Preview

Акмеология

Расширенный поиск
№ 2 (2016)

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

7-12 57
Аннотация
В статье представлен психолого-акмеологический анализ феномена профессиональной субъектности как качества, принадлежащего субъекту. Теоретически обосновано положение о том, что высокий уровень субъектности, субъектной позиции и субъектной регуляции деятельности способствует «переходу» личностно-профессионального развития на более высокий уровень саморазвития, формирования личностно-профессиональной позиции специалиста и достижения высокой степени его готовности к профессиональной деятельности и непрерывному личностно-профессиональному самосовершенствованию. В рамках теоретического анализа определены сущностные характеристики профессиональной субъектности - активность, свобода выбора, сознательное целеполагание, творчество. По результатам анализа сформирована теоретическая модель профессиональной субъектности (на примере будущих психологов), отражающая ее побудительную и регуляторную функции, структуру (ценностно-смысловой и креативно-действенный компоненты), акмеологические критерии и показатели и соответствующую специфику формирования. Эмпирическая проверка указанной модели проведена на студенческой выборке (будущие психологи) в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Использованы следующие методы: а)»измерение» самооценки уровня онтогенетической рефлексии, уровня субъективного контроля, особенностей социальной креативности личности, смысложизненных респондентов; б) диагностическое интервью с каждым участником исследования; в) эксплораторный факторный анализ. Выявлены отдельные факторы, указывающие на сформированность профессиональной субъектности, определена уникальная факторная структура, содержащая характеристики и показатели ее проявления (рефлексивность, активность, самостоятельное целеполагание, оптимизм), позволяющие говорить о сформированности профессиональной субъектности (высокий уровень); о противоречиях в процессе ее формирования, которые приводят к затруднениям в личностно-профессиональном развитии личности (средний уровень); о несформированности структуры профессиональной субъектности (низкий уровень).

АКМЕОЛОГИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ

13-16 16
Аннотация
Пётр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) более ста лет назад выдвинул идеи, актуальность которых признается обществом и сегодня. Но возникает вопрос: почему за столетие развития социальных институтов потомки столь ничтожно мало воспользовались его трудами? Речь идет прежде всего об ассоциации с идеями анархизма, которые подвергались обструкции, в то время как идеи подлинного гуманизма не доводились до сознания представителей различных социальных страт. А между тем произведения этого ученого, обучающие самосовершенствованию, и есть то, что сегодня модно называть «умным чтением». Анализ жизненного пути П.А. Кропоткина позволяет определить факторы не только его становления как суперпрофессионала, но и феноменального успеха во многих отраслях науки, формирования многосторонней компетентности, повышенной чувствительности к социальной несправедливости, чувства самореализации как перманентного качества. Насыщенная интеллектуальная деятельность П.А. Кропоткина снискала ему непререкаемый авторитет как ученого, так и политического деятеля.

ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

17-22 62
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития фундаментального образования с позиции его акме-результата, воплощенного в духовном, духовно-материализованном, материальном продукте. Для решения проблемы предлагается использовать принцип вершинности и понятия акмеи кате-точки, на основе которых проектируются технологии достижения и измерения акме. Общеметодологический принцип вершинности является фундаментальным понятием, важнейшим элементом при анализе любой системы развития. Акмеологические исследования раскрывают акме-стратегии, способствующие созданию вершинных духовных продуктов в свойствах обучающихся. Статья адресована специалистам по акмеологии и специалистам высшего образования для разработки инструментов достижения вершин в личностно-профессиональном развитии. В ней рассматриваются и анализируются проблемы современного образования, которые находят отражение в содержании фундаментальной акмеологии, интегрирующей основные достижения отечественной системы образования и психолого-педагогической науки в XX и начале XXI в. Дано четкое описание исторического пути акмеологии, в том числе акмеологии образования, как модели становления новых отраслей психологической науки. В статье представлен терминологический аппарат акмеологии, дана характеристика основных методологических принципов, а также определено феноменологическое поле, которое характеризуется обращением к проблеме человека и его комплексного исследования, сохраняющей актуальность со времени Б.Г. Ананьева как одного из основоположников акмеологического подхода, а также пониманию перспектив этого подхода, характеризующего научное направление, представленное в работах Н.В. Кузьминой и ее учеников.
23-29 30
Аннотация
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования взаимосвязи между самоотношением и самоэффективностью специалистов в области управления. Выявлены общие характеристики самоэффективности специалистов в этой области. Показано, что существует значимая взаимосвязь между деятельностным и коммуникативным компонентами самоэффективности. Выявлена взаимосвязь интегрального самоотношения с самоэффективностью в сфере деятельности и в сфере общения. Установлено, что существует зависимость между уровнем самоэффективности в названных выше сферах и латентной структурой самоотношения. Стержневым компонентом самоотношения участников исследования с низкой самоэффективностью в сфере деятельности является самоинтерес, в группе с высокой самоэффективностью - самопринятие, которое обеспечивает более гармоничное и позитивное самоотношение в данной группе, чем самоинтерес в группе с низкой самоэффективностью. Установлено, что в ситуации неуспеха средняя и низкая самоэффективность в сфере общения предопределяет формирование негативного самоотношения, в то время как высокая самоэффективность связана с возможностью проявления как негативного, так и позитивного самоотношения.
30-39 25
Аннотация
Основной целью исследования является акмеологическое, сущностное раскрытие базовых понятий компетентностного подхода - компетентности и компетенций - как не тождественных друг другу, которые в течение последних 15-20 лет активно внедрялись в теорию и практику профессионального обучения. Результаты проведенных 280 бесед-интервью (с анализом критических инцидентов профессиональной деятельности) с успешными исполнителями - психологами, социальными работниками, госслужащими - позволили дать авторское определение компетенций, выявить структуру профессионально важных качеств успешного и неуспешного исполнителя и показать, что в структуре понятий «компетентность» и «компетенции» наличествуют одни и те же качества, но степень их выраженности существенно отличается, особенно по таким из них, как интуиция, мудрость, намерения, неявные знания, профессиональный опыт. Впервые в качестве методологического основания компетентностного подхода обосновывается концепция К.К. Платонова (индивидуальная траектория формирования профессионального мастерства) на примере обучения курсантов-летчиков. Показано, что компетентность формируется в ходе предметного обучения на нижележащих уровнях траектории (мотивы, знания, начальные умения, простые навыки, сложные навыки, тогда как компетенции, выступая как интегративный результат сформированных мотивов, знаний, простых и сложных навыков, формируются на уровне сложных умений и мастерства. Содержание компетентности опосредовано формированием психических образований обучаемых, часть из которых выступает в виде базовых качеств (мотивы, знания, начальные умения, простые и сложные навыки, Я-концепция), которые одновременно выступают и в качестве базовых компетенций, формирование которых осуществляется в виде межпредметного обучения, а также в процессе приобретения жизненного и профессионального опыта. Делается попытка выявления роли и места явных и неявных знаний в формировании компетентности и компетенций.
40-48 63
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, направленного на изучение саморегуляции деятельности как профессионально важного качества для менеджеров активных продаж. Показана специфика работы данной категории персонала, связанная с выполнением разнообразных функций по обеспечению полного цикла коммерческих сделок в условиях высокой личной ответственности, самостоятельности в определении приоритетов и средств достижения целей, а также влияния ряда экстремальных факторов - неопределенности, нехватки времени, рискованности решений. Обоснована необходимость наличия у менеджеров активных продаж высокого уровня саморегуляции, которая является основой профессиональной субъектности, адекватности целей и средств деятельности ее условиям, а также предпосылкой успешной реализации коммуникативной компетентности и мотивации достижения. Эмпирическая часть исследования проведена с использованием методик для диагностики самоорганизации деятельности, способности к самоуправлению, толерантности к неопределенности, диспозиционного оптимизма, склонности к риску. Представлены данные об уровне различных аспектов саморегуляции. Показано, что самоорганизация деятельности и способность к самоуправлению тесно связаны друг с другом. Выявлены позитивная взаимосвязь самоуправления и самоорганизации со стажем работы в активных продажах, а также их более высокий уровень у руководителей по сравнению с менеджерами. Установлено, что высокий уровень саморегуляции может как повышать вероятность рискованных действий менеджеров, так и предотвращать их. Выявлены позитивная связь компонентов саморегуляции с уровнем оптимизма менеджеров и негативная - с уровнем толерантности к неопределенности.
49-53 39
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению результатов исследования системной классификации полипрофессионализма деятельности и построению классификационной модели полипрофессионализма. Автором теоретически обоснована и эмпирически подтверждена возможность объединения видов и типов полипрофессионализма в группы, которые в свою очередь представлены в виде сети классификационных фрагментов. В ходе теоретического анализа раскрываются понятия диадных, триадных, пентадных групп применительно к систематизации полипрофессионализма. В статье даны уточненные определения типов полипрофессионализма (творческий и нетворческий; внутридисциплинарный и междисциплинарный) и видов полипрофессионализма (взаимосодействующий, эклектический, антагонистический) по отношению к результатам профессиональной деятельности. Выявлены взаимоотношения этих понятий и рассмотрена структура связей между ними. В результате системная классификация полипрофессионализма представлена в виде классификационной модели, сведенной в единую семантическую карту.

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНАЯ АКМЕОЛОГИЯ (МЕТОДЫ, ЭМПИРИЯ, ПРАКТИКА)

54-60 40
Аннотация
В статье исследуются психологические особенности информационного взаимодействия студентов, обучающихся по разным направлениям профессиональной подготовки. Представлены теоретические подходы к описанию применения информационно-компьютерных приложений в сфере образования. Эмпирическое исследование проводилось с использованием комплекса методов, психодиагностический инструментарий составили оригинальные и авторские методики. В статье описаны предпочтения современных студентов в выборе источника и способов получения информации, цели использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ); дан сравнительный анализ психологической эффективности использования ИКТ студентами, описаны особенности стратегий сетевого поведения, рассмотрены учебные стили студенческой аудитории. Независимо от специфики профессиональной подготовки студенты достаточно эффективно решают учебные задачи с использованием компьютерных программ, не испытывая дискомфортных состояний при работе с компьютером. Среди стратегий поведения преобладает стратегия сетевой активности в восприятии альтернатив во всех студенческих группах, что во многом является проявлением возрастных особенностей и связано с решением задач развития в юности.
61-66 33
Аннотация
В статье приведены авторские подходы к выявлению типологии конфликтных диадных отношений, оценки степени их интенсивности, а также уровня конфликтности сотрудников. Типология включает в себя явно конфликтные, потенциально конфликтные, условно конфликтные, остро конфликтные, полуконфликтные и условно полуконфликтные диады. Неконфликтными являются нейтральные отношения, симпатии и дружеские диады. Обосновывается методология определения индивидуального и персонифицированного индексов конфликтности, интенсивности потенциально конфликтных и условно конфликтных диадных отношений, а также определения средней интенсивности конфликтов в группе. Приведены результаты исследования малой группы на предмет выявления различных параметров конфликтности.
67-71 99
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, нацеленного на анализ акмеологической модели имиджа преподавателя высшего учебного заведения в сфере рекламы и связей с общественностью. Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что при создании профессионального положительного имиджа преподавателя высшего учебного заведения в сфере рекламы и связей с общественностью необходимо использование акмеологической модели имиджа типа «личность - деятельность - отношение». В ходе теоретического анализа определены сущностные характеристики профессионального имиджа преподавателя вуза. В результате создана акмеологическая модель профессионального имиджа преподавателя вуза, отражающая его профессионально важные личностные качества, профессионализм личности и профессионализм деятельности, структуру (личностные качества, результативность деятельности, поведения, отношений и общения). Эмпирическая проверка указанной модели проведена на студенческой выборке (будущие специалисты в сфере рекламы и связей с общественностью) в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете). Использованы методы анкетирования и социологического опроса. Выявлены особенности восприятия имиджа идеального преподавателя вуза в сфере рекламы и связей с общественностью.

АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

72-78 23
Аннотация
В статье представлен сравнительный анализ эмоционального выгорания у педагогов с разными уровнями сформированности ответственности. Исследование проводилось на выборке педагогов со стажем работы не менее пяти лет. Предварительно в группу респондентов были включены педагоги со средними показателями ситуативной и личностной тревожности и эмоциональной устойчивостью. Ответственность в исследовании рассматривается как свойство личности в контексте целостно-функционального подхода. В эмпирическом исследовании с помощью стандартизированного психодиагностического инструментария и методов математической статистики были выделены высокий и низкий уровни проявления ответственности личности. В качестве основы для выделения уровней ответственности были использованы гармонические и агармонические характеристики свойства. Доминирование агармонических характеристик в иерархической структуре свойства свидетельствует о низком уровне проявления ответственности, а превосходство гармонических переменных указывает на высокий уровень его проявления. В дальнейшем в каждой из выделенных групп подробно проанализирована специфика эмоционального выгорания. Рассмотрены отдельно симптомы и фазы эмоционального выгорания у педагогов с высоким и низким уровнем ответственности. Эмпирические данные получены на объемной репрезентативной выборке с использованием надежных и валидных методик.

АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

79-82 36
Аннотация
Статья посвящена эмпирическому исследованию восприятия студентами саморазвития и самореализации как составляющих акмеологического развития. В ней раскрыты сущностные характеристики процессов саморазвития и самореализации, показано их общее и различное. Дано описание проведенного эмпирического исследования и представлены полученные в его ходе результаты. С помощью контент-анализа показано, как воспринимают студенты особенности саморазвития и самореализации личности на раннем этапе взрослости. Проанализированы сущностные характеристики саморазвития и самореализации как составляющих акмеологического развития личности, которое входит в предметное поле исследования акмеологии. В ходе проведенного исследования выявлены понятия, ассоциирующиеся и не ассоциирующиеся с саморазвитием и самореализацией.
87-93 23
Аннотация
Статья посвящена анализу зрелости становления социального Я подросткового возраста и юношества. Основное внимание уделено особенностям становления социального Я школьников. Представлен сравнительный анализ возрастных особенностей становления социального Я подросткового возраста и юношества. Определены проблема, цель и задачи исследования. Анализируются результаты эмпирического исследования возрастных особенностей и аспектов становления социального Я школьников. Рассмотрены и обобщены основные классические и современные теоретические подходы, определяющие возрастные аспекты развития зрелости становления социального Я подростков и юношей как динамично формирующейся личности. По результатам эмпирического исследования выстроена и интерпретирована количественная и качественная модель отличительных особенностей зрелости становления социального Я подростков и юношей по возрастному и гендерному принципу. Данная работа расширяет и определяет сходства и различия зрелости становления социального Я школьников подросткового и юношеского возраста.

АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

94-97 27
Аннотация
В статье обоснована актуальность использования валидных квалиметрических процедур в акмеологической науке. Доказательно обосновывается, что акмеологическая квалиметрия является прикладным направлением квалиметрической науки, разрабатывающим методологические основы измерительных процедур в акмеологии. Авторы указывают на необходимость практического использования достижения квалиметрической науки для уменьшения погрешности и увеличения надежности полученных результатов, существенно влияющих на эффективность профессиональной деятельности. Кроме этого, авторами доказывается острая потребность овладения новыми методами, методиками и технологиями акмеологической квалиметрии профессиональной деятельности специалистов различного профиля. Обосновывается, что использование акмеологической квалиметрией валидного инструментария, обеспеченного современным математическим аппаратом, позволяет существенно усилить эмпирико-доказательную базу акмеологической науки, более плодотворно использовать математические модели изучаемых акмеологических явлений. В статье предложена модель измерения компетенций специалиста на основе применения экспертного оценивания.
98-102 17
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, посвященного изучению влияния психологической подготовки в рамках профессионального обучения руководителей в сфере здравоохранения на эффективность деятельности управленческих кадров. Автором эмпирически подтверждено положение о том, что оргобучение руководителей, ядром которого выступает освоение технологии ассессмент-центра, способствует развитию психологической грамотности и компетентности управленцев, оказывающих положительное влияние на эффективность их деятельности. В ходе теоретического анализа определены структура и содержание комплекса обучающих занятий «Управление человеческими ресурсами в учреждениях здравоохранения: искусство подбора персонала». Эмпирическая проверка эффективности разработанной программы проведена на медицинских работниках Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в г. Астрахани. Установлено, что повышение уровня психологической компетентности руководителя ведет за собой увеличение эффективности его деятельности, благодаря учету закономерностей и механизмов функционирования и развития психики субъектов трудовой деятельности - самого руководителя, его подчиненных, коллег, партнеров, конкурентов и вышестоящего начальства.
103-108 51
Аннотация
В статье рассматривается понятие «акмеологические способности» в его сопряженности с изучением проблемы саморазвития личности, обозначены контуры изучения всего комплекса личностных детерминант развития акмеологических способностей. Эти способности рассмотрены в русле реализации основной задачи акмеологии, направленной на изучение закономерностей, психологических механизмов, условий и факторов прогрессивно развивающейся зрелой личности. Показано, что в контексте собственно психологических исследований саморазвития проблема способностей личности к саморазвитию не ставится. Рассмотрены продуктивная и непродуктивная мотивации к саморазвитию с точки зрения саморазвития личности, а также факторы, способствующие или препятствующие реализации акмеологических способностей. Основным фактором, стимулирующим саморазвитие взрослой личности, является необходимость решения сложных профессиональных и жизненных задач, выходящих за рамки актуальных профессиональных и психологических компетенций личности. Понятие «акмеологические способности» соотнесено с категорией «аутопсихологическая компетентность».
109-113 22
Аннотация
Статья посвящена анализу исследований актуальности коррекции исполнительского волнения у вокалистов - профессиональных исполнителей, учащихся высших музыкальных учебных заведений, любителей. В ней рассмотрены определения исполнительской тревоги и ее компоненты - физиологический, когнитивный, аффективный, поведенческий. Проведен анализ зарубежных исследований страха сцены, в которых отмечен высокий уровень исполнительской тревоги у респондентов. Приведен ряд методик диагностики наличия и уровня исполнительской тревоги, применяемых различными исследователями. Изложены результаты проведенного автором анкетирования с целью выявления актуальности проблемы в современных условиях подготовки отечественных вокалистов. На основе полученных результатов сделан вывод об актуальности включения в систему профессиональной подготовки вокалистов программы обучения техникам их совладания со сценическим волнением.
114-118 30
Аннотация
В статье поставлена задача анализа компетенций руководителя в бизнесе с позиций интегрального подхода. В ней выделены актуальные и перспективные компетенции лидера, необходимые для эффективного развития организаций. На материале анализа современных исследований лидерства обсуждаются ключевые компетенции руководителей в бизнесе, резервы развития, а также ключевые «разрывы» в развитии лидерских компетенций, которые критичны для успеха организаций в будущем. Показано, что уровень сложности задач, решаемых руководителями в современном бизнесе, предполагает совершенно иную логику действия и мышления и связан с вертикальным развитием лидеров. Рост и изменение лидерских менталитетов связываются с двумя типами развития: вертикальным и горизонтальным. Вертикальное развитие предполагает смену парадигмы мышления и ведет к более высокому уровню эффективности лидерства. В статье приведено описание семи стадий вертикального развития лидеров с указанием на основные изменения в лидерских менталитетах и их вклад в устойчивое развитие организаций.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

119-122 63
Аннотация
Статья посвящена исследованию самооценки детей со сложным нарушением развития - синдромом раннего детского аутизма (РДА). Самооценка является одной из составляющей Я-концепции, которая оказывает большое влияние на процессы адекватной социализации и социальной реабилитации, что и обусловило цель исследования. Авторы дают обзор состояния разработки проблемы в научной литературе, а также приводят данные эмпирического исследования по изучению самосознания детей с таким нарушением развития. Представлены описание и анализ особенностей самооценки у младших школьников в возрасте 10- 11 лет, которые свидетельствуют о том, что у всех учащихся с синдромом РДА данной группы имеется неадекватно сформированная самооценка. Результаты исследования позволяют использовать их для обоснования целей и задач коррекционно-развивающей работы по формированию адекватной самооценки у данной категории детей с целью способствовать их дальнейшей успешной адаптации, социальной реабилитации, социализации к обществу и в конечном итоге - их интеграции в социум.
123-126 99
Аннотация
В статье отражены результаты эмпирического исследования особенностей развития познавательной сферы у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Автор теоретически обосновал и эмпирически подтвердил, что такие школьники обладают удовлетворительным уровнем внимания и памяти и способны к обучению по специальной образовательной программе. Эмпирическое исследование проводилось на выборке из детей 9-10 лет с легкой степенью умственной отсталости. Диагностическая программа включала в себя шесть методик, направленных на изучение процессов памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение), способности к опосредованному запоминанию, переключению и распределению внимания, его объема и устойчивости, способности к обобщению, умению дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов, возможности установления логических связей и отношений между понятиями. В результате были выявлены особенности познавательной сферы младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, которые влияют на характер их обучения. Использование специальной коррекционно-развивающей программы позволяет повысить уровень развития познавательной сферы младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
127-129 28
Аннотация
В статье приведены результаты исследования сформированности ценностных ориентаций у слабослышащих старшеклассников в возрасте 17-18 лет. Юноши - особая социально-демографическая группа, которая через несколько лет будет трансформировать свои ценности в наше общество. От того, какие ценности будут сформированы в ранней юности, будут зависеть ценностные ориентации будущего социума России, что и предопределяет социальную значимость исследуемой нами проблемы. Приведены описание и анализ направленности ценностных ориентаций слабослышащих старшеклассников. Выявлены особенности их сформированности, выражающиеся в эгоцентрической направленности. Полученные результаты эмпирического исследования позволяют обосновать цели и задачи проведения коррекционно-развивающей работы по формированию социально нормативных ценностных ориентаций у слабослышащих старшеклассников, обозначить пути дальнейшего развития их ценностных ориентаций, направленных на профессиональную деятельность, общественное признание, познание мира и широту взглядов, снижение эгоцентричности поведения.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

130-135 30
Аннотация
В статье приведены результаты экспериментального исследования развития психологической адаптации студентов-первокурсников с помощью акмеологического тренинга. Одной из задач исследования являлось исследование параметров психологической адаптации, ее связей с такими личностными характеристиками, как жизнестойкость, коммуникативный потенциал, самоотношение, коммуникативность и другие. В результате были определены положительные и отрицательные корреляционные связи адаптационных параметров с различными стратегиями поведения испытуемых и их личностными характеристиками. Автор предлагает диагностический пакет методик для исследования основных параметров психологической адаптации. Результаты исследования показали, что уровень адаптации будущих специалистов тесно связан с их отношением к себе и к другим людям, а также со способностью к самоконтролю. Полученные результаты позволят разрабатывать программы по психологической адаптации для первокурсников всех вузов.
136-140 54
Аннотация
В статье приведены результаты теоретического исследования, нацеленног о на психолого-акмеологический анализ предупреждения и коррекции профессиональных деформаций. Авторами теоретически обосновано положение о том, что важнейшей предпосылкой предупреждения и коррекции профессиональных деформаций является активное применение эффективных технологий психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности. В ходе теоретического анализа определены сущностные характеристики профессиональных деформаций (изменение качеств и свойств личности) под влиянием выполнения профессиональной деятельности, а также факторы профессиональной деятельности, способствующие последующей деформации: негибкость ее приемов (исполнительный компонент), отсутствие критериев оценки деятельности в организации (контрольно-регулирующий компонент), дублирование в задачах, чрезмерное сдерживание инициативы и регламентированности сотрудников (мотивационно-целевой компонент). В результате сформирована теоретическая модель психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности, отражающая основные направления (акмеологическое моделирование профессиональной деятельности, экспертный мониторинг профессионализации сотрудников и развитие их творческого потенциала в процессе деятельности, акмеологический сервис, актуализация саморегуляции психической устойчивости в рамках психолого-акмеологического сопровождения, организация системной деятельности акмеологической службы в определенной структуре), функции (аналитическая, исследовательско-диагностическая, тренинго-развивающая, конструктивно-прогностическая, саморегулятивная, организационная, коррекционная), акмеологические критерии, показатели и уровни оценки, условия и факторы предупреждения профессиональных деформаций. Выявлено, что для успешного решения задачи преодоления последствий профессиональных деформаций важна разработка программы повышения уровня профессиональной и социальной защищенности, а также программы по профилактике психотравматизма.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ, ВОСПИТАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ (ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ)

141-146 15
Аннотация
В статье приведены результаты исследования психолого-педагогического анализа соответствия требований Министерства образования и науки РФ к содержанию образования высшей школы и путей реализации этих требований преподавателями высшей школы при разработке рабочих программ дисциплин и построении соответствующих курсов, спецсеминаров. Автор теоретически обосновывает и эмпирически подтверждает тезис о том, что всей высшей школе значима и необходима перестройка системы как отбора, так и подготовки и переподготовки всего коллектива преподавателей высшей школы. В ходе теоретического анализа выявлены причины и различные аспекты рассматриваемой проблематики. К ним были отнесены: высокая динамика изменения нагрузки преподавателей; отсутствие соответствующей системы отбора, подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы; необходимость соблюдения междисциплинарного характера некоторых дисциплин и приглашения специалистов и из других отраслей; контроль за внедрением рабочих программ дисциплин и за технологией деятельности преподавателя. Эмпирическое исследование проблемы соответствия содержания образования и технологии проведения занятий было выполнено в преподавательской и студенческой среде в российских государственных и негосударственных вузах Москвы, Воронежа, Астрахани и других городов РФ, был осуществлен анализ опыта зарубежных университетов. Были использованы следующие методы: непосредственное и опосредованное наблюдения, анкетирование, опрос, самоописание, интервью с выборкой пилотажного исследования. Использовались и проективные методики, в том числе «Идеальный преподаватель современной высшей школы», «Идеальный современный студент». Выявленные аспекты изучаемой проблемы подтверждают сложный характер процесса обучения в высшей школе. Решение этой проблемы сделает высокоэффективным процесс подготовки студентов как будущих перспективных специалистов. В качестве примера предложена апробированная авторская методика проведения научно-исследовательского семинара для магистрантов. Приведенные в статье результаты исследования важны для развития психодидактики высшей школы, построения высокоэффективной системы учебного процесса в высшей школе с целью подготовки конкурентоспособных специалистов для российского социума.
147-151 21
Аннотация
1Статья посвящена изучению проблемы формирования этнокультурных ценностей у иностранных студентов в контексте социокультурной адаптации в условиях вызовов современного общества. Данная адаптация является важнейшим фактором интегрирования студентов в полиэтническую культуру. Рассматривается сущностно-содержательная характеристика этнокультурных ценностей и этнического воспитания как основы их формирования. Приведено теоретическое описание этапов социокультурной адаптации данной группы студентов, ориентированных на развитие и социализацию личности как субъекта конкретного этноса, способного к самоопределению в условиях современной цивилизации, выступающей формой научения культурно-специфическим навыкам, необходимым для их нахождения в новом культурном окружении. Выделены позиции приспособления иностранных студентов к иной социокультурной среде. Особое внимание уделяется проблемному полю и моделям процесса адаптации иностранных студентов, ориентированных на их будущую профессиональную деятельность. Даны функционально-структурные характеристики процесса социокультурной адаптации иностранных студентов.
152-156 98
Аннотация
1В статье представлены результаты сравнительного анализа психолого-педагогических, социологических и философских отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме формирования и развития этнокультурных ценностей личности; выявлены современные подходы к решению обозначенной проблемы. Этнокультурные ценности рассматриваются как совокупность ценностей всех областей материальной и духовной жизни этноса, формирующих личность, определяющих отношение человека к самому себе, к другим людям, к природе и социуму. Особое внимание уделено анализу педагогических концепций, таких как «этнокультурное образование», «поликультурное образование», в рамках которых решаются задачи, связанные с формированием и развитием этнокультурных ценностей личности. Обосновывается положение о том, что процесс освоения учащимися собственной культуры и их подготовка к жизни в поликультурной среде тесно взаимосвязаны, поскольку непременным условием интеграции человека в другие культуры служит глубокое и всестороннее овладение собственной культурой, сформированность этнокультурных ценностей личности.

ДАЙДЖЕСТЫ

157-163 45
Аннотация
В предлагаемом дайджесте учебной дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» для аспирантов приведена «Информация для размышления» (по материалам ответов на актуальные вопросы-предложения аспирантов и преподавателей по внесению изменений в концепцию преподавания данной дисциплины). Приведен перечень компетенций с расшифровкой согласно действующему ФГОС ВО для подготовки аспирантов 2-го курса (психологические специальности): квалификация (степень) выпускника: «Исследователь. Педагог-исследователь». Анонсируются тематика и особенности преподавания этой учебной дисциплины на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности в 2015-2016 уч. г.

РЕЦЕНЗИИ

164-165 10
Аннотация
Рецензия на книгу: А.Н. Славская. Основы психологии С. Л. Рубинштейна: Философское обоснование развития: Монография / Отв. ред. В. А. Кольцова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. - 344 с.
166 14
Аннотация
Рецензия на книгу: (С. И. Кудинов, С. С. Кудинов, О. Б. Михайлова, М. А. Рушина) «Самореализация личности: теоретико-эмпирические исследования». - М.: Издательство «Перо», 2015. - 210 с.

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

НАШИ ТАЛАНТЫ

169-176 22
Аннотация
Автор приведенных произведений - Вячеслав Ильич Казаренков, известный в России и за рубежом ученый, наш коллега, авторитетный педагог и исследователь, доктор педагогических наук, профессор. Широта и фундаментальность его профессиональных интересов, его творческие способности позволили писать тонкие, выразительные диалоги, лаконизмы и стихотворения, сочинять к ним музыку. Его произведения отличаются доступностью формы и художественно-выразительных средств, искренностью и яркостью эмоций.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)