Preview

Акмеология

Расширенный поиск
№ 2 (2017)

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

7-13 88
Аннотация
В статье анализируется состояние разработанности проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности на материале отечественных исследований в области психологии и акмеологии. Проанализированы современные отечественные диссертационные исследования по тематике психологической готовности к профессиональной деятельности и схожим темам с начала XXI века до настоящего времени. Итогом статьи является постановка проблемы исследования. Мы пришли к выводу о том, что диссертационное исследование должно быть посвящено изучению проблемы психологической готовности студентов - будущих психологов к профессиональной деятельности. В результате проведённого анализа сформулирована принципиальная теоретическая (гипотетическая) позиция о том, что психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов - будущих психологов является обязательным условием для начала их профессиональной деятельности, а также для успешного профессионального становления молодого специалиста, его дальнейшего самосовершенствования и саморазвития в профессии, достижения им высокого уровня профессионализма, успешной самореализации в профессии, эффективной и продуктивной профессиональной деятельности, успешности как личности и профессионала в целом, достижения вершин в профессиональном развитии и личностном росте, то есть достижения акме.
14-19 41
Аннотация
В статье дан прогноз того, что для созидательной и самосозидательной деятельности преподавателя вуза и студента как будущего специалиста важно создать условия для определения дальнейшего саморазвития студента с использованием самореализации собственных потенциальных возможностей и интеллектуальных ресурсов, повышающих не только эффективность деятельности, но и стремление преподавателя и студента к самореализации средствами образования. Основные многолетние исследования автора, проверенные факторным анализом, показали, что созидание продуктивного субъекта образования зависит от самореализации и самосовершенствования, развития воображения, высокого творческого потенциала, умения справляться с нестандартными ситуациями, взаимосвязи креативности и мотива приобретения знаний, управления - соуправления - самоуправления, направленности на общение и на дело, ценностных ориентаций, синергии. Доказано, что для созидания важнейшими свойствами личности являются: способность вести за собой, быть лидером; эмпатия, контактность и духовные способности.
20-26 29
Аннотация
Данная статья является своеобразным теоретическим обобщением цикла статей, которые были посвящены решению фундаментальных задач современной акмеологической науки. В статье обозначены основные направления развития акмеологии, определяющие формирование структуры наиболее актуальных фундаментальных задач. В частности, выделена научно-исследовательская деятельность, состоящая в дальнейшей разработке методологии акмеологической науки на уровне уточнения и расширения концептуального, а также инструментального аппаратов. Особое место в статье отведено разработке методологических основ акмеологической квалиметрии, регулирующих использование измерительных процедур в акмеологии, позволяющих оценивать деятельность субъектов на уровне личности, общества, государства, мирового сообщества, всей современной цивилизации в целом. Обосновывается необходимость использования модели оценки уровня субъективной вероятности результатов акмеологической квалиметрии как инструментария повышения их валидности. Акмеология кадровой работы, в связи с чрезвычайной важностью этого направления в современный период, рассматривается как одно из приоритетных направлений акмеологической науки. Акмеологическое сопровождение предлагается как перспективное с точки зрения решения высокопрофессиональных задач в различных предметных областях: правовой акмеологии, политической акмеологии, акмеологии управления, экономической акмеологии, акмеологии образования, акмеологии воспитания, акмеологии экспертной деятельности, акмеологии спорта высших достижений. Оптимальные алгоритмы решения акмеологических задач предлагается начать с разработки концептуальных дифференцированных подходов их решения в конкретных предметных отраслях. Кроме этого приведено обоснование того, что применение новых информационных технологий в акмеологии позволяет получать необходимую акмеологическую информацию в отношении индивидуального или группового субъекта деятельности и выстраивать выверенную траекторию его профессионального развития.
27-33 99
Аннотация
В статье рассмотрены современные подходы к изучению аутопсихологической компетентности личности профессионала. Ставится задача соотнесения общепсихологического и акмеологического подходов к изучению аутопсихологической компетентности личности. Показано, что традиционными для психологического исследования остаются структурно-функциональный подход и выделение в его рамках различных уровней (как правило, когнитивного, ценностно-смыслового или личностного и мотивационного), что приводит к изучению различных психологических явлений на разных «этажах» психики, а затем поиск их взаимосвязей; зачастую это приводит к потере достоверного понимания самого явления. В результате теоретическая психология теряет связь с практикой, а успешные психологические практики не находят подтверждения в теоретических концепциях. Предлагается использовать новые теоретические конструкты, изначально объединяющие в себе когнитивные, мотивационные, поведенческие и другие аспекты проявления психического. Одним из таких конструктов является понятие «аутопсихологическая компетентность». Приведены результаты эмпирических исследований, подтверждающих статус аутопсихологической компетентности как внутриличностного интегративного механизма развития личности, находящейся в статусе субъекта саморазвития и осуществляющей самопреобразующую деятельность.
34-41 60
Аннотация
В контексте Стратегии развития воспитания рассмотрены актуальные проблемы, связанные со сменой парадигм воспитания, современной воспитательной ситуацией, противоречиями и рисками воспитательного пространства, трансформацией воспитательной функции в системе образования, выявлением новых закономерностей и принципов воспитания. Обосновываются авторские подходы к формированию государственной политики в области воспитания, проектированию адекватной системы целенаправленной деятельности как общенациональной задачи; определяются требования к нормативно-правовому и научному обеспечению воспитательной деятельности.
42-48 30
Аннотация
Выделены контексты (анализ управления образовательными структурами и исследование педагогических проблем) и уровни (социально-институциональный, организационный, групповой и персональный) использования понятия «стратегия» в исследованиях образования. Рассмотрены сходство и различие в трактовке таких вариантов понятия, как «образовательная стратегия», «стратегия образования», «педагогическая стратегия», «стратегия обучения», «стратегия учения». Показаны отсутствие единства в наименованиях близких видов стратегий, а также наличие совпадения в обозначении их содержательно различных видов. Отмечена необходимость дифференциации двух типов стратегий: «объективных» (предлагаются людям и группам «извне») и «субъективных» (разрабатываются самими участниками образовательного процесса). Высказано положение о том, что согласованность объективных и субъективных стратегий на различных уровнях выступает фактором обеспечения качества образования. Показана важность изучения субъективных стратегий образовательной деятельности не только учащихся, но и педагогов.
49-53 28
Аннотация
В статье рассматриваются основные этапы научного становления психологии воспитания в отечественной науке. Переосмысление истории психологии воспитания, новое прочтение и оценка вкладов отечественных учёных, вписывание их в современный историко-социальный и научный контекст способны обогатить психологическую науку, обрести новый теоретический потенциал. Важным для осмысления проблемы воспитания в отечественной психологии является выявление проблем и противоречий, определение целей и задач в воспитательном процессе, а также выбор в качестве приоритетных гуманистических идей для решения поставленных задач. В статье проанализированы вопросы воспитания на современном этапе с различных позиций, в том числе и с позиции представителей акмеологического направления.
54-61 18
Аннотация
В статье приведены результаты исследования проблемы имплементации профессионального самосознания в карьерном развитии высококвалифицированных специалистов и прогнозирование этого процесса. При изучении применены следующие методы: сравнительный исторический анализ, прогнозирование; включённое наблюдение; контент-анализ письменных работ; опросы и анкетирование специалистов. Теоретический анализ и обобщение эмпирических исследований позволили обосновать тенденции о перспективах развития профессионального самосознания и карьерном развитии высококвалифицированных специалистов: появление новых специальностей, высвобождение времени от профессиональной деятельности и её интеллектуализация, важность реализации профессионального самосознания в карьерном развитии специалистов по формуле «внешнее действует через внутренние условия», обоснование инновационного-качественного уровня развития профессионального самосознания специалистов. Полученные результаты исследования важны для социума - в виде прогнозирования путей и способов карьерного развития специалистов, повышения эффективности системы переподготовки квалификации, развития высшего и среднего профессионального образования; для акмеологии и психологии профессиональной деятельности - разработка теорий профессионального самосознания, карьерного развития, подготовки высококвалифицированных специалистов.
62-65 45
Аннотация
Перспективным направлением анализа человека в современном мире является социальный психоанализ. Методология социального психоанализа предполагает исследование психики как на индивидуальном, так и на групповом, социумном уровне. В этом контексте структура психики рассматривается как состоящая из следующих компонентов: сознание, индивидуальное и коллективное бессознательное, социальное бессознательное, вершинная психология. На уровне социума вершинная психология определяется как духовный слой социальной психики, основа идеологических и духовных ориентиров развития человека в определённой системе социальных координат. Это обусловливает возможность понимания соотношения сознания и бессознательного как структурных компонентов психики, зависящих от гендерных факторов, культуры, религии, расы и социальных условий, характерных для различных исторических эпох. Концептуальная схема социального психоанализа позволяет рассматривать человека через призму социальных раздражителей и смыслов, выявить причины, движущие силы, механизмы «глубинной» и «вершинной» мотиваций поведения, а также закономерностей взаимодействия бессознательного с другими слоями, уровнями, стратами психики. На уровне общества методология социального психоанализа позволяет раскрыть глубинные тенденции развития современных общественных процессов, латентную мотивацию поведения различных социальных субъектов, понять природу сдвигов психического в сторону бессознательного, когда на первый план выдвигаются витальные потребности или инстинктивная компонента в определении диспозиции социума. Это позволяет выявить причины иррациональных паттернов поведения людей, скрытые импульсы современных процессов хаотизации, маргинализации, атомизации, эгоцентристской ориентации социальных субъектов.

ЧАСТЬ 1: РЕЗУЛЬТАТЫ СОВРЕМЕННЫХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АКМЕОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕОРИЯ, ЭМПИРИЯ, ПРАКТИКА

66-72 34
Аннотация
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования влияния ценностной ориентации на ответственность, на личностно-профессиональное развитие кадров управления и особенности их ответственного поведения. Использованы методы определения особенностей ответственного поведения, структуры ценностных ориентаций, самоотношения, командных ролей, а также уровня потребности в социальном одобрении. Для обработки полученных данных использовался комплекс статистических методов (анализ средних значений, корреляционный и факторный анализ). Анализ полученных эмпирических результатов показал, что уровень значимости ценностной ориентации на ответственность участников процесса управления определяет уровень их поведенческой и эмоциональной ответственности, особенности самоотношения и потребности в социальном одобрении. Установлено, что структура ценностных ориентаций и место в этой структуре ценностной ориентации на ответственность различаются в зависимости от должностного статуса участников процесса управления.
73-78 36
Аннотация
В статье рассмотрены научные взгляды, сложившиеся в современной психологии на понятие «масштаба личности и деятельности». Идея соотнесения личностных свойств и особенностей деятельности идёт в психологии от деятельностного подхода А.Н. Леонтьева. Эта идея была развита в акмеологии, где понятие профессионализма рассматривается сквозь призму личности и деятельности (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузмина и др.), а их масштаб постулируется (с 2007 г.) как одна из ключевых интегральных характеристик человека, позволяющих ему достичь акме. Почти все, кто в отечественной психологии изучал масштаб личности и возможности его развития, связаны с кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС при Президенте РФ. Проанализированы следующие подходы: 1) ресурсный (В.Н. Марков), 2) стратегический (А.Я. Анцупов), 3) инвариантный (В.Г. Зазыкин), 4) психобиографический, 5) сценарный (Э. Берн). Масштаб личности в них определён либо как психическое свойство, либо как процесс. В зависимости от этого делается вывод о возможностях и ограничениях «личностного масштабирования», что представляет собой концептуальную основу для разработки соответствующей технологии повышения масштаба. В статье проводится разделение масштаба личности и масштаба деятельности. Делается вывод о полезности разведения этих понятий в акмеологической традиции. Определены соотношения индивидуального масштаба личности и социального масштаба деятельности, которые должны играть важную роль в их развитии масштаба. Приведена типология на основе их различных сочетаний. Особое место отводится бюрократии - как инструменту реализации масштабных проектов. Подчёркивается важность разработки методов диагностики масштабности личности и отдельно - предварительной оценки масштабности деятельности на старте профессиональной деятельности, а не только по её результатам. Отмечается специфика развития масштаба личности.
79-83 36
Аннотация
В статье изложены результаты пилотажного исследования основных факторов напряжённости в деятельности преподавателей и сотрудников вузов. Изучение проблемы конфликтов представлено в контексте анализа состояния педагогической среды современного вуза, в которой происходят становление и развитие личности, описаны её технологические, структурные преобразования, смена образовательной парадигмы и другие факторы, способствующие как созданию условий для позитивного развития личности и деятельности, так и возникновению деструкций, являющихся источником конфликтогенности. Выявлено, что факторы напряжённости в деятельности преподавателей и сотрудников вузов имеют психологическую природу и объясняются как блокаторы удовлетворения актуальных потребностей в достижениях, самоуважении, социальной справедливости, что приводит к конфликтным стратегиям поведения.
84-90 29
Аннотация
Статья посвящена проблеме духовности личности, особенностям её проявления среди студенческой молодёжи и её роли в принятии решения в ситуации морально-нравственной дилеммы. Представлены результаты теоретического и эмпирического исследований. Описаны различные уровни развития духовности личности: адуховность, уровень актуализации духовных потребностей в общении, уровень реализации духовности в отношении других, уровень духовной самореализации. Описаны особенности студенческой молодёжи и половые особенности духовности личности юношей и девушек. Уровень вероятности духовного кризиса у молодёжи студенческого возраста ниже среднего уровня. У юношей, по сравнению с девушками, сильнее выражены духовная активность, бесстрашие, самообладание, слабее - духовная красота, скромность, доброта, надежда и душевный уровень личности. Наблюдаемые особенности в структуре и выраженности некоторых аспектов духовности личности у студентов с разным способом решения моральных дилемм говорят о важной роли духовности и её развития для современной студенческой молодёжи.
91-99 37
Аннотация
Статья посвящена комплексному исследованию теории и практики развития творческого Я руководителя образовательного учреждения в профессиональной деятельности. Теоретически и эмпирически обоснована системная организация творческого Я руководителя образовательного учреждения, включающая авторское определение данного феномена как многокомпонентного и многоуровневого личностного образования; его сущностные признаки (категориальный, содержательно-функциональный, структурный, типологический); структуру; механизмы и функции; совокупность критериев (активно-деятельностный, когнитивно-креативный, мотивационно-потребностный, эмоционально-волевой) и показателей, отражающих уровни развития (удовлетворительный, средний, высокий), которые имеют различную степень интегрированности между компонентами в зависимости от профессионального опыта. Показана динамика изменения содержания структурных компонентов творческого Я в контексте профессиональной деятельности. Определены и эмпирически обоснованы различные зависимости в типологии индивидуальной структурной организации творческого Я руководителя образовательного учреждения.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)