Preview

Акмеология

Расширенный поиск
Том 65, № 1 (2018)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (ТЕОРИЯ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, ПРАКТИКА)

5-8 331
Аннотация

В статье рассматриваются проблема профессионального самоопределения, динамика преобразований содержания, смысла и акмеологическая значимость данного понятия с точки зрения современной науки. Поднимается вопрос междисциплинарной связи профессионального самоопределения личности в контексте внедрения акмеологического подхода в профессиональную подготовку и реализации личности как профессионала. Прослеживается связь между способностью личности откликаться на социальную действительность повышением уровня самооптимизации, выбором средств к профессиональной адаптации и учётом закономерностей профессионального самоопределения личности. Выявлены необходимые, с точки зрения акмеологической системы, детерминанты профессионального самоопределения, такие как: потребность в профессиональной реализации, прогностичность и гибкость мышления, социальная перцепция, когнитивная и аутопсихологическая компетентность, уровень развития личности как профессионала, ценностные ориентиры в профессии, пути и методы достижения искомого результата. Изложенные положения выступают психолого-акмеологической основой системы профессионального самоопределения личности, позволяя выполнить переход уровня профессионального развития от реального к будущему идеальному состоянию.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9-14 95
Аннотация

В статье приведены результаты эмпирического исследования оценки взаимовлияний природы и человека экологическими активистами и неактивистами. В исследовании приняли участие 25 экологических активистов (четверо из них мужчины), средний возраст которых составил 26,6 года, и 291 человек — респонденты, не вовлечённые в природоохранную деятельность (из них 50 мужчин и 241 женщина), средний возраст которых составил 26,4 года. Для исследования была использована методика «Диагностика экологического сознания», созданная в логике экопсихологического подхода к развитию психики человека, разработанного В.И. Пановым, исходной предпосылкой которого является типологизация взаимоотношений в формате «человек — окружающая среда». Исследование показало, что экологические активисты и неактивисты различаются в оценке взаимовлияний природы и человека. В соответствии с двухмерной моделью оценки активистов расположились в двух плоскостях: «Забота о природе» и «Борьба с природой». Большинство оценок экологических неактивистов расположились в плоскостях «Страх перед природой» и «Гармония с природой».

15-20 68
Аннотация

В статье представлены и обоснованы теоретико-методологические принципы психолого-акмеологического исследования человека в сложных жизненных ситуациях: принцип комплексности, структурно-динамический принцип, принцип культурно-исторического контекста деятельности по преодолению таких ситуаций, принцип понимания и принцип развития. Выделение данных принципов является результатом авторской теоретической и практической работы в области помощи людям, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях (при разводе, миграции, безработице и пр.). В статье показано, каким образом осуществляется практическое применение этих принципов в процессе особого вида психологического консультирования — акмецентрированного, направленного на содействие человеку в его продвижении к акме в результате преодоления сложных жизненных ситуаций. Опора на методологические принципы помогает психологу, акмеологу более чётко определиться с диагностическими средствами и методами психологической интервенции, применяемыми на каждом этапе акмецентрированного консультирования.

21-26 65
Аннотация
В статье рассматривается совладающее поведение личности в контексте психологии субъекта и субъектной активности. Теоретически обоснованы проблемы исследования субъектной активности как особого типа активности человека, регулирующей и направляющей его совладающее поведение при определённых условиях. Сделана попытка описать субъектную активность относительно совладающего поведения личности, выделить основные аспекты: когнитивный, временной, социальный, произвольный, личностный, смысловой и целевой. Представлены параметры субъектной активности в совладающем поведении личности: осознанность, спонтанность, автономность, временная ориентация, целенаправленность, социальная направленность, ценностно-смысловая ориентация. Эмпирическое исследование проведено на 120 студентах — будущих психологах Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) и Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС) г. Хабаровска. Были использованы психодиагностические методики, качественный и количественный анализ. Для проверки различных положений гипотезы использовались корреляционный и факторный анализ (Варимакс-вращение). Целью исследования являлось выделение аспектов и установления факторов субъектной активности в совладающем поведении. По результатам исследования были доказаны связи между различными параметрами субъектной активности в совладающем поведении личности, что отражает интегральную характеристику субъекта. Факторный анализ позволил выделить четыре фактора субъектной активности в совладающем поведении личности: фактор опоры на себя (самоактуализации), фактор смысложизненных ориентаций, фактор автономности и фактор трансформированной защиты.
27-32 219
Аннотация

В статье представлен обзор существующего состояния явления профессионального выгорания в зарубежной и отечественной науке; отмечена актуальность изучения этого явления; приведены современные дефиниции понятия «профессиональное выгорание», прослежен генезис этого понятия и аналогичных ему понятий; выделены основные научные подходы и кратко охарактеризованы особенности каждого из них. На основе анализа научной литературы авторы констатируют формирование единой концептуальной модели феномена, что открывает новые перспективы для исследователей. В статье рассмотрены возможные причины формирования синдрома профессионального выгорания; прослежена последовательность этапов развития явления как динамического процесса; отмечено значение начальной стадии синдрома профессионального выгорания для его своевременного выявления. Авторы поддерживают точку зрения, согласно которой наиболее высока вероятность возникновения профессионального выгорания в начале профессионального становления личности и как следствие — несоответствия между условиями профессии и профессиональной готовностью специалиста, его способностью успешно осуществлять профессиональную деятельность. В статье рассмотрены условия и меры профилактики возникновения развития синдрома профессионального выгорания; отмечена роль коммуникативной готовности личности; указано на необходимость восполнения дефицитов компонента готовности к профессиональной деятельности в качестве важнейшей меры, способствующей профессиональной адаптации и профессионально-личностному развитию. Профессиональное выгорание, как подтверждает анализ причин формирования этого синдрома, имеет прямое отношение к профессиональной готовности. Между тем связь между уровнем профессиональной готовности и риском развития профессионального выгорания в науке проработана недостаточно основательно и требует более углублённого изучения.

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТА

33-37 65
Аннотация

В статье рассматривается одна из важнейших теоретических проблем психологии и педагогики — проблема мотивации. Авторов интересуют как общие подходы к проблеме, так и конкретные решения применительно к мотивации социальной активности учащихся, социально значимая деятельность которых классифицируется с учётом различных мотивирующих факторов. Основное внимание уделяется вопросу формирования профессиональной компетенции педагогов в области мотивации школьников к социальной инициативности. Авторы исходят из убеждения, что современный учитель российской школы должен не только уметь мотивировать других людей, но и сам быть мотивированным. Направленность профессиональной мотивации педагога можно считать конструктивной, если у него наблюдается доминирование понимания значимости развития социальной активности школьников. К особой группе социальной активности относится волонтёрство. Мотивы добровольческой деятельности соответствуют определённым личностным и социальным потребностям. Призывая учащихся к волонтёрству, педагог должен понимать, что большинство потенциальных волонтёров хотят извлечь ту или иную пользу из волонтёрской деятельности.

38-42 63
Аннотация

В статье приведены результаты исследования отношения к организационным изменениям у работников с разным уровнем лояльности. Теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что на разных уровнях лояльности отношение к организационным изменениям будет отличаться. Эмпирическая проверка гипотезы проведена на работниках строительной организации. Было выявлено, что между компонентами отношения существует положительная взаимосвязь. Также было доказано, что повышение уровня выраженности компонентов отношения к организационным изменениям будет приводить к повышению уровня организационной лояльности сотрудников, а повышение уровня лояльности будет положительно связано с позитивным отношением работников к организационным изменениям.

43-47 63
Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования отношения к понятию «карьера» управленческого персонала двух организаций: крупного государственного учреждения и крупной компании бизнес-сектора. Обе организации являются стабильными и имеют большое количество филиалов по России. Опрос проводился в форме анкетирования управленческого персонала каждой организации. В ходе опроса были выявлены существенные различия о понятии «карьера» между руководителями компании бизнес-сектора и представителями государственного учреждения.

48-52 62
Аннотация

В статье приведены результаты исследования, нацеленного на повышение имиджа вуза через демонстрацию разных способов презентации преподавателей, их форм публичной активности, которые зависят от уровня профессионального самовыражения преподавателей. Рассмотрены внешне-имиджевый, социально-профессиональный, творчески-преобразующий уровни профессионального самовыражения преподавателей, а также персонально-ориентированный, организационно-ориентированный и неориентированный способы презентации преподавателя, реализуемые в разных формах публичной активности. Применены следующие методы исследования: сравнительный анализ психолого-педагогических источников, интернет-источников, сайтов вузов и показателей имиджа вузов; включённое наблюдение за профессиональным самовыражением преподавателей; контент-анализ учебно-методических и научных работ преподавателей; анкетирование и опрос преподавателей; анализ заданий-ситуаций для оценки уровня профессионального самовыражения преподавателей. Опросники были направлены на выявление уровней профессионального самовыражения преподавателя вуза. Результаты опросов были подсчитаны с помощью коэффициента корреляции рангов Спирмена (rs).

Теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены различные способы презентации преподавателя, их форм публичной активности и внешне-имиджевый, социально-профессиональный, творчески-преобразующий уровни профессионального самовыражения преподавателя вуза.

Выявленные связи между уровнем профессионального самовыражения преподавателей и способами их презентации, а также формами их публичной активности позволяет изучить и скорректировать профессиональное самовыражение преподавателя вуза, а также построить систему повышения имиджа вуза.

Полученные результаты исследования важны как для повышения эффективности деятельности преподавателей, так и для повышения имиджа вуза в целом.

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА (ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ)

53-57 96
Аннотация

В статье обсуждаются проблемы психологического здоровья современных школьников, возникшие в результате негативного влияния СМИ и школьного образования. Проанализированы психологические и философские подходы к пониманию ценностного отношения к жизни как показателю психологического здоровья. Обоснована необходимость организации целенаправленной групповой работы с младшими школьниками по формированию у них отношения к жизни как к ценности — в русле профилактики суицидальных намерений. Дана научная интерпретация понятия «ценностное отношение к жизни». Определено значение развития ценностного отношения к жизни у младших школьников в связи с его особой сензитивностью к духовно-нравственному развитию. Приведены результаты исследования динамики ценностного отношения к жизни на протяжении младшего школьного возраста. Выделено три типа ценностных отношений к жизни: положительное, отрицательное и нейтральное. В исследовании приняли участие младшие школьники 2–4-х классов, в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что на протяжении младшего школьного возраста у детей изменяется ценностное отношение к жизни с положительного на нейтральное. Результаты исследования показали, что к концу младшего школьного возраста происходит рост положительного отношения к жизни как показателя психологического здоровья, который обусловлен, с нашей точки зрения, возрастающим самосознанием и выстраиванием временной перспективы. Целью дальнейшего исследования может послужить разработка практических рекомендаций для психологов и педагогов по развитию у младших школьников ценностного отношения к жизни других людей и к своей жизни.

58-63 51
Аннотация

В статье рассмотрены результаты экспериментального исследования, связанного с выявлением особенностей личностного развития подростков, обучающихся в учреждениях дополнительного образования художественного профиля. Цель исследования заключалась в том, чтобы на предварительном уровне оценить возможности художественно-творческой деятельности подростков в рамках системы дополнительного образования в аспекте её влияния на развитие их личности. Для достижения поставленной цели авторами был подобран комплекс методик, направленный на выявление волевых качеств, способности к самоорганизации и художественно-творческих способностей подростков. Полученные данные были подвергнуты качественному и количественному анализу.

64-69 41
Аннотация

В статье приведён сравнительный анализ результатов использования учебно-методического комплекса «Нравственные основы семейной жизни» и результатов исследования профессионального развития юношей и девушек в период ранней юности (15–20 лет) по проблемам формирования морали и нравственности. При изучении был применён следующий метод: сравнительный анализ учебно-методического комплекса и результатов исследования саморазвивающихся механизмов профессионального развития юношей и девушек с помощью критерия Манна-Уитни и t-критерия Стьюдента.

Теоретический анализ позволил показать некоторые недостатки комплекса. В ходе теоретического анализа и эмпирического исследования показана эффективность внедрения авторской программы профессионального развития в период ранней юности, которая позволила выявить адаптационные, саморазвивающие и социально-средовые механизмы, а также личностные, психологопедагогические, социально-культурные закономерности профессионального развития юношей и девушек. В статье приведено изучение саморазвивающих механизмов и личностных закономерностей через выявление особенностей возрастного развития психики, эмоционально-волевую сферу и интеллект юношей и девушек, проявление воли, обозначаемой как настойчивость, упорство и терпение.

Полученные результаты исследования важны для работы как педагогов, так и родителей, самих старшеклассников по вопросам их профессионального развития и формирования нравственности, а также подготовки к будущей семейной жизни.

Перспективой исследования выступает поиск новых вариантов опосредованных форм и средств формирования основ нравственного воспитания и будущей семейной жизни.

НА СТЫКЕ НАУК

70-74 58
Аннотация

В статье приведены результаты исследования особенностей мотивации достижения и самоактуализации у студентов вуза как представителей разных религиозных конфессий. Выборку составили студенты Российского университета дружбы народов. В проведённом исследовании были использованы три метода психодиагностики: 1) тест мотивации достижения; 2) методика диагностики личности на мотивацию к успеху; 3) самоактуализационный тест (САТ). Обработка данных осуществлялась с помощью процентного анализа и t-критерия Стьюдента (программа SPSS, v. 21). Было выявлено, что студенты, относящие себя к христианской, мусульманской и буддистской конфессиям, различаются особенностями проявления мотивации достижения, а также имеют тенденции различий в проявлении показателей самоактуализации. Полученные данные могут быть использованы с целью повышения учебной мотивации студентов в процессе получения ими высшего образования.

75-82 36
Аннотация
Хронический болевой синдром (ХБС) длительностью более трёх месяцев приводит пациента к различным эмоциональным нарушениям, выпадению из социокультурной жизни, длительным больничным листам, возможной потере работы. Страх, разочарование, гнев, депрессия, беспокойство, нарушение сна и пищевого поведения — спутники хронической боли. Различные исследователи сегодня предполагают, что ХБС сопровождается атрофией мозга. Применение общего наркоза при сопровождении хирургического вмешательства также является фактором риска когнитивного снижения у пациентов. Таким образом, важное значение для предотвращения различных сопутствующих негативных последствий имеет своевременное лечение таких пациентов, в том числе и психологическое сопровождение пациентов на хирургическом этапе лечения. Актуальность исследования обусловлена высокой частотой эмоциональных расстройств и когнитивного снижения у пациентов с ХБС и их негативным влиянием на процесс ранней послеоперационной реабилитации и качества жизни больных. Цель исследования — изучение различных вариантов эмоциональных нарушений и возможного когнитивного снижения у пациентов на этапе хирургического лечения ХБС в спине.
83-86 83
Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) с помощью следующих методик: Методика «Лесенка» (В.Г. Щур); Методика» «Определение эмоционального уровня самооценки» (А.В. Захарова); Методика «Какой я?» (Р.С Немов); Методика «Пробае Де Греефе» (Де Греефе); Методика Дембо-Рубенштейна «Шкалы» (С.Я. Рубинштейн, Т.В. Дембо). Выполнен анализ существующих в отечественной психологии исследований, посвящённых проблеме формирования адекватной самооценки у детей с первичными нарушениями речи. Исходя из исследования, можно предположить, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР общим недоразвитием речи формируется заниженная самооценка, что негативно влияет и на их будущую успеваемость в школе. Определены причины нарушения самооценки у детей дошкольного возраста с ОНР c общим недоразвитием речи. Проблема развития и адекватности самооценки у таких детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи остаётся и на сегодняшний день такой же острой, так как количество детей с таким нарушением остаётся достаточно высоким и постоянно увеличивается. Чем более пристально изучить эту проблему, тем больше мы получим данных о том, что сильнее всего влияет на формирование самооценки у детей с ОНР, на правильность работы с полученными теоретическими и практическими данными. Это позволит нам создать наиболее эффективную психологическую коррекционную программу.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)