Preview

Акмеология

Расширенный поиск
№ 1 (2016)

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

8-13 129
Аннотация
Предлагаемое теоретико-эмпирическое исследование нацелено на психолого-акмеологический анализ феномена профессиональной субъектности как качества, принадлежащего субъекту. Теоретически обосновано положение о том, что высокий уровень субъектности, субъектной позиции и субъектной регуляции способствует «переходу» личностно-профессионального развития на уровень саморазвития, формирования личностно-профессиональной позиции специалиста и достижения высокой степени готовности к профессиональной деятельности и непрерывному личностно-профессиональному самосовершенствованию. В рамках теоретического анализа определены сущностные характеристики профессиональной субъектности (активность, свобода выбора, сознательное целеполагание, творчество). По результатам анализа сформирована теоретическая модель профессиональной субъектности (на примере будущих психологов), отражающая её функции (побудительную и регуляторную), структуру (ценностно-смысловой и креативно-дей ственный компоненты), акмеологические критерии и показатели и соответствующую специфику формирования. Эмпирическая проверка указанной модели проведена на студенческой выборке (будущие психологи) в Академии при Президенте Российской Федерации. Использованы методы: а) «измерения» самооценки уровня онтогенетической рефлексии, уровня субъективного контроля, особенностей социальной креативности личности, смысложизненных респондентов; б) диагностического интервью с каждым участником исследования; в) эксплораторного факторного анализа. Выявлены отдельные факторы, указывающие на сформированность профессиональной субъектности, определена уникальная факторная структура, со держащая характеристики и показатели её проявления (рефлексивность, активность, самостоятельное целеполагание, оптимизм), позволяющие говорить о сформированности профессиональной субъектности (высокий уровень); о противоречиях в процессе её формирования, которые приводят к затруднениям в личностно-профессиональном развитии личности (средний уровень); о несформированности структуры профессиональной субъектности (низкий уровень).

АКМЕОЛОГИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ

14-18 52
Аннотация
Приоритет воспитания и образования молодого поколения - давняя традиция российского общества. Успешный пример тому - жизнь и профессиональная карьера Николая Ивановича Пирогова (1810-1881), который постоянно задавал себе жизненные вопросы и отвечал на них. Многие затронутые им проблемы и сегодня актуальны. Акмеологические факторы и условия, предопределившие состоятельность учёного, - это семья, учителя, образовательная среда, в том числе академическая, и многое другое. Гений русской науки дал нам ответы на вопросы - какими должны быть средства обучения, какой тип поведения детерминирован состоянием общественного сознания. Николай Иванович даёт рекомендации преподавателям, учёным, студентам об организации университетской жизни, высказывает суждения о роли женщин в судьбах мира. Наконец, о том, что является итогом жизни, что остаётся людям.

ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

19-26 201
Аннотация
В статье представлены история разработки понятия самоэффективность и сущностная характеристика данного явления. Самоэффективность рассматривается как компонент самосознания и личностное метакачество человека. Описаны её сущностные свойства - субъективность и ситуативная специфичность, а также динамические свойства, которые определяют влияние самоэффективности на поведение человека: уровень, обобщённость и сила. Выделены три основные функции самоэффективности как личностного метакачества: самооценки, самоконтроля и самоподдержки. Определено, что реализация данных функций обеспечивается сформированностью компонентов самоэффективности. В структуре самоэффективности выделены два компонента: деятельностный (в сфере деятельности) и коммуникативный (в сфере общения). Анализируется место самоэффективности в структуре профессионализма кадров управления. Показано, что самоэффективность следует рассматривать как один из акмеологических инвариантов профессионализма личности кадров управления.
27-32 25
Аннотация
Представлена теоретическая модель личностно-профессионального развития муниципальных служащих. Обоснована необходимость построения модели, проанализированы распространённые модели профессионального и личностно-профессионального развития человека. Дано описание системной структуры теоретической модели личностно-профессионального развития муниципальных служащих, представлены подсистемы, внешние и внутренние акмеологические факторы и их содержание. Теоретический результат исследования позволяет расширить представления о личностно-профессиональном развитии субъекта профессиональной деятельности в органах местного самоуправления, обосновано их дальнейшее профессиональное совершенствование.
33-39 33
Аннотация
В статье отражены результаты эмпирического исследования феномена антиципации в совладающем поведении будущего специалиста. Основная цель исследования - выявить соотношения параметров антиципации с ресурсами совладающего поведения, таких как рефлексивность, саморегуляция, прогнозирование, рефлексия прошлого опыта, гипнабельность. Представлена уровневая модель антиципации в совладающем поведении личности в русле системно-психологического подхода. Предлагается диагностический пакет методик для исследования основных параметров антиципации в совладающем поведении. Показаны и объяснены положительные и отрицательные корреляционные связи антиципации с различными стратегиями совладающего поведения и личностными характеристиками испытуемых. Результаты доказывают, что уровень антиципации связан с рефлексией прошлого опыта, самостоятельностью и бдительностью личности. Данные результаты позволят в будущем разработать программу развития антиципации в профессиональной подготовке будущих специалистов.

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ АКМЕОЛОГИЯ (МЕТОДЫ, ЭМПИРИЯ, ПРАКТИКА)

40-45 32
Аннотация
Описаны возможности использования организационной диагностики в акмеологическом консультировании руководителей организации. Авторы рассматривают организационную диагностику как инструмент сбора существенной, комп лексной и полной информации, позволяющей выделить особенности организационного поведения и организационной культуры, создать информационный содержательный контекст и проблемное поле для последующего акмеологического консультирования руководителя организации, членов его управленческой команды и ключевых сотрудников. Авторы исходят из того, что организационное консультирование будет носить выраженную акмеологическую направленность, если содержание деятельности консультанта будет ориентировано на решение акмеологических задач, связанных с развитием организационной, социальной среды организации, поиском оптимальных путей реализации стратегии компании её персоналом. В статье описывается методика проведения организационной диагностики с помощью интервью и специально разработанного для этих целей опросника. Авторы описывают эмпирические результаты организационной диагностики, полученные в ходе собственного научного исследования. Эмпирической базой выступило российское подразделение крупного европейского медиахолдинга. Представленные результаты эмпирического исследования направлены на поиск инновационных подходов, технологий и методов акмеологического консультирования руководителей организации.
46-50 31
Аннотация
Статья посвящена апробации методики для измерения сплочённости в спортивных командах (Group Environment Questionnaire, GEQ). Эта методика была разработана на основе теоретической модели, рассматривающей сплочённость как многомерный конструкт. Были выделены два уровня сплочённости: социальный и инструментальный. В каждом уровне существуют два измерения: индивидуальное и групповое. Оригинал опросника содержит восемнадцать вопросов, которые позволяют определить четыре фактора и общий уровень сплочённости. Group Environment Questionnaire пользуется популярностью и используется не только в спортивных командах, но и в других типах групп. В переводе опросника на русский язык сохранены последовательность и направленность вопросов. Содержание утверждений было откорректировано спортивными экспертами. Русский вариант опросника прошёл психометрическую проверку и может быть использован в исследовательских целях. В статье также приводятся данные о гендерных и возрастных различиях применения описанного опросника.
51-56 26
Аннотация
Статья посвящена исследованию уровня доверия и надёжности при заключении финансовых сделок в условиях лабораторного эксперимента. Методы исследования: компьютерная методика «Игра анонимного доверия», опросник «Базисные убеждения». Результаты свидетельствуют, что отношение к окружающему миру как доброжелательному и надёжному, оценка себя как ценного и удачливого человека связаны с большей готовностью доверять партнёру по взаимодействию. Высокий уровень доверия коррелирует с высоким уровнем надёжности. Различий по уровню доверия и надёжности в условиях анонимного взаимодействия между мужчинами и женщинами не выявлено. Базисные убеждения женщин характеризуются более высокими значениями по фактору «доброта окружающего мира» по сравнению с убеждениями мужчин.
57-63 81
Аннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей восприятия студентами спортивного тренера. Продемонстрирована значимость образа тренера в жизни студентов-спортсменов и студентов, не вовлечённых в активную спортивную деятельность. Раскрыты основные функции, которые выполняет образ тренера, сформировавшийся у спортсмена, в рамках спортивной деятельности. Раскрыты структура и содержание эталонного образа спортивного тренера, сформированные у участников исследования. Изложены психологические особенности личности и деятельности спортивного тренера, показана взаимосвязь между ними. Представлены 12 базовых элементов образа тренера, которые делают его эталоном. Показано соотношение элементов эталонного образа с акмеологическими инвариантами профессионализма. Представлен портрет тренера-эталона, разработанный на основе полученных результатов.
64-69 27
Аннотация
1Статья посвящена анализу профессиональных условий деятельности сотрудников детских домов. Представлены результаты эмпирического исследования, цель которого - показать социально-психологические факторы эмоционального выгорания сотрудников детских домов. Подтверждено, что эмоциональное выгорание связано с внутренними психологическими факторами (замкнутость в общении, конфликтность, низкий самоконтроль, неадекватная самооценка, мотивация избегания неудач) и внешними социально-психологическими обстоятельствами (неблагоприятный климат в коллективе, недостатки в организации труда, неудовлетворённость размером заработной платы, напряжённые психоэмоциональные нагрузки). Авторы обращают особое внимание, что стремление к «акме» у работника детского дома при отсутствии понимания предела своих возможностей является отправной точкой выгорания. Результаты исследования помогут разработать тренинговые программы акмеологического развития специалиста помогающего профиля, учитывая сложные условия его труда.
70-74 20
Аннотация
Статья посвящена анализу психологических особенностей подросткового возраста и юношества. Большое внимание уделено особенностям представлений старшеклассников о себе в межличностных отношениях. Представлен сравнительный анализ психологических особенностей подросткового возраста и юношества. Определены проблема, цель и задачи исследования. Анализируются результаты эмпирического исследования возрастных особенностей межличностных отношений и представлений о себе в межличностных отношениях старшеклассников. Рассмотрены и обобщены основные классические и современные теоретические подходы, определяющие возрастные аспекты развития представлений о себе в межличностных отношениях подростков и юношей как формирующихся личностей. По результатам эмпирического исследования выстроена и интерпретирована количественная и качественная модель отличительных особенностей представлений подростков и юношей о себе в межличностных отношениях. Данная работа расширяет и углубляет имеющиеся представления о себе в межличностных отношениях, возрастных особенностях старшеклассников.

АКМЕОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

75-79 37
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, нацеленного на выявление форм регуляции поведения личности в ситуации морального выбора. На основе теоретического анализа обосновано положение о том, что принятие решения моральной дилеммы может протекать в форме непроизвольного условно-рефлекторного, произвольного и волевого актов. Дана краткая характеристика каждой из форм принятия решения, представлены особенности её проявления в поведении. Описаны модели поведения принятия решения при разном уровне развития моральной сферы личности. Рассмотрен феномен «удвоения» личности как особый случай адаптации личности к необходимости совершить моральный выбор вопреки имеющейся системе ценностных ориентаций в силу критической ситуации.
80-83 27
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, позволившего определить структуру общительности китайских студентов, которые проживают и учатся в Китае. Общительность рассматривается как одно из важных личностных свойств, которое необходимо для успешной жизнедеятельности. Изучение общительности личности представлено в рамках системно-функционального подхода, разработанного профессором А. И. Крупновым. Эта концепция изучения личностных свойств послужила методологической, теоретической и практической основой данного исследования. Системный подход позволяет выявлять особенности общительности и других личностных свойств с различных сторон. Эмпирические результаты были получены при исследовании студенческой выборки, а именно китайских студентов, которые обучаются в Китае. Полученные результаты позволили определить факторную структуру общительности, которая характеризует китайских студентов как людей, нацеленных на достижение общественного признания в группе, на успешность в учебной деятельности, на стремление быть уважаемыми людьми, на получение знаний и другого опыта.
84-88 33
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психолого-акмеологический анализ активности как становления субъектности в современном информационном мире. Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что высокий уровень становления субъектности соотносится с диалогическим характером активности личности в социальных сетях. В ходе теоретического анализа определены сущностные характеристики активности как становления субъектности в информационном мире. В результате сформированной ранее теоретической модели активности как открытой саморазвивающейся системы становления субъектности отражаются её структурно-функциональные компоненты (содержательно-когнитивный, деятельностно-мотивационный, оценочно-поведенческий, личностно-результативный), акмеологические критерии проявления, а также соответствующая специфика формирования. Эмпирическая проверка указанной модели проведена на студенческой выборке филологического факультета в Российском университете дружбы народов. Использованы методы: а) контент-анализа активности как становления субъектности в социальной сети; б) психодиагностической оценки активности в повседневной реальности; в) сравнительного, факторного анализа. На уровне оценочно-поведенческого компонента выявлены факторы, указывающие на определённый характер активности как становление субъектности личности юношеского возраста в условиях информационного общества, определена факторная структура, содержащая характеристики и показатели её проявления (уклонение от идентификации в сети; внедрение социальной сети в повседневную реальность; диалогические отношения с общностью в социальной сети; катарсис в социальной сети; подстрекательство и сплетни в социальной сети).
89-93 48
Аннотация
В статье рассматривается соотношение интеллектуальных способностей и креативности. Обосновывается предположение о том, что креативность не является самостоятельной способностью, а входит в структуру интеллекта. Рассматриваются связи отдельных интеллектуальных способностей: вербальное понимание, долговременная семантическая память, математические способности, пространственная организация - с показателями вербальной и невербальной креативности. Полученные данные анализируются с позиции ресурсного подхода. Проверка теоретических предположений была проведена на выборке подростков в возрасте от 14 до 16 лет (n=115). Были использованы методики: тест интеллекта «TSI» Р. Амтхауэра, тест вербальной креативности «Необычное использование предмета» Д. Гилфорда, тест невербальной креативности «Завершение картинок» П. Торренса. Результаты исследования свидетельствуют, что понятийные способности связаны с креативностью, в первую очередь с невербальной креативностью. Обосновывается предположение о том, что в основе креативности лежат понятийные способности, в частности концептуальные интеллектуальные способности - продуцирование новых связей, интерпретаций, ментальных содержаний.
94-97 31
Аннотация
Представлено изложение дискуссионных теоретических вопросов психологии личности и сценической деятельности актёров. В аналитическом обзоре научной литературы обосновывается актуальность междисциплинарных исследований особенностей личности актёра и разработки адекватного инструмента её системного психологического понимания. Описаны данные сравнительного анализа различных научных подходов к выявлению специфики работы актёра над собой и сценическим образом. Обращается внимание на психоаналитические аспекты изучаемой проблемы самоидентификации и утраты чувства Я актёра в процессе сценического перевоплощения. Выделяются факторы отличий сценического образа от реального образа Я актёра. Отстаиваются преимущества актёра в проявлении особой восприимчивости, чувствительности к деталям и готовности переключаться с одной идеи на другую. Выдвинут тезис о высоком развитии социального интеллекта у высокопрофессионального актёра. Обоснована гипотеза о развитии личностно-профессиональных качеств актёра в сценической деятельности. На основе обобщения результатов теоретического анализа научной литературы и материалов эмпирических исследований различных учёных классифицируются личностные особенности актёра. Результаты исследования найдут применение в практике профессиональной подготовки будущих актёров.

АКМЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

98-102 244
Аннотация
В статье рассматриваются жизненные стратегии личности студентов. В теоретической части статьи определено понятие «жизненной стратегии», эта категория представлена с позиций разных авторов. Показана позиция выбора жизненной стратегии в период студенчества. Приведены подходы к изучению жизненных стратегий личности с позиции социологической науки. Объясняется интерес к исследованию жизненных стратегий личности в период профессионального обучения. Сравнительный анализ жизненных стратегий проведён на выборке студентов Воронежского государственного педагогического университета. Приводится сравнительный анализ выбора ценностных ориентаций студентов на разных этапах обучения. Сделан вывод об особенностях выбора ценностей жизни студентов на разных этапах обучения. Выявлены особенности смысложизненных ориентаций студентов разных курсов, которые указывают на то, что студенты старшего курса в большей степени уверены в себе и более осмысленно подходят к свободе выбора собственного жизненного пути, чем студенты младшего курса.
103-107 34
Аннотация
Представлены результаты исследования, которое направлено на изучение мотивационной, эмоциональной и когнитивной сферы выбора профессии у педагогов-психологов. В ходе теоретического анализа рассматриваются теории изучения профессиональной мотивации студентов в выборе профессии. Анализ профессиональной мотивации позволяет рассматривать процесс развития профессиональной мотивации студента как структурный процесс самосознания. Акмеологическая направленность развития профессиональной мотивации представлена сложной многоуровневой структурой ценностных ориентаций. Эмпирическая проверка проведена на студенческой выборке (будущие психологи) в Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Использованы методы: опросник исследования мотивации по В. М. Русаловой для оценки мотивации выбора профессии между «ценностью» и «доступностью»; опросник личностной и ситуационной тревожности по Ч. Д. Спилбергеру, САН (самочувствие - активность - настроение); опросник самооценки психических состояний по Г. Айзенку; опросник психологической дезадаптации О. Н. Родиной; опросник общего здоровья Д. Голберга. Выявлены следующие результаты: при выборе профессии с ориентацией на её субъективную значимость (ценность) студенты имеют высокие показатели по уровню тревожности, дезадаптации и состояние их здоровья связано с активацией вегетативной нервной системы и риском неврозов. Студенты, которые при выборе профессии ориентируются на её доступность деньги, материальные ценности, демонстрируют низкий уровень тревожности, хорошую адаптацию и нормальное здоровье.
108-113 28
Аннотация
Статья посвящена проектированию модели временной компетентности у будущих педагогов как феномену личностно-профессионального развития и саморегуляции. Цель проектирования модели - обосновать представления о сущностных характеристиках временной компетентности, описать структурные компоненты, условия формирования, уровни освоения и критерии оценки у студентов педвуза. С позиции акмеологического подхода модель рассматривается как основание для организации комплекса мер по обеспечению психологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-педагогов. Подробно рассматриваются структурно-содержательные компоненты временной компетентности: ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий и рефлексивно-оценочный; описаны критерии оценивания уровней сформированности временной компетентности студентов-педагогов. Приводятся результаты апробирования модели в экспериментальном исследовании, дано краткое описание использованных психологических средств оптимизации временных компетенций в ходе проведения специализированных тренингов, индивидуального консультирования, просвещения.
114-118 16
Аннотация
Статья посвящена изучению аспектов эмоционального старения людей третьего возраста. Начиная с рассмотрения существующих на сегодняшний день тeорий происхождения эмоций: социального конструктивизма, дарвиновской теории, а также когнитивной теории, автор переходит к анализу воздействия окружающей среды на эмоциональную сферу человека, в том числе пожилого. Автор рассматривает влияние экзистенциальной памяти, то есть индивидуальных положительных и отрицательных эмоций, испытанных в течение жизни, на память оперативную. При сравнении взглядов современных российских и зарубежных авторов в отношении эмоционального старения было выявлено существенное расхождение в понимании взаимосвязи физического, когнитивного и эмоционального старения а также успешности прохождения возрастного кризиса и правильной постановке возрастных задач. В результате были выявлены определённые факторы, необходимые для благополучного эмоционального старения.
119-125 50
Аннотация
Статья посвящена исследованию возрастных особенностей трудовой мотивации работников коммерческих организаций. Выявлено, что возраст испытуемого не влияет при выборе работы в организации, находящейся на определённом этапе развития бизнеса: работники всех возрастов предпочитают трудиться в интенсивно развивающихся или стабильных организациях. Доказано, что менее востребованы для работы организации, находящиеся на этапе спада, и ещё меньше - на этапе формирования бизнеса. Обнаружено, что в структуру положительной мотивации трудовой деятельности в разные возрастные периоды входит от 13 до 16 компонентов. Установлено, что ведущий положительный мотив трудовой деятельности в трёх возрастных группах от 21 до 30 лет, от 31 до 40 лет и от 41 до 50 лет -стабильность; в возрастной группе от 51 до 60 лет выделена целая группа ключевых мотивов: интересная работа, работа как таковая, стабильность, высокая заработная плата, хорошие отношения в коллективе, карьерный рост, помощь организации, перспективы, новизна. Выяснено, что в структуру отрицательной мотивации трудовой деятельности в разные возрастные периоды входят от 6 до 10 компонентов. Основной мотив отказа от работы в возрастных группах от 21 до 30 лет, от 31 до 40 лет и от 41 до 50 лет - отсутствие стабильности, а в возрасте от 51 до 60 лет - отсутствие перспектив и отсутствие стабильности.
126-129 24
Аннотация
В статье рассматриваются соотношения проявлений интеллектуальной компетентности, понятийных и интенциональных способностей (в терминах умонастроений и убеждений) в старшем подростковом возрасте. Результаты исследования раскрывают значимые корреляции между показаниями интеллектуальной компетентности и концептуальными способностями, показателями интеллектуальной компетентности и интенциональными способностями. Результаты относительно концептуальных способностей были ожидаемы ввиду того, что имелись итоги ранее проведённых исследований. Однако результаты в отношении интенциональных способностей и их корреляции с интеллектуальной компетентностью, а также более сильных корреляций между концептуальными и интенциональными способностями являются новыми. Эти результаты расширяют наши знания об интеллектуальной компетентности в старшем подростковом возрасте и вдохновляют на изучение роли третьего компонента интенциональных способностей - индивидуальных предпочтений как компонента интеллектуальной компетентности. Кроме того, предстоит исследовать интеллектуальную компетентность и интенциональные способности в другие возрастные периоды, чтобы выявить динамику и структуру этих конструктов.

АКМЕОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

130-133 27
Аннотация
Использование высоких технологий в современной медицине вызывает колоссальный рост информации в области диагностики и лечения заболеваний. Информационная перегрузка и избыток данных - одна из причин снижения качества мышления врача и студента-медика. Реальный путь оптимизации работы врача - селекция симптомов заболевания в зависимости от их содержательной значимости, отбор таких признаков, которые в наибольшей мере обеспечивают распознавание соответствующего заболевания. В работе изложен многолетний опыт автора в области преобразования информации и оптимизации мыслительной деятельности врача в обучающем процессе и клинической практике: созданы алгоритмы дифференциальной диагностики на целые классы заболеваний и патологических состояний; разработан общий алгоритм рациональной медикаментозной терапии; впервые предложено использование формулы теории информации Шеннона-Хартли для определения необходимой и достаточной диагностической информации. Разработанные методы существенно повышают эффективность диагностики.
134-137 32
Аннотация
В статье рассматривается проблема стилевых особенностей принятия управленческих решений руководителями бизнес-структур. Авторы исходят из того, что принятие решения - ключевая особенность управленческой деятельности, а принятое управленческое решение - её продукт. Принятие решений - процесс специфический, его можно представить как две взаимосвязанные линии поведения. Он индивидуален, так как руководитель принимает решение самостоятельно, опираясь на собственные субъективные представления, но он интериндивидуален, так как решение руководителя зависит от группы подчинённых, от способности взаимодействовать с другими людьми, учитывать множественную обратную связь других участников подготовки и реализации этого решения. Стиль принятия решений сочетает в себе эти две линии поведения. В статье приводятся результаты эмпирического исследования стилевых характеристик руководителей в ситуации принятия решения.

ЮРИДИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ

138-142 19
Аннотация
В статье рассматриваются значимость использования психологических и акмеологических технологий в личностно-профессиональном становлении сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также отличительные черты этих методов. Доказательно обосновывается необходимость практического использования полученных эмпирических данных, оказывающих существенное влияние на самооценку персонала и опосредовано на эффективность его профессиональной деятельности. Показано, что существует острая потребность овладения новыми методами, методиками и технологиями регулирования профессиональной деятельности персонала, разработанными на основе выявленных в рамках реализованного исследования факторов, влияющих на самооценку сотрудников уголовно-исполнительной системы. В статье обобщены выводы эмпирического исследования о влиянии дыхательных техник на составляющие самооценки сотрудников. Установлено, что дыхательные техники способствуют развитию у сотрудников аутопсихологических способностей, которые, проявляясь через самодиагностику, самокоррекцию, саморазвитие и самомотивирование, влияют на формирование оптимальной самооценки.
143-147 46
Аннотация
В статье показана актуальность правового воспитания и развития индивидуального правосознания сотрудников правоохранительных органов в общеакмеологическом контексте усложняющихся отношений современного человека-профессионала, профессиональной среды и общества в целом. По мнению авторов, наиболее эффективный способ противостояния росту коррупционных явлений в современном обществе - развитие правовой культуры и индивидуального правосознания личности. Авторский взгляд значительно расширяет традиционное понимание правовой культуры посредством синтезирования информационной подготовленности в области правовых представлений личности, нравственного потенциала и активности субъекта благодаря рефлексии своего места в системе правовых отношений. При этом профессиональная среда - это наиболее ресурсное пространство для решения обозначенной проблемы. Авторы предлагают психодиагностический инструментарий (включая авторскую методику) изучения индивидуальных особенностей правосознания личности. В статье отражены результаты эмпирического исследования с последующей их интерпретацией и выводами, касающимися организации воспитательного воздействия в контексте правового воспитания.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

148-154 15
Аннотация
В статье представлена модель групповой психологической работы с пациентами, имеющими речевые нарушения. Современные тенденции нейрореабилитации связаны с биопсихосоциальным подходом, предполагающим рассмотрение человека в единстве его биологических, психологических и социальных взаимодействий. Именно этот подход используют авторы статьи, обосновывая необходимость групповой медико-акмеологической работы с пациентами. Цели групповой медико-акмеологической работы в том, чтобы возвратить человека в социум, учитывая новые условия его существования; преодолеть страх любых видов коммуникации; гармонизировать межличностные отношения, как партнёрские, так и семейные, и найти своё «новое» место в них. В статье раскрываются преимущества и особенности психологической работы с пациентами, имеющими речевые нарушения. Представлены следующие приоритетные направления групповой медико-акмеологической работы, проводимой в Центре патологии речи и нейрореабилитации: личность пациента и его отношение к болезни; личность пациента и его отношения с близкими людьми; создание мотивации к активной реабилитации. Опыт групповой медико-психологической работы с пациентами может быть полезен для других реабилитационных учреждений.
155-158 26
Аннотация
В статье отражены результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений у младших школьников с нарушением слуха. Автором теоретически обосновано и эмпирически подтверждено, что проблема межличностных отношений младших школьников с нарушением слуха рассматривается через призму особенностей личности слабослышащих детей и их отношения к одноклассникам, близким людям, учителю. Эмпирическое исследование проводилось на выборке слабослышащих детей 9-10 лет с двусторонней нейросенсорной тугоухостью первой и второй степени, кохлеарной имплантацией в ГОУ «Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья». Использованы методы: детский вариант личностного опросника Р. Кетелла, методики Рене Жиля, социометрической методики Дж. Морено, методики «Психологический климат классного коллектива» (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриев), методики на определение общительности ребёнка (Н. Преображенская). Выявлены качества личности слабослышащих младших школьников, которые влияют на характер межличностных отношений и нуждаются в коррекции, а именно низкая уверенность в себе, социальная адекватность поведения, малая общительность.
159-164 35
Аннотация
Статья носит комплексный характер: рассмотрены концепция и методология организации, структура и функции кабинетов психологической разгрузки в ракурсе моделирования акмеологической среды. Проведено эмпирическое исследование оптимизации феномена телесности и психического здоровья испытуемых на психофизиологическом оборудовании в программах по стресс-менеджменту. Выполнен статистический, графический, содержательный анализ результатов мониторинга параметров телесности и психического здоровья. Показаны закономерности динамики психоэмоционального, когнитивного, поведенческого статуса. Приведено обоснование акмеологического ландшафта кабинетов психологической разгрузки, отличия и несводимости их дизайна к обыденной архитектуре. Подчёркивается акмеологическая и средообразующая направленность создания кабинетов. На основе статистических данных сделаны выводы о возможностях моделирования благоприятной учебной, воспитательной и профессиональной среды с помощью кабинетов, оборудованных программами стресс-менеджмента. Даются инновационные рекомендации по разработке кабинетов психологической разгрузки, доказывается необходимость обращения акмеологической практики (акмео-коррекции, акмео-тренинга) к аппаратурным, психофизиологическим методам с созданием специальных аудиовизуальных акмеологических комплексов.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

165-170 24
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психолого-акмеологический анализ и изучение системы оценивания учебной деятельности студентов в высшей школе. Автором теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что для всей системы обучения в высшей школе важна и необходима объективная, справедливая и достоверная система оценивания учебной деятельности студентов. В ходе теоретического анализа определены позитивные и негативные аспекты следующих систем оценки учебно-профессиональной деятельности студентов вузов: традиционной, балльно-рейтинговой, смешанной и попустительской. Эмпирическое изучение системы оценивания учебной деятельности проводилось на преподавательской и студенческой выборке в российских государственных и негосударственных вузах (Москва, Воронеж, Астрахань и др.). Использованы методы наблюдения, анкетирования, самоописания, опросы, интервью с выборкой пилотажного исследования, проективные методики «Идеальный преподаватель современной высшей школы», «Идеальный современный студент» и др. Выявлены отдельные условия и факторы, позитивно и негативно влияющие на систему оценивания учебной деятельности студентов, что влечёт за собой изменения во всей системе взаимодействия и взаимоотношений в вузе по всем линиям вузовских связей: «преподаватель - преподаватель», «преподаватель - работник вуза», «преподаватель - студент», «студент - студент». Рассмотренные результаты исследования важны как для развития психодидактики высшей школы, так и для построения внутривузовской и межвузовской системы взаимодействия и взаимоотношений.
171-175 17
Аннотация
Изучение точных наук по методике, принятой в мировой практике, отличается несистемным подходом. Индуктивный метод их преподавания повторяет исторически сложившийся процесс развития науки от простых явлений к сложным процессам, от частного к общему. В результате теряется связь между явлениями различной сложности. Так, например, преподавание физики начинается с изучения простейшей механической формы движения и постепенно переходит к изучению более сложных явлений, лежащих в основе простых физических процессов. Многочисленные законы естественного мира, несмотря на их единую физическую природу, рассматриваются независимо друг от друга, лишь как результат обобщения эмпирических данных [1-3] В настоящей статье на основе системного подхода рассматривается дедуктивная методика изучения точных наук, с помощью которой мир изучается, исходя из общих для всех его явлений и процессов. Это, по мысли автора, повысит качество образования, заставит учащихся размышлять и сделает для них изучаемую науку более привлекательной [4-11;13-15]

НА СТЫКЕ НАУК

176-185 37
Аннотация
В предлагаемой статье актуализируются исследования этологических и психологических аспектов межвидового взаимодействия «человек - домашнее животное». Показано, что это направление не только перспективно в теоретическом и прикладном аспектах, но также практически значимо и востребовано в самых разных сферах индивидуальной социальной активности и жизнедеятельности человека, а также социальных групп. Обозначены перспективные сферы исследования феноменов и/или эффектов указанного взаимодействия, проявляющихся в частности: в развитии семейных и детско-родительских отношений; в асоциальном развитии личности под воздействием различных факторов (социальных и индивидуально-личностных); в различных направлениях развития средств массовой информации (социальная реклама на телевидении и в печати), в художественной литературе и кино; в общественно значимом (как в позитивном, так и в негативном плане) общении в социальных сетях (коммуникация посредством обмена видеороликами и другой информацией). Показано, что эта проблематика важна для исследований в сфере образования и воспитания человека, где как непосредственный, так и косвенный контакт обучающегося с природными объектами способствует развитию разных сфер его личности (когнитивной, коммуникативной, эстетической, нравственной, эмоциональной, волевой).
186-189 21
Аннотация
Статья посвящена анализу профессиональной лексики русского языка в аспекте теории заимствования. Предлагаются классификации заимствованной профессиональной лексики по способу оформления, по наличию или отсутствию понятия в русской лингвокультуре, по сфере употребления. Профессиональная терминология в ситуации языковой глобализации заимствуется русским языком в основном из английского языка. По способу оформления в языке-рецепиенте авторами выделяются заимствования, изменённые графически и переданные соответствующими средствами русского языка без структурных изменений; заимствования с частичной морфологической субституцией; заимствования, морфологически оформленные средствами русского языка; заимствования, изменившие свой фонетический облик; двухкомпонентные сочетания; заимствования с греческими и латинскими элементами; заимствования с элементами калькирования. По наличию или отсутствию понятия в русской лингвокультуре выделяются заимствования, проникшие в русский язык вместе с новыми понятиями; заимствования, называющие понятия, которые и ранее были известны носителям языка, но имели другой план выражения; заимствования, обозначающие понятия и явления, присущие иноязычной культуре. По сфере употребления выделяются общеупотребительные и необщеупотребительные заимствования. Необщеупотребительные включают в себя профессионализмы и экзотизмы. Представленные в статье варианты типологии помогут уяснить специфические особенности адаптации иноязычных заимствований в профессиональной лексике.
190-194 44
Аннотация
В статье представлены основные результаты теоретического исследования особенностей личностно-профессионального развития студентов в процессе обучения. Рассмотрены киберакмеологические аспекты развития профессионализма личности, разработки и внедрения киберакмеологических прикладных технологий как способы креативного саморазвития личности, её самоусовершенствования, самообразования; киберакмеологические и психологические аспекты профессиональной деятельности личности, особенности мотивации профессиональной деятельности и достижения успехов в карьере, творческой жизни, здоровье, обучении. Концепция киберакмеологии основана на теоретическом и практическом моделировании талантов и способностей личности с применением современных информационных технологий на базе методологии достижения акме человеком в разных областях и ситуациях и реализации построенной модели на основе филои онтогенеза.

МОЛОДЫЕ ИМЕНА

195-199 83
Аннотация
Статья посвящена выявлению психологических корреляций самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов разных специальностей, возраста и пола. В ходе теоретического анализа определена потребность в исследовании данной взаимосвязи; представлены сущностные характеристики феноменов самоотношения и стрессоустойчивости; определены возрастная специфика проявления и особенности психологического сопровождения, направленного на формирование позитивного самоотношения и стрессоустойчивости студентов. Эмпирическое исследование проводилось на выборке студентов I-V курсов экономических и психологических факультетов вузов Москвы и Ярославля, средний возраст - 20 лет. Результаты данного исследования позволили подтвердить наличие и определить специфику взаимосвязи самоотношения и стрессоустойчивости студентов, выявить наиболее используемые типы психологических защит и личностные особенности будущих специалистов, что обеспечивает возможность прогнозировать, насколько эффективно применение различных методов психологической помощи, и определить дальнейшее направление исследования в этой области.

НАШИ ТАЛАНТЫ

200-202 13
Аннотация
Вниманию читателей предлагается избранная часть из серии новелл «Триумф духа». Что есть «Триумф духа»? «Триумф духа» - это песнь о человеке, его скитаниях в самом себе, о его достижениях и размышлениях, рассуждениях и самоанализе, в конечном счёте - о самосовершенствовании1.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)