Preview

Акмеология

Расширенный поиск
№ 1 (2017)

ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

12-17 77
Аннотация
В статье рассматриваются акмеологические факторы развития коммуникативной культуры преподавателя вуза как условия развития коммуникативной культуры студента - будущего бакалавра, магистра, специалиста. Представлены проблемы образовательных маршрутов и образовательных систем, входящих в них от общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведений. Раскрываются понятия образовательных систем в статике и динамике, а также критерии оценки результатов продуктивности их деятельности. Описаны законы фундаментального образования и признаки их функционирования. Выделены матрицы инвариантных акмеологических факторов продуктивных образов результатов, акмецелевых стратегий обеспечения и акмецелевых стратегий управления процессами воплощения искомых образов результатов в реальные продукты: духовные, духовно-материализованные, материальные. Открытые закономерности, изложенные в данной статье, вооружают преподавателей вуза принципиально новыми знаниями в области развития коммуникативной культуры. Применение этих закономерностей в работе со студентами обеспечивает эффективность преподавателя и служит каждому студенту трамплином к собственному движению к вершинам в предстоящей профессиональной продуктивной деятельности.
18-22 57
Аннотация
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования особенностей ответственного поведения у студентов. Использованы методы определения особенностей ответственного поведения и измерения локуса контроля. Для обработки полученных данных использовался комплекс статистических методов (анализ средних значений и корреляционный анализ). Анализ полученных эмпирических результатов показал, что существует значимая взаимосвязь между уровнем ответственного поведения и сформированностью его отдельных компонентов. Установлено, что общий уровень ответственности поведения студентов определяется, с одной стороны, преобладанием интернального локуса контроля, а с другой - спецификой выбранной ими специальности и их отношением к спорту. Эмпирически подтверждено, что будущие менеджеры и спортсмены значительно ответственнее относятся к своей деятельности, чем будущие психологи и не спортсмены.
23-29 45
Аннотация
Анная статья является продолжением цикла статей, посвящённых разработке методологических основ акмеологической квалиметрии. Приведено обоснование акмеологической квалиметрии как прикладного направления, предметом которого является разработка методологических основ измерительных процедур в акмеологии. Доказывается необходимость внедрения новых подходов, включая инновационные методы, методики и технологии акмеологической квалиметрии, позволяющие оценивать профессиональную деятельность специалистов различных предметных областей. Обосновывается актуальность использования валидных квалиметрических процедур в акмеологической науке. В качестве инструмента повышения валидности предложена модель оценки субъективной вероятности акмеологической квалиметрии. Описаны технологии обработки результатов акмеологической квалиметрии с использованием аппарата субъективной вероятности. Обосновываются возможности применения достижений квалиметрической науки на основе вычислений субъективной вероятности в целях уменьшения погрешности и увеличения надёжности полученных результатов, оказывающих существенное влияние на эффективность профессиональной деятельности. Рассмотрены различные подходы в определении субъективной вероятности и возможности её использования в акмеологической квалиметрии. В данной статье субъективная вероятность оценки эффективности управленца рассматривается на основе психологического содержания направлений профессиональной деятельности руководителя.
30-35 65
Аннотация
В статье обсуждается роль убеждений в детерминации отношения к инновациям в организации и участия в инновационной деятельности. Предложены критерии классификации убеждений, значимых в контексте инноваций. Это - субъект убеждений (отдельная личность или группа людей) и уровень его организационной позиции (руководители или другие сотрудники), степень обобщённости убеждений (убеждения относительно отдельных аспектов и видов инноваций или изменений в организации в целом), степень близости содержания убеждений с феноменом инноваций (убеждения, непосредственно связанные с инновациями; убеждения об аспектах деятельности организации, которые подвергаются изменениям; убеждения об общих подходах к управлению; общие личностные убеждения, «неспецифичные» по отношению к инновациям). Рассмотрено влияние иррациональных убеждений (долженствование, перфекционизм, зависимость от достижений и позитивного отношения людей) на отношение к изменениям в организации. Отмечена значимость базисных убеждений личности как фактора формирования обобщённых инновационных диспозиций.
36-41 44
Аннотация
В экспериментальном исследовании выявляется связь между успешностью руководителя и его готовностью, моментально замолчав, переключить внимание на изменённую ситуацию и сосредоточить себя на новых задачах, возникающих в неожиданных для руководителя обстоятельствах делового общения. Три вида экспериментальных ситуаций делового общения, созданных в интересах исследования, позволили выявить реакции руководителей на внезапное прерывание коммуникативного контакта, в который предварительно вовлекались участники эксперимента. На основе полученных данных содержательно развёрнуты описания одиннадцати вариантов реакции руководителя на внезапное изменение ситуации общения. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что руководителям, отличающимся высокой успешностью, в большей степени свойственна гибкость в проявлении реакции «момент молчания». В статье рассмотрен также вопрос методологической обоснованности попыток объединить психологические явления молчания, имеющие в своей основе разнотипные психические процессы, в интегративную «психологию молчания».
42-47 107
Аннотация
В статье приведены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи когнитивных стилей и стратегий поведения в конфликте у сотрудников морского порта. Рассматриваются различные определения когнитивных стилей в отечественной и зарубежной психологии. Анализируются исследования когнитивных стилей «полезависимость» и «поленезависимость». Установлена положительная корреляция между этими стилями и стратегиями поведения в конфликте у женщин и у мужчин. Доказано, что поленезависимые мужчины демонстрируют компромиссную стратегию поведения в конфликте и применяют стратегию сотрудничества чаще, чем женщины, а полезависимые женщины применяют жёсткую стратегию поведения в конфликте чаще, чем мужчины. Выявлено, что сотрудники с поленезависимым стилем мышления, независимо от пола, используют чаще всего примиренческую и компромиссную стратегии поведения в конфликте.
48-52 49
Аннотация
В статье рассматриваются особенности невербального кросс-культурного общения. Наиболее информативной невербальной информацией является лицевая экспрессия, так как мимическое выражение базовых эмоций представляется универсальным. Цель статьи - изучение особенностей выражения и распознавания эмоций представителями разных культур. В ходе исследования был проведён теоретико-методологический анализ психологических подходов к вопросу выражения и распознавания эмоций, эмпирически выявлены когнитивно-культурные факторы, связанные с успешностью распознавания эмоций, разработаны практические рекомендации в соответствии с выявленными факторами.
23
Аннотация
Выделены контексты (анализ управления образовательными структурами и исследование педагогических проблем) и уровни (социально-институциональный, организационный, групповой и персональный) использования понятия «стратегия» в исследованиях образования. Рассмотрено сходство и различие в трактовке таких вариантов понятия как «образовательная стратегия», «стратегия образования», «педагогическая стратегия», «стратегия обучения», «стратегия учения». Показано отсутствие единства в наименованиях близких видов стратегий, а также наличие совпадения в обозначении их содержательно различных видов. Отмечена необходимость дифференциации двух типов стратегий - «объективных» (предлагаются людям и группам «извне») и «субъективных» (разрабатываются самими участниками образовательного процесса). Высказано положение о том, что согласованность объективных и субъективных стратегий на различных уровнях выступает фактором обеспечения качества образованиям. Показана важность изучения субъективных стратегий образовательной деятельности не только учащихся, но и педагогов
37
Аннотация

В статье рассмотрены научные взгляды, сложившиеся в современной психологии на понятие масштаба личности и деятельности. Идея соотнесения личностных свойств и особенностей деятельности идет в психологии от деятельностного подхода А.Н. Леонтьева. Эта идея была развита в акмеологии, где понятие профессионализма рассматривается сквозь призму личности и деятельности (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузмина и др.), а масштаб постулируется (с 2007 г.) как одна из ключевых интегральных характеристик человека, позволяющих достичь акме. Почти все, кто в отечественной психологии изучал масштаб личности и возможности его развития,  связаны с кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Академии при Президенте РФ. Проанализированы следующие подходы: 1) ресурсный (В.Н. Марков), 2) стратегический (А.Я. Анцупов), 3) инвариантный (В.Г. Зазыкин), 4) психобиографический, 5) сценарный (Э. Берн). Масштаб личности в них определён либо как психическое свойство, либо как процесс. В зависимости от этого делается вывод о возможностях и ограничениях «личностного масштабирования», что представляет собой концептуальную основу для разработки соответствующей технологии повышения масштаба.

В статье проводится разделение масштаба личности и масштаба деятельности. Делается вывод о полезности разведения этих понятий в акмеологической традиции.  Определены соотношения индивидуального масштаба личности и социального масштаба деятельности, которые должны играть важную роль в развитии масштаба. Приведена типология на основе их различных сочетаний.

Особое место отводится бюрократии, как инструменту реализации масштабных проектов. Подчеркивается важность разработки методов диагностики масштабности личности и отдельно – предварительной оценки масштабности деятельности на старте профессиональной деятельности, а не только по её результатам. Отмечается специфика развития масштаба личности.
38
Аннотация

Статья посвящена философскому осмыслению феноменологизма в компетентности психолога. В данной работе приводится анализ работ в области семейного системного подхода в психотерапии. В вопросах системной феноменологической терапии подготовленность современного психолога можно рассматривать в качестве важнейшей составляющей его профессиональной компетентности. Показано, что одной из составляющих компетентности профессионала является владение сформированными феноменологическими семейными системными ценностями, что может являться важным компонентом духовной составляющей структуры личности профессионала, сформированным на базе универсальных ценностных представлений (единых для всех и каждого), имеющих духовную значимость и направленную на оказание всесторонней помощи. По этой причине возрастает значимость профессионального обучения психологов знаний, включающих в себя основы феноменологических законов. Определено, что личностью профессионала могут конструироваться и развиваться акмеологические способности. При этом является совершенно очевидным факт того, что феноменологическая ориентация специалистов в семейных системных порядках может быть рассмотрена в качестве формирования компетентности самого специалиста.  

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

23
Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования, нацеленного на выявление типов связей профессионального самовыражения преподавателя вуза с его индивидуальным рейтингом. Авторами рассмотрены различные подходы к исследованию индивидуального рейтинга.

Применены методы исследования: сравнительный анализ, включенное наблюдение; опросы и анкетирование по вопросам индивидуального рейтингирования профессиональной деятельности преподавателя вуза и мониторинга качества обучения в вузе.

Теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены противоречия существующей системы оценивания профессиональной деятельности преподавателя вуза, которые позволили сделать вывод о том, что показатели этой системы - внешние, объективные результативные показатели. Важно эту систему дополнить внутренними субъективными процессуальными показателями, к которым предлагается добавить уровень и структуру профессионального самовыражения.

Разработаны различные типы связей профессионального самовыражения преподавателя вуза с его индивидульным рейтингом, которые позволяет изучить и скорректировать процесс оценки профессиональной деятельности преподавателя вуза.

Рассмотренные результаты исследования важны для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности преподавателей.

 

АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

25
Аннотация

В данной статье представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение влияния типа родительской семьи на особенности проявления субъективного контроля активности студентов. Для реализации поставленной цели проведен теоретический анализ проблемы детерминирующих основ организации активности личности, подобраны методы исследования, выявлены и проанализированы различия в проявлении субъективного контроля значимых событий жизни студентами из разных типов родительской семьи.  Автор теоретически обосновывает положение о рассмотрении субъективных переживаний личности в качестве фактора контроля, регуляции и организации активности. На основе анализа отечественных и зарубежных психологических исследований были выделены некоторые значимые параметры организации активности в жизненных ситуациях: уровень субъективного контроля личности, восприятие и переживание жизненных изменений, на основе которых реализуется активность в жизнедеятельности человека. В данном исследовании использованы методы: а) диагностики типа семейно-родовых отношений; б) «измерения» сформированного уровня субъективного контроля; в) выявления степени представленности образов событий жизни в сознании и их  переживания; г) двухфакторного дисперсионного анализа. Результаты исследования конкретизируют представления о социокультурной детерминации личностных качеств и психики человека. В представленном исследовании показаны специфические значимые различия в проявлении субъективного контроля активности у студентов, включенных в разные типы семейно-родовых отношений: при увеличении показателей признаков нуклеарной семьи снижается итнтернальность и востребованность субъективных переживаний в организации своей активности. Результаты, полученные в данном исследовании, могут использоваться в решении проблем социально-психологической адаптации, организации учебно-профессиональной деятельности студентов.

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (МЕТОДЫ, ЭМПИРИЯ, ПРАКТИКА) - АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

58
Аннотация
В представленной статье приведены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление психологических особенностей лени у студентов с разным уровнем самооценки. В публикации затронуты, также, теоретические аспекты изучения, в частности, понятие лени как психологического феномена; отличительные особенности проявления самооценки личности студента; психологические предпосылки лени у студентов. В данном эмпирическом исследовании испытуемыми являлись студенты филологического и экономического факультетов Российского университета дружбы народов.В содержании публикации представлены таблицы, характеризующие особенности лени студентов с разным уровнем самооценки. Таблицы снабжены авторскими комментариями и анализом полученных данных. Результаты исследования характеризуют эффективность проведенного исследования на основе решения поставленной цели. На основе полученных результатов сделаны выводы, подтверждающие решение базовых задач исследования.

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТА

41
Аннотация

В данной публикации рассмотрена личностно-профессиональная модель повышения акмеологической зрелости. Рассмотрена актуальность использования психолого-акмеологического подхода для повышения уровня акмеологической зрелости  в формировании профессиональных основ личности, а так же пути дальнейших научных исследований и развития акмеологической составляющей в рамках основных критериев профессионализма. Показаны компоненты и условия достижения личностью акмеологической зрелости, её динамика и противоречия в тенденциях развития. Выделены критерии акмеологической зрелости, стратегии и технологии достижения акмеологической зрелости. Показана связь теоретических и практических разработок в оптимизации личностно-профессионального развития. Выявлены форма реализации акметехнологий, этапы и закономерности профессионального становления личности. Раскрыты понятия: самоадаптации, аутопсихологической компетентности, социальной перцепции, креативности, коммуникабельности, целостности и автономности личности, внутренней интегрированности в рамках восхождения человека к акмеологической зрелости. Сделаны обобщения ключевых вопросов профессионального становления личности, такие как: общепсихическое развитие,  взаимодействие личности с социумом, потребность в реализации профессионального потенциала, развитие интуиции, прогностичность и системность мышления. Сделаны выводы о развитии акмеологической направленности личности, базирующихся на принципах эффективного оформления смыслов, актуализации поставленных целей и задач в рамках ресурсного обеспечения.

ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ

7-11 38
Аннотация
Н.Г. Чернышевский - незаслуженно забытый учёный-энциклопедист России XIX века. Раннее интеллектуальное развитие позволило ему уже при обучении в семинарии преодолевать научные и психологические противоречия, создавать собственную систему взглядов. Чернышевский прошёл трудный путь идейной эволюции, оставив значительное научное наследие, послужившее основанием для создания ряда концепций в различных отраслях знаний.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (ТЕОРИЯ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, ПРАКТИКА)

53-58 82
Аннотация
В статье приведены данные о влиянии профессиональной мотивации психолога (в частности - преобладающих групп мотивов, которыми руководствуются психологи-профессионалы и студенты-психологи в своей профессиональной деятельности) на уровень развития его психологической готовности к профессиональной деятельности. Показано, что существуют статистически значимые зависимости между преобладающими мотивами психолога, которыми он руководствуется при выборе своей профессиональной деятельности, а также в дальнейшей работе в рамках выбранной профессии, и уровнем его психологической готовности к профессиональной деятельности. Так, выявлено, что чем более выражен у психолога мотив «решения своих внутренних проблем», тем более высокий уровень психологической готовности к профессиональной деятельности у него наблюдается. Также выявлено, что чем менее выражен у психолога мотив, заключающийся в желании в своей профессиональной деятельности воздействовать на других людей, иметь возможность манипулировать ими, тем более высокий уровень психологической готовности к профессиональной деятельности у него наблюдается.
59-65 47
Аннотация
В статье описан процесс разработки метода исследования экопсихологических взаимодействий человека с информационной средой. Даны понятия информации, информационного пространства и информационной среды. Описаны развитие видов информационной среды и процесс их выбора для использования в исследовании. Приводится принцип создания опросника, основанный на разных типах экопсихологических взаимодействий. Апробация созданного опросника проводилась на 613 респондентах. Результаты показали высокую консистентность шкал и достаточный уровень критериальной валидности разработанного метода.
66-70 29
Аннотация
В статье представлен анализ понятий, необходимых для раскрытия темы особенностей взаимоотношений психотерапевта и пациента/клиента как явления, отражающего определённые системные связи. Взаимоотношения в аспекте «явление» рассматриваются при помощи понятий: элемент , множество , связь , отношение , свойства ; взаимоотношения как система рассматриваются при помощи понятий: изменения , обмен , развитие и формирование . На основе основополагающих факторов взаимоотношений представлены основные модели взаимоотношений психотерапевта и пациента/клиента, а также факторы успешности процесса взаимоотношений. Приведён перечень системных свойств, на которые указывают три группы показателей, позволяющих системе изменяться: системные, структурные и функциональные (поведенческие), среди них выделены наиболее важные. Проведённый обзор понятий позволяет обозначить понятийное поле исследования взаимоотношений психотерапевта и пациента/клиента с целью дальнейшего изучения особенностей данных взаимоотношений.
71-74 19
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, целью которого была разработка психологического критериального аппарата убеждающе-доверительного профессионального общения врача и построения его отношений с пациентами. Представлена система критериев с позиций социальной психологии, психологии развития и труда. Применены методы опроса и включённого наблюдения за пациентами и врачами в практико-эмпирической работе в должности врача, заведующего отделением и директора медицинского центра на протяжении более чем 25 лет. Теоретически обоснована и эмпирически подтверждена система критериев убеждающе-доверительного профессионального общения врача и построения отношений с пациентами по основанию субъективность - объективность и особенностям личности: объективно-социальным, субъективно-личностным, мотивационно-целевым, эмоционально-волевым икогнитивно-творческим; а также уровни показателей критериев: внешний, нейтральный и внутренний. Результаты исследования важны как для развития психологии труда медицинских работников, так и для всей психологии общения и отношений.
75-77 65
Аннотация
В статье предпринята попытка обобщить и систематизировать психолого-акмеологические знания в контексте проблемы профессионального развития личности. Рассмотрены актуальность использования психолого-акмеологического подхода для повышения уровня междисциплинарных исследований в формировании профессиональных основ личности, а также пути дальнейших научных исследований в контексте акмеологической составляющей профессионального развития личности. Показано, что профессиональное развитие личности создаёт благоприятные условия для решения задач максимальной самореализации профессионала путём достижения им духовного и профессионального акме. Выдвинуты тригипотезы: 1) источником самосовершенствования и профессионального развития личности могут служить акмеологические противоречия; 2) реальные исследуемые параметры личности как субъекта профессиональной деятельности могут варьироваться в зависимости от задач исследования; 3) процессы личностного роста и личностной самореализации могут быть интерпретированы в количественных и качественных характеристиках.
78-82 58
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психологический анализ и изучение критериев и показателей профессионального самовыражения преподавателя вуза. Рассмотрены различные подходы генезиса профессионального самовыражения преподавателя вуза. Применены как теоретические методы исследования: теоретико-методологический, логический анализ и интерпретация научных данных, сравнительный анализ, моделирование, так и эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, тестирование, самоанализ, самохарактеристики (мини-сочинения), анализ и решение конкретных профессионально-педагогических ситуаций, авторские анкеты («Анкета преподавателя вуза», «Профессиональное самовыражение личности»), биографическая анкета (БЭМКОМ-1) (Н.И. Конюхов, М.Л. Шаккум), методики: изучения отношения к деятельности преподавателя вуза; самооценки способности самоуправления в профессиональной деятельности; измерения самоактуализации, самооценки и оценки умений профессиональной деятельности и проектно-регулирующей деятельности; «Q-сортировка» (Е.П. Ильин); психологическая тестовая оценка (А.Ф. Кудряшов). Для обработки результатов исследования применялись математические процедуры оценки достоверности различий показателей, статистических связей. Теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены шесть критериев профессионального самовыражения преподавателя вуза: 1) внешний - социально-оценочный (социально-статусный и социально-организационный); 2) внутренний - личностно-значимый (самооценочный и потребностно-мотивационный); 3) объективный - средовой (социально-зависимый и организационно-деятельностный ) ; 4) субъективный - личностно-развивающийся ( субъективно-ценностный и рефлексивно-целевой); 5) процессуальный - организационно-взаимодействующий (организационно-коммуникативный, социально-перцептивный и интерактивный); 6) результативный - итогово-прогностический (эмоционально-регуляционный и когнитивно-созидательный), а также их показатели. Данная система критериев и их показателей позволяет описать профессиональное самовыражение преподавателя вуза по следующим уровням: внешне-имиджевому , социально-профессиональному , творчески-преобразующему . Эта система позволяет скорректировать профессиональное самовыражение преподавателя вуза, а также построить систему его подготовки и повышения квалификации. Полученные результаты исследования важны как для личностно-профессионального развития преподавателей вуза и повышения эффективности их деятельности, так и для психологии труда, развития и акмеологии.

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА (ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ)

83-87 56
Аннотация
В статье приведены результаты исследования проблемы выпускников вузов - поиск своего будущего места работы. Применены следующие методы: сравнительный лонгитюдный анализ выпускников российских государственных и негосударственных вузов; включённое наблюдение за ними; контент-анализ студенческих учебных и научных работ, выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций, опросы и анкетирование преподавателей и выпускников вузов. Теоретический анализ позволил предположить, обосновать и доказать эмпирически, что при поиске будущего места работы студенты выпускных курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры переживают «кризис ответственности выпускника вуза», на который оказывает определённое влияние уровень «студенческого инфантилизма». В ходе теоретического анализа и эмпирического исследования разработана классификация выпускников, в основе которой лежит опыта поиска ими будущего места профессиональной деятельности - опытные, неопытные, несамостоятельные. В каждой группе рассмотрен сценарий развития кризиса ответственности, выявлены эволюционная и корреляционная закономерности «студенческого инфантилизма» в процессе обучения в вузе. Полученные результаты исследования важны как для повышения эффективности работы трудовых агентств с выпускниками вузов, так и для коррекции, профилактики и преодоления кризиса ответственности выпускников вузов, а также для развития психодидактики высшей школы и повышения результативности работы преподавателей с выпускниками вузов.
88-93 51
Аннотация
Статья посвящена проблеме межличностных отношений русских и турецких студентов. Актуальность этой проблемы определена тем, что межличностные отношения являются коммуникативной основой современного общества. Россия объединяет на своей огромной территории множество народов и национальностей, представители которых обучаются в российских вузах, а эффективность обучения и качество жизни студентов во многом определяются сложившимися в студенческом коллективе межличностными отношениями. Исследование взаимоотношений русских и турецких студентов проводилось на фоне кризиса между Россией и Турцией. В эмпирическом исследовании были проанализированы типы межличностных отношений, психологическое благополучие у двух групп студентов. Выявлены различия по большинству показателей межличностных отношений; в частности, выраженности авторитарности, эгоистичности, агрессивности, подозрительности, дружелюбия и другое. Определено, что турецкие студенты могут характеризоваться как более благополучные в психологическом плане по сравнению с русскими студентами. С помощью корреляционного анализа выявлены типичные взаимосвязи межличностных отношений и психологического благополучия в группах русских и турецких студентов.
94-97 504
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психологический анализ особенностей стрессоустойчивости студентов с разной временной перспективой как акмеологического ресурса в их учебной деятельности. Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что уровень стрессоустойчивости различается у студентов с разной временной перспективой. Эмпирическая проверка гипотезы проведена на студентах 2-4-х курсов филологического факультета Российского университета дружбы народов. В проведённом исследовании были использованы методы: а) психодиагностической оценки временной перспективы и уровня стрессоустойчивости; б) сравнительного, корреляционного анализа. Было выявлено, что студенты данной выборки в средней степени подвержены стрессу в положительной и негативной форме; в целом они оказываются способными справиться с имеющейся нагрузкой и возникающими трудностями. В проведённом эмпирическом исследовании не выявлены различия стрессоустойчивости и временной перспективы у девушек и юношей. Однако были обнаружены различия стрессоустойчивости у групп студентов обоего пола с разной временной перспективой; в частности, с различным уровнем оценки негативного прошлого, гедонистического настоящего и будущего.
98-102 42
Аннотация
В статье говорится об актуальности проблемы формирования профессионализма у будущих педагогов-психологов в процессе их обучения в вузе. Рассматривается сущность компетентного специалиста в современном обществе. Приведены факторы, влияющие на степень подготовленности к профессии. Обоснованы выводы о коммуникативной компетенции в качестве одного из главных факторов профессиональной компетентности педагога-психолога. Даны определения тренинга как особой формы групповой работы для формирования профессиональных умений и навыков. Проведён анализ отечественных исследований, дана характеристика становления методов тренинга и описана эффективность данного вида обучения. Изложены результаты анкетирования коммуникативных компетенций с целью выявления актуальности проблемы в современных условиях образовательного процесса. На основе полученных результатов сделан вывод об актуальности включения в систему профессиональной подготовки педагогов-психологов тренинга формирования коммуникативных компетенций.
103-107 36
Аннотация
В статье приведены результаты изучения противоречий профессионального развития личности в период ранней юности (15-20 лет) и предложены пути их разрешения. Применены следующие методы: сравнительный анализ; включённое наблюдение за учащимися и студентами; контент-анализ ученических и студенческих письменных работ; опросы учащихся и студентов, а также их преподавателей. Теоретический анализ позволил обосновать систему противоречий профессионального развития в период ранней юности; в неё вошли внешне-социальные, внутренне-личностные и имманентно-психологические противоречия. Пути разрешения данных противоречий разработаны, исходя из авторского понимания процесса профессионального развития в период ранней юности, компонентов и сущностных характеристик данного процесса, и представлены как система комплексного сопровождения профессионального развития в период ранней юности, которая включает в себя три направления: экстернальное, локально-экстернальное и интернальное. Приведён пример авторского тренинга профессионального развития в период ранней юности как одного из развивающих тренингов, позволяющих оптимизировать это развитие. Полученные результаты исследования важны как для повышения эффективности подготовки учащихся и студентов в период ранней юности, так и для развития психологии и педагогики высшей и средней профессиональной школы.
108-111 46
Аннотация
В статье представлены средовой подход к проблемам массового спорта и предпосылки развития субъектности, в которой проявляются социально-ролевые функции. Автором, проанализировавшим психолого-педагогическую литературу ХIХ-ХХ вв. с философского, психологического, акмеологического и социального подходов, даны определения, а также рассмотрены качественные особенности и сочетания таких понятий, как «социально-ролевые функции» и «субъект». На основе теории деятельности детерминированы направляющие силы развития личности. Выделены функции, определяющие субъектность, формы и механизмы развития субъекта. Выявлены предпосылки и компоненты развития субъекта в социальной среде. Массовый спорт рассматривается как специфическая деятельность с аналогичными компонентами. Сделаны выводы о переносе навыков и умений, приобретённых в спортивной деятельности, на остальные сферы деятельности.
112-115 31
Аннотация
В статье исследуется соотношение проявлений интеллектуальной компетентности и половой принадлежности людей в старшем подростковом возрасте. Результаты исследования отражают различия в степени выраженности проявлений интеллектуальной компетентности у мальчиков и девочек. При этом показатели компетентности значимо выше у девочек по сравнению с мальчиками. Полученные результаты являются пионерскими - как ввиду нарративного подхода к измерению интеллектуальной компетентности, так и данных о большей компетентности девочек старшего подросткового возраста в сравнении с мальчиками того же возраста. Полученные данные обогащают наши знания о проявлениях интеллектуальной компетентности в старшем подростковом возрасте и воодушевляют нас на расширение методов изучения как самой компетентности, так и её компонентов, а также потенциальных факторов, оказывающих влияние на этот конструкт. Особую важность представляет изучение проявлений интеллектуальной компетентности в другие возрастные периоды, чтобы определить устойчивость выявленной закономерности.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

116-118 112
Аннотация
Информационная перегрузка возникает в результате несоответствия количества поступающей информации возможностям её восприятия и переработки. Синдром информационной усталости имеет все признаки реальной болезни. Неадекватная реакция на информацию может привести к катастрофическим последствиям, особенно для представителей профессий, связанных с риском (врачи, водители, диспетчеры). Вопросы профилактики синдрома информационной усталости не могут решаться только в рамках врачебных мероприятий. В публикации изложены разработанные авторами пути и методы, предупреждающие или уменьшающие развитие синдрома информационной усталости (на модели врачебной работы). Приведена формула Шеннона - Хартли для определения необходимой и достаточной диагностической информации. Обсуждается использование теоремы умножения теории вероятностей для определения диагностической ценности различных сочетаний клинических симптомов. Оптимизация диагностического процесса достигается сочетанием алгоритмического и эвристического методов мыслительной деятельности. По опыту авторов, информационная перегрузка врача в значительной степени уменьшается или предупреждается при использовании предложенных методов оптимизации мыслительной деятельности.
119-123 32
Аннотация
В статье приведены результаты исследования потенциала демонстрации физической привлекательности функционеров политического актора как средства коррекции в его пользу электоральных предпочтений в предвыборный и поствыборный периоды. Изучение результативности соответствующим образом организованного информационно-психологического воздействия проводилось путём опроса с последующим структурированным кейс-интервью, участникам которых предъявлялся соответствующий тематике исследования стимульный материал: тексты, графические изображения, короткометражные видеофильмы. Совокупность полученных результатов показывает, что применение технологий информационно-психологического воздействия, основанных на демонстрации физической привлекательности функционеров политического актора и реализуемых с использованием материалов строго определённого содержания, позволяет осуществляющему такое воздействие актору корректировать электоральные предпочтения своих противников в предвыборный и поствыборный периоды в степени, достаточной для получения их голосов.
124-127 108
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования особенностей проявления профессиональных деформаций у судебных приставов-исполнителей. Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что важнейшей предпосылкой предупреждения и коррекции профессиональных деформаций является своевременная диагностика личностных предпосылок и внедрения системы акмеологических технологий. В ходе теоретического анализа определены сущностные характеристики профессиональных деформаций под влиянием выполнения профессиональной деятельности, а также внешних и внутренних факторов. Понятие «профессиональная деформация» раскрывается через взаимосвязь уровня эмоционального выгорания, смысложизненных ориентаций и стратегий преодолевающего поведения. Эмпирическая проверка данного положения проведена на выборке судебных приставов-исполнителей Федеральной службы судебных приставов. Использованы диагностические методики оценки специфики смысложизненных ориентаций судебных приставов-исполнителей, уровня их профессионального выгорания и выявления преобладающих копинг-стратегий. Выявлены значимые взаимосвязи между уровнем профессионального выгорания, индивидуальными смысловыми ориентациями личности и стилем совладания со сложными профессиональными ситуациями. Выделены акмеологические технологии профилактики и коррекции профессиональных деформаций.
128-133 223
Аннотация
Статья посвящена изучению выраженности психологических показателей у медицинских работников в зависимости от стажа работы, доходов, медицинского профиля, а также изучению взаимосвязи личностных психологических характеристик медицинских работников и уровня их эмоционального выгорания. Выявлена взаимозависимость эмоционального выгорания медицинских работников и их личностных психологических характеристик, а также различия выраженности психологических показателей у сотрудников с разным стажем работы, профилем отделения медицинского учреждения и разными доходами. Полученные данные могут быть использованы при разработке программ предупреждения синдрома эмоционального выгорания медицинских работников, с целью повышения эффективности их профессиональной деятельности, с учётом личностных психологических характеристик.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

134-138 29
Аннотация
Оценка - систематическое применение научных методов с целью определить разработку, улучшение и применение программы. Понятие «программа» может включать в себя любое организованное действие; такие, например, как государственная политика образования и предоставление образовательных услуг. Оценка программ - систематический метод сбора, анализа, употребления информации, для того чтобы ответить на вопросы о проектах и программах, особенно об их эффективности и результативности. Молодёжная политика в области образования формируется решениями образовательной и социальной политики, которые приняты на национальном, окружном, местном и школьном уровне. Кроме того, эти политические решения оказывают влияние не только на возможности в области образования, имеющиеся у людей, но и на когнитивные и другие способности человека. Некоторые итоги излагают ряд широких вопросов, на которые должна ответить тщательная оценка программ: контроль образовательной системы, социально-политические решения, основы обязательного образования, экономические, институциональные и профессиональные отношения, а также их формирующиеся связи с семьями и сообществами.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)