Preview

Акмеология

Расширенный поиск
№ 3 (2016)

ОТ МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ

7-17 2466
Аннотация
В статье даны вводные размышления автора (шеф-редактора с 10-летним опытом работы в ряде научно-практических журналов) об особенностях библиометрической оценки научной деятельности и научных изданий в современных условиях. В этой связи актуализируются ключевые проблемы редакционного цикла, а также возможные пути их решения. Описан соответствующий опыт на примере научного издания - журнала «Акмеология». Дана краткая предыстория создания и становления данного издания. Раскрыты особенности каждого этапа его редакционного цикла сегодня. В частности: планирование каждого выпуска; формирование «портфеля» («заказ») статей; регистрация поступающих рукописей в формате электронного документооборота; рассмотрение сопроводительной документации (авторское заявление, сопроводительная рецензия и/или рекомендация, сведения об эксперте - авторе сопроводительной рецензии и/или рекомендации и другие документы, полученные от автора по требованию редакции); экспертиза рукописей в экспертном совете Международной редакционной коллегии журнала; принятие решения об опубликовании или об отклонении рукописи; редактирование рукописей, включающее самостоятельные этапы: научное редактирование, литературное редактирование, редактирование текста на иностранных языках, корректура, техническое редактирование; сдача в набор; вёрстка наборного экземпляра; подпись оригинал-макета к печати. Автором обращается внимание на специфику оформления рукописей в соответствии с международными стандартами и подходами, включая ссылки на языке статьи и иностранных языках. Названы особенности составления корректного авторского резюме и определения ключевых слов. Сделан акцент на актуальность и важность электронной версии научного издания сегодня, на особенностях и перспективах её развития. В заключительной части сформулированы некоторые принципиальные позиции о дальнейшем совершенствовании редакционного цикла научного журнала в условиях библиометрической оценки его деятельности.
18-24 46
Аннотация
В статье приведён библиометрический анализ журнала «Акмеология», особо выделен период 2010-2015 гг. На основе количественного и качественного анализа опубликованных в журнале статей, а также публикаций, цитирующих данные статьи, проведена оценка научного издания. Показаны специфика журнала, его индивидуальность, научный подход к анализу личности профессионала в его развитии. Выделена ведущая роль кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), являющейся центром акмеологических исследований в России. По результатам библиометрического анализа выявлено, что журнал занимает заметное место среди журналов психологической тематики, по итогам 2014 года занимает первые-вторые места по количеству опубликованных статей, двухи пятилетнему импакт-фактору РИНЦ. Высокий индекс самоцитирования объясняется спецификой журнала как уникального издания для публикации результатов акмеологических исследований. Даны рекомендации по дальнейшему развитию журнала «Акмеология» и включению его в международный психолого-педагогический контекст.

АКМЕОЛОГИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ

25-28 41
Аннотация
Знаменитый педагог стоял у истоков создания русской средовой педагогики. Очень рано обретя способность оценивать окружающий мир, он достиг в этом вершин, представив свои выводы в научных докладах и педагогических сочинениях. Плодотворным было влияние на С.Т. Шацкого учёных, писателей, композиторов и художников, и всё это воплощалось в создаваемую им педагогическую среду. «Шацкизм» объединил методы педагогического исследования и дидактические идеи (от принципов до приёмов), венцом трудов С.Т. Шацкого стала его научная школа.

ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

29-35 26
Аннотация
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования взаимосвязи между ответственностью и самоэффективностью кадров управления. Показано, что существует значимая взаимосвязь между уровнем самоэффективности и особенностями проявления ответственности кадров управления. Выявлено, что у участников исследования с низким уровнем самоэффективности в сфере деятельности на первый план выходят компоненты ответственности, связанные с объектом ответственности и с её рефлексией и ретроципацией. В группе с высокой самоэффективностью в сфере деятельности на первый план выходят компоненты, связанные с антиципацией и прогнозированием, оценкой рисков и моральным долгом. Установлено, что низкая и средняя самоэффективность в сфере общения приводит к затруднениям в процессе общения и к повышению уровня ответственности за его результаты, а высокая самоэффективность обеспечивает «лёгкость» в решении коммуникативных задач, и чувство ответственности за процесс общения актуализируется только в ситуации неопределённости, связанной с исполнением новых обязанностей.
36-42 48
Аннотация
В статье рассмотрены категории общей, профессиональной и коммуникативной культуры. Сделан обзор исследований по проблемам способностей к психолого-педагогической и образовательной деятельности. Выявлены признаки творческой готовности выпускников к самостоятельному решению предстоящих задач. Дано авторское определение коммуникативной культуры и творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности. Функциональная связь между приведёнными категориями образовательной акмеологии определяется через акмеэнергоинформационное взаимодействие общих, специальных и профессиональных способностей с психическими процессами, состояниями и свойствами личности. В статье приведён историко-психологический анализ проблемы способностей в трудах представителей основных отечественных научных психологических школ. Особо выделен вклад в её разработку Б.Г. Ананьева как одного из основоположников акмеологического подхода. Выполнен содержательный анализ понятийного аппарата психологии способностей с учётом интерпретационных возможностей акмеологического подхода, намечены перспективы исследования. Вывод состоит в том, что проблема развития коммуникативной культуры и творческой готовности выпускников вузов к предстоящей деятельности есть одновременно и проблема развития общих и специальных способностей.
43-50 86
Аннотация
В статье обсуждаются проблемы в подготовке выпускных квалификационных работ (ВКР), детерминированные низким уровнем субъектности студентов и их ориентацией на доминирующую роль научного руководителя. Для решения этих проблем предложено использование коучинга в процессе научного руководства. Показано сходство коучинга и акмеологии в целях и принципах. Выделены возможности коучинга, значимые для образования (в том числе для подготовки ВКР), - повышение осознанности деятельности, развитие навыков самоуправления, обучение самостоятельному получению нового знания, его творческой трансформации и практическому применению, вовлечение студентов в рефлексию своего обучения. Описано использование коучинговых вопросов на различных этапах подготовки ВКР - формулировка замысла исследования, осмысление его структуры и критериев качества, выработка стратегии и тактики написания текста, распределение ресурсов, контроль достижения целей. Показано применение коучинга для мотивирования студента на активную работу и принятие ответственности, для содействия рефлексии трудностей, а также для психологической поддержки. Психологическими эффектами применения коучинга в научном руководстве являются совершенствование навыков самоорганизации студента, рост творческого потенциала самоуважения и самоэффективности. Выделены условия продуктивного применения коучинга: наличие достаточного времени для общения преподавателя и студента, психологическая готовность студента к работе в формате коучинга, наличие у студента базовой учебной компетентности и мотивации, обучение преподавателей навыкам коучинга и умению гибко менять профессиональные роли (учитель, наставник, коуч), а также личностное принятие ценностей и принципов коучинга.

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

51-55 47
Аннотация
В работе представлены результаты исследования акмеологических составляющих причин карьерных устремлений, осознаваемых госслужащими (руководителями среднего звена) как мотивы, инициирующие стремление делать карьеру. На пилотажном уровне выявлены мотивы конкуренции, профессионального роста, служения обществу, реализации дальних целей и замыслов, обладающих признаками личностнопрофессионального развития. Исследование включало в себя изучение причин карьерных устремлений руководителей среднего звена и проводилось посредством опроса в свободной форме в ходе кадровых собеседований с управленческим резервом. Исходя из суждений участников опроса, были сделаны предварительные выводы о том, каковы содержательные причины карьерных устремлений из тех, что осознаются субъектом строительства карьеры. Были выделены семь относительно независимых друг от друга видов карьерных устремлений, или, иными словами, содержаний мотива карьеры.
56-62 57
Аннотация
В статье раскрыта актуальность использования валидных квалиметрических процедур в акмеологической науке. Дано обоснование акмеологической квалиметрии как прикладного направления квалиметрической науки, которое разрабатывает методологические основы измерительных процедур в акмеологии. Авторами обосновывается необходимость практического использования достижений квалиметрической науки в целях увеличения надёжности и точности измерения акмеологических параметров, оказывающих существенное влияние на эффективность профессиональной деятельности. Исследуется феноменология процесса моделирования, а также классификации моделей, используемых в различных предметных областях. На основе компетентностного подхода разработана модель субъекта акмеологической квалиметрии. Описана система компетенций, которыми должен обладать субъект акмеологической квалиметрии XXI века. Дано обоснование того, что модель субъекта акмеологической квалиметрии должна отвечать целому ряду дополнительных критериев, отражающих условия и специфику профессиональной деятельности, включая соответствующее базовое образование: профессионализм в той сфере профессиональной деятельности, которую оценивает субъект; признание субъекта в профессиональной среде; наличие учёной степени или ученого звания по профилю профессиональной деятельности; обучение основам акмеологической квалиметрии; наличие положительного опыта экспертной деятельности; наличие необходимых и достаточных социально-психологических и профессиональных свойств и качеств. Кроме этого авторы отмечают, что отличительной особенностью субъекта акмеологической квалиметрии является обязательное достижение профессионального акме в своей профессиональной области.
63-67 47
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования особенностей социальной перцепции военнослужащих в служебной деятельности. Для определения параметров социальной перцепции применялся «Репертуарный тест личностных конструктов Дж. Келли», ролевая конфликтность определялась «Методикой оценки ролевой конфликтности С.И. Ериной», стратегии поведения в ситуации конфликтов определялись «Методикой У. Томаса». На основе полученных результатов выявлены факторы, детерминирующие социальную перцепцию офицеров в служебной деятельности, определены типы офицеров в зависимости от уровня проявления этих факторов. Определены особенности выявленных типов, проявляющиеся в уровне ролевой конфликтности и выборе стратегий взаимодействия в конфликтной ситуации.
68-72 35
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психологический анализ активного совладающего поведения как акмеологического ресурса в профессиональной деятельности учителей. Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что совладающее поведение учителей может быть различным в зависимости от целевой аудитории, с которой они работают. В ходе теоретического анализа определены сущностные характеристики совладающего поведения как индивидуального способа совладания с внешней или внутренней трудной ситуацией, определяемой её логикой, значимостью для субъекта и психологическими характеристиками. Показано, что активное совладающее поведение включает в себя прогнозирование будущих возможных проблем, постановку целей, планирование путей их достижения, реализацию планов, ориентированных на будущее в форме преодоления потенциальных препятствий. Эмпирическая проверка гипотезы проведена на учителях средних учебных учреждений г. Бишкека Кыргызской Республики. Использованы методы: а) психодиагностической оценки совладающего поведения в профессиональной деятельности; б) сравнительного, корреляционного анализа. Выявлено, что учителя начальных классов чаще считают основной трудностью в профессиональной деятельности неадекватное поведение учащихся (агрессивность, тревожность, вспыльчивость, болтливость), учителя старших классов - неорганизованность и низкую учебную мотивацию учащихся. Учителя обеих групп с нормальным уровнем профессионального стресса активно преодолевают трудности, сохраняют необходимую дистанцию по отношению к работе, ощущают себя благополучными и более открыты к получению социальной поддержки.
73-80 83
Аннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей мотивационного компонента самостоятельности у молодых научно-педагогических работников с высокой степенью успешности профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 100 работников вузов (70 аспирантов и кандидатов наук в возрасте до 35 лет, 30 докторов наук в возрасте до 40 лет). Изменения в системе высшего образования, продиктованные необходимостью её соответствия международным стандартам, предъявляют повышенные и зачастую противоречивые требования к деятельности научно-педагогических работников. Ярким примером подобного противоречия может выступать дилемма между необходимостью соответствовать формальным внешним критериям успешности и осмысленностью собственной деятельности, творчеством, самореализацией. В исследовании, результаты которого приведены в статье, подверглось проверке предположение о том, что личностные особенности молодых научно-педагогических работников, а именно их мотивационные черты, выделенные в рамках концепции личностной беспомощности - самостоятельности, могут рассматриваться как предикторы профессиональной успешности. Гипотеза о наличии значимых различий в выраженности показателей, входящих в мотивационный компонент самостоятельности у молодых научно-педагогических работников с высоким и низким уровнем профессиональной успешности, подтвердилась. Молодые учёные с высоким уровнем профессиональной успешности обладают выраженными признаками самостоятельности (в противовес личностной беспомощности) в целом и по отдельным показателям мотивационного компонента в частности. Они в большей степени ориентированы на достижение поставленных целей, более настойчивы и решительны, у них выражен интернальный локус контроля, они более склонны брать на себя ответственность за происходящее с ними; у них ярче выражено стремление к принятию и менее ярко выражен страх отвержения, более выражена потребность в причастности к группе единомышленников. У этих сотрудников более выражены показатели контроля и вовлеченности, то есть они проявляют больший интерес к содержанию и процессу деятельности, получают большее удовольствие от своей работы.

СОЦИАЛЬНАЯ АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ (МЕТОДЫ, ЭМПИРИЯ, ПРАКТИКА)

81-86 484
Аннотация
Целью исследования является разработка компактной и комплексной методики для выявления уровня выраженности отдельных компонентов инновационной готовности. В статье определены термины «инновация» и «инновационная готовность». В процессе разработки гипотетического конструкта методики проведён анализ научных подходов к изучению инновационного потенциала. Основные результаты выполненной работы изложены согласно логике описания требований к разработке психологических тестов. Представлена полная информация об организации работы и психометрической проверки теста - используемые методики, характеристики выборки испытуемых, методы статистики, статистические показатели. В статье представлены текст опросника, ключи, интерпретация результатов, данные о нормировании выборки, на которой проводилось исследование. В заключительной части статьи приведены выводы о соответствии представленной методики основным психометрическим требованиям и возможности её прикладного и научного использования.
87-92 38
Аннотация
В статье рассматриваются семейные отношения как аспект социального взаимодействия. Автор подчёркивает первостепенную роль семейных отношений в развитии личности ребёнка и предлагает метод диагностики семейных отношений, включающий в себя сбор и анализ сказок, сочинённых детьми, а также демонстрирует, как проявляются различные аспекты, связанные со структурой семьи, в сказках детей разного возраста и пола. Используется системный подход - семья рассматривается как система с выделением подсистем. В статье описана процедура сочинения сказок, состоящая из двух этапов, и приведена разработанная автором система содержательных категорий, описывающая структуру семьи и её подсистемы. Эмпирические результаты показывают выраженность данных категорий в сказках детей и их взаимосвязь с другими категориями, а также особенности их проявления у детей разных групп (дошкольники и школьники, мальчики и девочки).
93-98 47
Аннотация
Статья содержит анализ исследований, посвящённых самоопределению личности. Показано, что на сегодняшний день самоопределение личности в основном рассматривается как самоопределение профессиональное. Большинство исследователей относят самоопределение личности к юношескому возрасту и ограничивают его этапом выбора профессии. В то же время изучение ряда работ позволяет сделать вывод о том, что профессиональное и личностное самоопределения тесно связаны с «профессиональным становлением» личности, которое можно рассматривать как личностно-профессиональное развитие и которое длится на протяжении всей профессиональной жизни человека. По мнению ряда исследователей, самоопределение личности может обоснованно рассматриваться как понятие, во многом релевантное самотрансценденции, трактуемой как выход за пределы своего «Я». Для того чтобы отразить взаимопроникновение и взаимосвязь профессиональной, социально-психологической и личностной составляющих процесса самоопределения, в данной работе вводится и обосновывается термин «личностно-профессиональное самоопределение».
99-104 34
Аннотация
Целью статьи является представление общей структуры индивидуальной консультации по результатам диагностики малой группы модульным социотестом. Такая консультация позволяет актуализировать субъектную позицию респондента в сфере личностно-профессионального саморазвития; в частности, саморазвития социально-перцептивной (СПК), социально-рефлексивной (СРК) и социально-антиципационной (САК) компетентностей. Она представляет собой коуч-сессию, специализированную под конкретную методику. Использованы следующие общепсихологические методы: опрос; включённое наблюдение; индивидуальная и групповая беседы; частные методики: модульный социотест; метод системного анализа конфликта; «Горящий стул»; возрастная прогрессия в будущее. В статье даны описание общих тенденций по выборке 70 студентов-психологов 2-го курса (2015 и 2016 гг.) по итогам опроса респондентов и индивидуальной беседы с каждым из них, выявление зон коррекции, а также описание критериев, показателей и индикаторов для развития СПК, СРК, САК студентов-психологов; описание структуры и приёмов проведения беседы.

АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

105-111 51
Аннотация
В статье рассматривается специфичность структурных составляющих профессиональной Я-концепции специалиста по связям с общественностью. Проанализированы три основных компонента Я-концепции - когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий - с точки зрения профессионального становления. Особое внимание в проведённом исследовании было уделено когнитивному компоненту структуры профессиональной Я-концепции, а именно представлению о профессиональноважных качествах, поскольку многие учёные (А.А. Деркач, А.А. Реан, А.М. Рикель) в определении профессиональной Я-концепции выделяют значимость собственных профессиональноличностных качеств и адекватное представление индивида о них. Цель исследования - определение у специалиста по связям с общественностью семантического ядра Идеального профессионального Я. Объект исследования - структура профессиональной Я-концепции специалиста по связям с общественностью, предмет исследования - особенности структуры профессиональной Я-концепции специалиста по связям с общественностью. С помощью экспертного опроса и контент-анализа был получен массив из 897 профессионально-личностных качеств, которые были объединены по схожим семантическим особенностям и рассортированы по частоте упоминания. Определено, что в центр семантического ядра профессиональной Я-концепции специалиста по связям с общественностью входят такие профессионально-личностные качества, как: коммуникабельность, активность/ энтузиазм, гибкость, ответственность, креативность, быстрота мышления, наблюдательность, настойчивость, обаяние, стрессоустойчивость. Объяснена важность развития у студентов качеств, составляющих ядро Идеального профессионального Я.
112-115 60
Аннотация
В статье представлен сравнительный анализ психологических особенностей агрессивности школьников-подростков и студентов. Автор раскрывает причины агрессивного поведения подростков и студентов, выявляя особенности и уровень агрессивности и враждебности учащихся данных возрастных категорий. В ходе теоретического анализа определены сущностные характеристики агрессии и агрессивности, а также психологические особенности проявления агрессивности в подростковом и юношеском возрасте. Целью исследования являлось выявление особенностей и уровня агрессивности подростков и студентов. Для диагностики психологических особенностей личности агрессивных подростков были использованы комплексная психодиагностическая методика исследования личностных качеств (тест-опросник Басса - Дарки) и методика исследования уровня развития психологических особенностей личности (тест-опросник FPI). В результате проведённого анализа автор теоретически обосновал и эмпирически подтвердил, что подростки более агрессивны и более враждебны, чем студенты. Это связано с кризисным периодом, а также с тем, что подростки ещё не научились контролировать свои эмоции, их эмоциональное состояние неустойчиво. Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что студенты и школьники-подростки имеют индивидуальные психологические особенности агрессивности.
116-121 50
Аннотация
С1 татья посвящена анализу социально-психологической проблематики рефлексии и толерантности студенческой молодёжи. Внимание уделено соотношению уровня рефлексии и толерантности, особенностям их развития в условиях этнической диверсификации региона. Рассмотрены и обобщены основные теоретические подходы и научные взгляды, определяющие специфику рефлексии и толерантности как важных составляющих развития личности. Представлен сравнительный анализ взаимосвязи между уровнем рефлексии и толерантности, типами толерантности (этническая, социальная, толерантность как черта личности), уровнем эмпатических способностей. Анализируются результаты эмпирического исследования соотношения уровня рефлексии и составляющих толерантности студенческой молодёжи, проживающей в Брянске и Красноярске, с учётом национального состава населения. По результатам эмпирического исследования представлены и интерпретированы акмеологические и социально-психологические характеристики личности, отражающие её рефлексивность, уровень толерантности, способность и готовность к сопереживанию, пониманию и поддержке окружающих, отношения к себе как субъекту этноса и к представителям других этнических групп. Данное исследование расширяет и углубляет имеющиеся в науке представления о роли и взаимосвязи рефлексивной составляющей и толерантными установками студенческой молодёжи.

АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

122-125 80
Аннотация
В статье представлены анкета «Социальные страхи» и полученные результаты анкетирования студенческой молодёжи в возрасте 20-25 лет. Анкета состоит из двух частей. Главной целью её создания было изучение распространённости страхов, тревог и опасений, факторов и причин их возникновения и оказываемого ими влияния на личность. Эти вопросы отражены в первой части анкеты. Вторая часть анкеты помогает выявить актуальные страхи. Полученные данные анкетирования отражают особенности периода ранней взрослости, а также особенности социальных отношений в обществе в данный момент. Зачастую страхи, тревоги и опасения являются препятствиями для успешной деятельности, поэтому важно их знать и преодолевать. Анкета может быть эффективно использована как при групповой, так и при индивидуальной работе; её можно использовать и для самоанализа.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

126-132 33
Аннотация
1 В условиях террористических угроз и войн на территории арабского Востока человек оказывается в кризисной ситуации, испытывая травматический стресс, который в своих крайних проявлениях приводит к посттравматическим стрессовым расстройствам (ПТСР). Наиболее незащищёнными слоями населения являются дети и подростки, испытавшие на себе последствия экстремальных ситуаций. В условиях вынужденного переселения на новые территории и миграции они испытывают трудности в адаптации, отличаются повышенной тревожностью. В данной работе проведён сравнительный анализ особенностей адаптации личности сирийских подростков - юношей и девушек - к экстремальным ситуациям, порождённым социально-политическими кризисами.
133-136 40
Аннотация
Описаны пять сюжетов манипулирования подчинёнными, систематизированные по двум основаниям и снабжённые метафорическими наименованиями. Это ориентированность на интересы и мотивы подчинённых и/или склонность к приоритетности служебных, организационных задач. Методами глубинного слабоструктурированного интервью выявлялись предпочтения руководителей организовывать текущую работу подотчётных им рабочих групп. Обнаружилось, что существует некоторая корреляция между уровнем руководства и склонностью к тому или иному сюжету манипулирования подчинёнными. Так, руководители более высокого уровня, как правило, используют более сложные и комбинированные манипулятивные сюжеты, чем руководители начального управленческого звена.
137-142 18
Аннотация
В статье представлены результаты проведённого нами исследования связи публично демонстрируемой физической привлекательности функционеров политического актора и динамики негативного отношения к нему протестного электората. Изучение результативности соответствующим образом организованного информационно-психологического воздействия проводилось путём опроса с последующим структурированным кейс-интервью, которое сопровождалось предъявлением респондентам и интервьюируемым специально подготовленного стимульного материала. Последний представлял собой тексты, графические изображения и аудиовизуальные материалы - как изготовленные собственными силами, так и отобранные нами из открытых источников. Совокупность полученных результатов показала, что применение в отношении протестного электората строго определённых технологий информационно-психологического воздействия, основанных на демонстрации физической привлекательности функционеров политического актора, позволяет эффективно бороться с угрожающими протестными настроениями, сводя к минимуму количество потенциальных участников протестных выступлений.
143-152 85
Аннотация
В статье рассматривается проблема эмоционально-личностных детерминант психологического здоровья человека как интегративного личностного феномена. Проведён анализ существующих научных подходов к критериям и факторам психологического здоровья человека, определивший в качестве ведущего ресурсного фактора защиты и профилактики дестабилизации психологического здоровья эмоциональную компетентность личности, в которой отражены аспекты эмоциональной жизни, интрапсихологические и интерпсихологические механизмы эмоциональной регуляции. Проведено эмпирическое исследование характера системных взаимосвязей между параметрами эмоциональной компетентности и психологического здоровья студентов вуза, определившее в качестве ведущего фактора влияния на параметры психологического здоровья внутриличностные эмоциональные компетенции, отражающие уровень развития способностей к самопониманию и саморегуляции, с преобладанием способностей к управлению собственными эмоциональными состояниями. Обнаружено, что повышение уровня психологического здоровья у студентов сопряжено с повышением значений показателей сформированности способности к пониманию собственных эмоций, эмоциональных компетенций в сфере межличностного взаимодействия и внутриличностных эмоциональных компетенций.

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ)

153-157 85
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психолого-педагогический анализ и изучение видеолекции как одного из современных методов преподавания психологии в вузе. Автором рассмотрены видеолекции ведущих вузов России с помощью методов: анализ, наблюдение, контент-анализ тематики и содержания видеолекций, опросы преподавателей вузов. Теоретически обоснован и эмпирически подтверждён тезис о возможностях использования видеолекций в целях ознакомления, мотивации, информирования и популяризации, обучения. В ходе теоретического анализа определены позитивные и негативные аспекты использования видеолекций. К позитивным аспектам отнесены - возможность повторов и выбора собственной скорости просмотра отдельных моментов видеолекций; комфортность и удобство данной формы получения информации студентами. К негативным - пассивность студентов при просмотре видеолекций; непривлечение специалистов-профессионалов смежных специальностей для создания видеолекций; преувеличение роли видеолекций в процессе обучения студентов. Рассмотренные результаты исследования важны как для развития психодидактики вуза, так и для разработки системы видеолекций к отдельным учебным курсам.
158-165 25
Аннотация
В статье актуализируется опыт разработки и реализации в условиях высшей школы образовательной технологии «Опорные конспекты» («схемы» и «сигналы»), которая была разработана и успешно апробирована В.Ф. Шаталовым как технология индивидуализированного обучения. Раскрыта сущность авторского понимания указанного подхода, в основе которого лежит схематизация основного содержания учебных дисциплин с выделением ключевых аспектов. Показана роль данного подхода в управлении мыслительной деятельностью обучающихся и обеспечении психолого-дидактической поддержки и сопровождения процесса решения ими учебных задач на повышенном уровне усвоения и овладения знаниями, умениями, компетенциями посредством активной речемыслительной деятельности. Систематизированы и расширены подходы и идеи различных авторов, в связи с чем сформулированы теоретические позиции, отражающие сущностно-содержательную и технологическую специфику рассматриваемой технологии, а также соответствующие важнейшие дидактические принципы и особенности их реализации в высшей школе. Приведены классификация разного рода технологических вариаций форм опорных схем, а также некоторые конкретные примеры в формате дидактических приложений.

МОЛОДЫЕ ИМЕНА

166-170 20
Аннотация
В статье приведены результаты эмпирического исследования, нацеленного на выявление мотивационно-ценностных факторов субъективного отношения к природе будущих специалистов разных специальностей и пола. Затронуты также теоретические аспекты изучения потребности человека в формировании ценностного отношения к окружающему миру, в связи с чем обозначены типы и критерии его проявления, определены возрастная специфика и роль социальных сред в развитии экоцентрического сознания личности, а также особенности мотивационно-ценностного компонента субъективного отношения к природе. В качестве испытуемых в эмпирическом исследовании участвовали студенты - будущие психологи, экономисты, инженеры и управленцы. Результаты данного исследования включают в себя описание наиболее значимых факторов ценностного отношения к природе, его гендерных и профессиональных различий.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)