Preview

Акмеология

Расширенный поиск
№ 3 (2017)

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

57-63 27
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования, нацеленного на выявление типов связи профессионального самовыражения преподавателя вуза с его индивидуальным рейтингом. Рассмотрены различные подходы к исследованию индивидуального рейтинга. Применены следующие методы исследования: сравнительный анализ; включённое наблюдение; опросы и анкетирование по вопросам индивидуального рейтингирования профессиональной деятельности преподавателя вуза и мониторинга качества обучения в вузе. Теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены противоречия существующей системы оценивания профессиональной деятельности преподавателя вуза, которые позволили сделать вывод о том, что показатели этой системы являются внешними, объективными и результативными. Важно дополнить эту систему внутренними субъективными процессуальными показателями, к которым предлагается добавить уровень и структуру профессионального самовыражения. Разработаны различные типы связи профессионального самовыражения преподавателя вуза с его индивидуальным рейтингом, которые позволяют изучить и скорректировать процесс оценки профессиональной деятельности преподавателя вуза. Полученные результаты исследования важны для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности преподавателей.
64-69 23
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования, нацеленного на выявление психологических тенденций профессионального самовыражения преподавателей вуза с различным опытом работы. Рассмотрены подходы к исследованию различных аспектов деятельности преподавателей, особенностей их личности. Применены следующие методы исследования: логический анализ; сравнительный анализ; самооценочный опросник и опросник для экспертной оценки профессионального самовыражения преподавателя; беседы; анализ заданий-ситуаций. Для обработки результатов исследования применялся l критерий Колмогорова - Смирнова. Теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены психологические тенденции профессионального самовыражения преподавателя вуза: «устойчиво искажённая» у преподавателей, имеющих стаж работы более 10 лет («опытные»), и «неустойчиво-тревожная» у преподавателей, имеющих стаж работы до 5 лет («недостаточно опытные»). Выявленные тенденции позволяют изучить и скорректировать профессиональное самовыражение преподавателя вуза, а также построить систему повышения его квалификации. Полученные результаты исследования важны как для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности преподавателей и студентов, так и для психологии развития и акмеологии в целом.
70-76 22
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования, направленного на выявление психологических детерминант управления персоналом в современной кризисной коммерческой организации. Рассмотрены экономико-финансовые, социально-психологические и кадровые подходы к исследованию управления персоналом в ситуации кризиса. Были использованы процедуры с помощью ключевых показателей эффективности деятельности организации, а также психологические методики изучения: структуры профессиональной мотивации, мотивационных профилей, профессиональной направленности; степени сформированности целей профессиональной деятельности; стиля антикризисного управления; психологического климата (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест) и др.; использовались статистические методы: коэффициент Пирсона, t-критерий Стьюдента. Теоретически обоснована и эмпирически подтверждена эффективность системы психологических детерминант управления персоналом в современной кризисной коммерческой организации: внешние и внутренние, объективные, субъективные и объективно-субъективные. Показана эффективность учёта этих детерминант через показатели организационно-экономического и социально-психологического критериев. Выявленные детерминанты позволяют эффективно построить работу по формированию устойчивости к кризисным ситуациям в профессиональной жизни специалистов. Полученные результаты исследования важны как для повышения эффективности деятельности кризисных коммерческих организаций, так и для развития психологии управления персоналом.
77-83 31
Аннотация
Статья посвящена анализу использования развивающих технологий в процессе совершенствования профессионального самосознания студентов вузов. Теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что развивающие технологии в процессе совершенствования профессионального самосознания студентов выступают как средства, направленные на раскрытие внутреннего потенциала личности, взаимосвязаны с развитием уровней и компонентов их профессионального самосознания. В ходе теоретического исследования компоненты профессионального самосознания были дополнены творческим компонентом, подготовлен спецкурс «Развитие профессионального самосознания студентов», который был эмпирически реализован в учебную деятельность студентов и магистрантов АГУ. Использованы батареи методик определения уровней развития и компонентов профессионального самосознания (О.В. Москаленко), реализации развивающих технологий в процессе совершенствования профессионального самосознания личности (Г.Р. Сибигатуллина). Выявленные на уровне 5% значимости ранговые коэффициенты корреляции по Ч.Э. Спирмену демонстрируют тесную положительную связь между следующими уровнями: акме-субъектным и высоким; акме-ориентированным и средним; неакме-ориентированным и низким; а также отрицательную связь между акме-субъектным и низким, неакме-ориентированным и высоким.
84-87 30
Аннотация
В статье представлены результаты исследования опыта использования методик «Шкала Я-концепции для детей» Е. Пирса, Д. Харриса и «Исследование самоотношения» С.Р. Пантилеева, направленных на выявление влияния познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер на эгоцентризм подростков, которые оказали воздействие на развитие личностно-профессиональных качеств психологов образовательных учреждений. Формирование целостной профессиональной деятельности и компетентности школьного психолога строится на основе усвоения им профессиональных навыков и умений, которые неразрывно связаны друг с другом. Исходя из опроса школьных психологов, можно предположить, что данные методики положительно влияют на их личностно-профессиональное саморазвитие. В статье выделены основные профессиональные навыки, умения и личностные качества, которые повысились у психологов образовательных учреждений после неоднократного проведения ими вышеназванных методик.
88-91 58
Аннотация
В статье представлены результаты исследования опыта использования методик «Методика оценки эмоционального состояния» Э.Т. Дорофеева, С.В. Велиева; «Выявление тревожности старших дошкольников» С.В. Мерлина, С.В. Велиева; «Домики» О.А. Ореховой, направленных на выявление влияния эмоциональной сферы на формирование «Образа Я» старших дошкольников, которые оказали воздействие на развитие личностно-профессиональных качеств психологов дошкольных образовательных учреждений. Формирование целостной профессиональной деятельности и компетентности дошкольного психолога строится на основе усвоения профессиональных навыков и умений, которые неразрывно связаны друг с другом. Исходя из опроса школьных психологов, можно предположить, что данные методики положительно влияют на их личностно-профессиональное саморазвитие. В статье выделены основные профессиональные умения, навыки и личностные качества, которые повысились у психологов дошкольного образования после неоднократного использования ими вышеназванных методик.

ЧАСТЬ 2. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АКМЕОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕОРИЯ И ЭМПИРИЯ

7-16 26
Аннотация
Данное исследование выполнено на кафедре психологии и педагогики Российского университета дружбы народов Софьей Алексеевной Мудрак (ныне кандидат психологических наук) под руководством профессора Александра Валерьевича Гагарина. По итогам и материалам данного исследования[1] подготовлена предлагаемая статья. В ней приведены результаты исследования особенностей проявления и развития экологоориентированной личности студентов из разных стран. Определены четыре ведущих направления изучения этого явления. Рассмотрена экологическая компетентность как системообразующий компонент экологоориентированной личности, в частности как сложное личностное образование, имеющее интегративный и надпрофессиональный (в плане «принадлежности» к той или иной профессии) характер. Выделены основные структурно-функциональные единицы экологической компетентности. Раскрыты ключевые характеристики развития личностного отношения студентов - будущих специалистов разных профессий и разных национальностей - к экологическим проблемам и природным объектам. По результатам теоретического и эмпирического исследования были разработаны научно-практические рекомендации для построения учебно-воспитательного процесса в вузе с учётом специфики развития экологической компетентности студентов из разных стран.
17-22 37
Аннотация
В статье рассматриваются методологические подходы к исследованию гражданской идентичности в поликультурном пространстве российского общества. В ходе теоретического анализа рассмотрены понятия «гражданственность» и «гражданская идентичность», определены формы гражданской идентичности. В результате теоретического анализа установлены методологические подходы к исследованию общегражданской идентичности, представлены контуры программы исследования, включающей в себя этапы и методы исследования, показана необходимость разработки методики развития общегражданской идентичности в поликультурном пространстве российского образования. Обусловлена необходимость проведения социологических и социально-психологических исследований, репрезентативность которых обеспечивается всероссийской выборкой. Обозначены параметры разработки социальных технологий и методов развития общероссийской гражданской идентичности, включающих в себя разработку специфических методов и форм работы с различными социальными стратами населения, в том числе с использованием инновационных форм и методов работы с молодёжью и населением среднего возраста (интернет-технологии), а также параметры проведения экспертного опроса в регионах.
23-28 57
Аннотация
В статье осуществлен сравнительный анализ понятий «Я-концепция» и «образ Я». Автор обобщает научные подходы к исследованию Я-концепции и образа Я, рассматривая тесную взаимосвязь и выделяя значительные различия этих понятий. Анализ научных подходов показал, что существует множество взглядов, рассматривающих проблему в тесной взаимосвязи с самопознанием личности, а порой и противоречащих одна другой. Я-концепция и образ Я представлены как когнитивная система, выполняющая функцию регуляции поведения личности. Приводится описание структуры, модели и компонентов Я-концепции и образа Я из научных работ. Автор подчеркивает, что Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний и контактов с другими людьми, которые определяют представления индивида о самом себе. В этом случае образ Я является существенной частью Я-концепции. Изучив различные точки зрения ученых при исследовании Я-концепции и образа Я, автор выявил их специфику и динамику, а также разграничил данные понятия.
29-34 35
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психолого-акмеологический анализ и опытное изучение феномена Я-концепции субъекта самопознания. В ходе теоретического анализа раскрывается суть категории самопознания с точки зрения основных направлений психологии, таких, как: психоанализ, эго-психология, бихевиоризм и необихевиоризм, символический интеракционизм и гештальтпсихология. В результате выделены сущностные признаки личностного самопознания субъекта. С учётом анализа точек зрения учёных, выявленных критериев, степени выраженности показателей самопознания специалистов определены три уровня профессионального самопознания. Эмпирическая проверка данных сущностных признаков проведена на студенческой выборке (будущие психологи, будущие врачи, будущие менеджеры) в Тульском государственном университете. Использованы: а) методы диагностики профессионального самопознания, волевых качеств личности, рефлексивности, субъективного благополучия, базовых убеждений, ценностных ориентаций, уровня субъективного контроля, самоотношения, саморегуляции поведения; б) методы статистической обработки данных. Выявлены закономерности развития самопознания у студентов, описана динамика самопознания от младших к старшим курсам, определены основные направления психолого-акмеологического обеспечения изучаемого процесса, такие, как: актуализация профессионального самопознания; применение личностно-ориентированных психотехнологий в системе акмеологического сопровождения профессионального труда специалистов; создание акмеологической среды для повышения уровня развития профессионального самопознания будущих специалистов.
35-39 26
Аннотация
Статья посвящена исследованию типологии структуры личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих. Дано понятие «личностно-профессиональные качества». При исследовании были использованы факторный и кластерный анализы. Выявлены 11 факторов, объясняющих 77,73% дисперсии. На основании этих факторов были определены 10 типов структурной организации личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих. Раскрыты психологические характеристики каждого фактора и типа структурной организации личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих, где отражены сильные и слабые стороны развития личностно-профессиональных качеств каждого типа муниципальных служащих. Показаны частота и процентное соотношение проявления каждого типа структурной организации личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих. Определены наиболее и наименее распространённые типы структурной организации личностно-профессиональных качеств этих служащих. Результаты исследования позволяют определить дальнейшие пути и средства развития личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих.
40-42 39
Аннотация
В статье представлен краткий теоретический обзор основных структурных компонентов Я-концепции личности: когнитивного, эмоционального, волевого, поведенческого и мотивационного. Приведены результаты эмпирического исследования, целью которого было изучение особенностей Я-концепции акцентуированной личности. Исследование проводилось при помощи опросных методов и методов статической обработки данных. Специфика особенностей Я-концепции акцентуированной личности изучалась посредством сравнительного анализа результатов исследования экспериментальной группы с двумя контрольными. Одну контрольную группу составили респонденты, не имеющие акцентуированных черт личности, другую - респонденты с диагнозом «шизофрения». В результате исследования были определены особенности основных компонентов Я-концепции личности с акцентуированными чертами, их направленность и качественные характеристики. Были выявлены внутрикомпонентные и межкомпонентные связи в структуре Я-концепции акцентуированной личности.
43-46 45
Аннотация
Статья посвящена выявлению корреляций психологических защит и акцентуаций характера будущих управленцев разного пола и возраста. В ходе теоретического анализа: определена потребность в исследовании данной взаимосвязи; представлены сущностные характеристики феноменов психологических защит и акцентуаций характера; выявлены половые различия личностных особенностей и акцентуаций характера старшеклассников. Эмпирическое исследование проводилось на выборке выпускников школ города Самары, которые в дальнейшем планируют стать управленцами; средний возраст - 17 лет. Результаты исследования позволили: подтвердить наличие взаимосвязи психологических защит и акцентуаций характера старшеклассников, определить специфику этой взаимосвязи, выявить наиболее встречаемые виды психологических защит и акцентуаций характера. Благодаря полученным результатам можно создать систему методов коррекции акцентуаций характера и преодоления психологических защит старшеклассников, а также спрогнозировать, насколько эффективными будут эти методы, и определить дальнейшее направление в этой области.
47-51 56
Аннотация
В статье приведены результаты изучения эффективности разработанной системы психолого-акмеологических условий и факторов личностно-профессионального развития в период ранней юности (15-20 лет). Теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что разработанная система психолого-акмеологических условий и факторов способствует повышению эффективности этого процесса, что и было доказано с помощью исследования динамики уровней личностно-профессионального развития в период ранней юности - повышению высокого и среднего уровней и снижению низкого. В ходе теоретического исследования разработана система психолого-акмеологических условий и факторов личностно-профессионального развития в период ранней юности. Эмпирическая проверка проводилась со школьниками г. Астрахани, а также со студентами Астраханского социально-педагогического колледжа и Астраханского государственного университета. Применены методы: сравнительный анализ, включённое наблюдение за учащимися и студентами, контент-анализ студенческих и ученических письменных работ, опросы преподавателей, студентов вузов и учащихся колледжей. Для эмпирического исследования использована батарея методик, составленная Г.В. Мироновой. Выявленная система условий и факторов позволяет повысить эффективность личностно-профессионального развития в период ранней юности. Полученные результаты исследования важны как для оптимизации процесса личностно-профессионального развития в период ранней юности в целом, так и для развития акмеологии, психологии и педагогики высшей и средней общей и профессиональной школы.
52-56 29
Аннотация
В статье рассмотрены: а) актуальность психолого-педагогического изучения особенностей формирования Я-концепции у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО. Показана значимость положительной Я-концепции у младшего школьника для формирования его активной позиции в учебно-воспитательном процессе; б) приведены результаты эмпирического изучения проблемы. В процессе исследований на констатирующем этапе было проведено изучение когнитивной, эмоционально-оценочной и поведенческой составляющих Я-концепции младших школьников; в) выделены и обоснованы условия формирования у них позитивной Я-концепции; г) показана возможность практического применения полученных результатов исследований в рамках учебных занятий со студентами педагогических вузов и курсов повышения квалификации для школьных психологов и учителей начальных классов.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)