особенности лени студентов с разным уровнем самооценки. Таблицы снабжены авторскими комментариями и анализом полученных данных. Результаты исследования характеризуют эффективность проведённого исследования на основе решения поставленной цели. На основе полученных результатов сделаны выводы, подтверждающие решение базовых задач исследования.

ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ

7-18 41
Аннотация
В статье представлен науковедческий и методологический анализ жизнедеятельности и психолого-педагогических идей крупного учёного-гуманитария Серебряного века российской культуры Константина Николаевича Вентцеля. С позиций рефлексивной акмеологии и персонологии творчества охарактеризованы разработанные Вентцелем философско-педагогическая теория свободного воспитания и образовательная практика свободной школы. Подробно рассмотрены философские основы концепции творческой личности, прослежен её генезис в рамках философских и психологических дискуссий конца XIX - начала XX века. В своём исследовании авторы выявляют неразрывность жизненного пути Вентцеля, его философских установок, психологической концепции и педагогических идей. Посредством историко-философской реконструкции вскрывается зависимость теории Вентцеля от этических и психологических дискуссий в русской культуре Серебряного века (религиозное толстовство, философский волюнтаризм, политическое народовольство, легальный марксизм) и в послекантовской европейской философии (в частности, по вопросу о свободе воли), а педагогический проект Вентцеля рассматривается как реализация этических, философских и психологических идей. В этом целостном психолого-педагогическом контексте показано значение для становления акмеологии его оригинальной пра-акмеологической концепции развития творческой личности в социокультурных российских условиях.

ЧАСТЬ 3: ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА АКМЕОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

72-75 76
Аннотация
В статье представлены результаты анализа сущности и содержания принципа культуросообразности воспитания в современных условиях. Раскрыты различные подходы отечественных исследователей к проблеме принципа культуросообразности воспитания, реализуемого на методологическом уровне педагогической науки. Рассмотрены содержание культуросообразного воспитания и влияющие на него детерминанты. На основе проведённого анализа теоретических подходов выявлен ряд актуальных проблем осуществления культуросообразного воспитания на уровне высшего образования, в условиях интернационализации высшей школы и всё возрастающей поликультурности образовательной среды. Среди этих проблем - понимание культуросообразного воспитания как процесса введения студентов в мир культуры, создание в вузе культуросообразной среды, её наполнение ценностями общечеловеческой, общенациональной и этнической культуры; культурная идентификация личности студента; формирование культуры межнационального общения; формирование корпоративной и профессиональной культуры студентов. Выявленное проблемное поле исследования расширяет представление о сущности культуросообразного воспитания в вузе и задаёт направление для дальнейших эмпирических исследований.
76-78 59
Аннотация
В статье рассмотрена личностно-профессиональная модель повышения уровня акмеологической зрелости. Рассмотрены актуальность использования психолого-акмеологического подхода для повышения уровня акмеологической зрелости в формировании профессиональных основ личности, а также пути дальнейших научных исследований и развития акмеологической составляющей в рамках основных критериев профессионализма. Показаны компоненты и условия достижения личностью акмеологической зрелости, её динамика и противоречия в тенденциях развития. Выделены критерии акмеологической зрелости, стратегии и технологии достижения акмеологической зрелости. Показана связь теоретических и практических разработок в оптимизации личностно-профессионального развития. Выявлены форма реализации акметехнологий, этапы и закономерности профессионального становления личности. Раскрыты понятия: самоадаптации, аутопсихологической компетентности, социальной перцепции, креативности, коммуникабельности, целостности и автономности личности, внутренней интегрированности в рамках восхождения человека к акмеологической зрелости. Сделаны обобщения ключевых вопросов профессионального становления личности, такие как: общепсихическое развитие, взаимодействие личности с социумом, потребность в реализации профессионального потенциала, развитие интуиции, прогностичность и системность мышления. Сделаны выводы о развитии акмеологической направленности личности, базирующемся на принципах эффективного оформления смыслов, актуализации поставленных целей и задач в рамках ресурсного обеспечения.
79-82 22
Аннотация
Статья посвящена философскому осмыслению феноменологизма в компетентности психолога. В ней приводится анализ работ в области семейного системного подхода в психотерапии. В вопросах системной феноменологической терапии подготовленность современного психолога можно рассматривать в качестве важнейшей составляющей его профессиональной компетентности. Показано, что одной из составляющих компетентности профессионала является владение сформированными феноменологическими семейными системными ценностями, что может являться важным компонентом духовной составляющей структуры личности профессионала, сформированным на базе универсальных ценностных представлений (единых для всех и каждого), имеющих духовную значимость и направленную на оказание всесторонней помощи. По этой причине возрастает значимость профессионального обучения психологов знаниям, включающим в себя основы феноменологических законов. Определено, что личностью профессионала могут конструироваться и развиваться акмеологические способности. При этом является совершенно очевидным факт, что феноменологическая ориентация специалистов в семейных системных порядках может быть рассмотрена в качестве формирования компетентности самого специалиста.
83-86 91
Аннотация
В статье приведены обзор и анализ научной литературы, посвящённой проблематике самопознания, а также предпринята попытка охарактеризовать самопознание как акмеологический феномен и как акмеологический процесс. Проведён библиографический обзор, выделены существенные сходства в теоретико-методологических подходах к проблеме самопознания в разные исторические периоды и с точек зрения разных психологических школ. Приведены различные подходы к определению самого феномена самопознания, его структуризации и влияния на развитие человека. В результате анализа выявлены черты феномена самопознания, характеризующие его как акмеологический процесс (интегративность и направленность на развитие и самосовершенствование человека в личностном и профессиональном планах).
87-90 39
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей феномена акмеологической среды с позиций парадигмы постнеклассической науки. В данной работе: дана авторская позиция по специфике понятия «акмеологическая среда» как сложной системы, содержащей обеспечивающие профессионально-личностное развитие человека факторы и условия, сущностью которой является континуумная структура взаимообусловливающего взаимодействия объективной и субъективной психолого-акмеологической реальности; приведены основные аспекты с позиций теории саморазвивающихся систем и теории самоорганизующихся систем: предположен основной системообразующий фактор - « акмеологически направленное совершенствование личности »; вынесены предположения о применимости аспектов данных концепций в моделировании акмеологической среды; допущены предположения о информационно-акмеологической среде, микро- и макроакмеологических средах как подсистемах акмеологической среды. Предполагается, что дальнейший постнеклассический системный анализ позволит развить тему акмесредовых технологий.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)