Preview

Акмеология

Расширенный поиск
№ 4 (2015)

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

9-21 68
Аннотация
Предлагаемое исследование нацелено на психолого-акмеологический анализ феномена профессиональной субъектности как качества, принадлежащего субъекту. Теоретически обосновано положение о том, что высокий уровень субъектности, субъектной позиции и субъектной регуляции способствует «переходу» личностно-профессионального развития на уровень саморазвития, формирования личностно-профессиональной позиции специалиста и достижения высокой степени готовности к профессиональной деятельности и непрерывному личностно-профессиональному самосовершенствованию. В рамках теоретического анализа определены сущностные характеристики профессиональной субъектности (активность, свобода выбора, сознательное целеполагание, творчество). По результатам анализа сформирована теоретическая модель профессиональной субъектности (на примере будущих психологов), отражающая её функции (побудительную и регуляторную), структуру (ценностно-смысловой и креативно-действенный компоненты), акмеологические критерии и показатели и соответствующую специфику формирования. Эмпирическая проверка указанной модели проведена на студенческой выборке (будущие психологи) в Академии при Президенте Российской Федерации. Использованы методы: а) «измерения» самооценки уровня онтогенетической рефлексии, уровня субъективного контроля, особенностей социальной креативности личности, смысложизненных респондентов; б) диагностического интервью с каждым участником исследования; в) эксплораторного факторного анализа. Выявлены отдельные факторы, указывающие на сформированность профессиональной субъектности, определена уникальная факторная структура, содержащая характеристики и показатели её проявления (рефлексивность, активность, самостоятельное целеполагание, оптимизм), позволяющие говорить о сформированности профессиональной субъектности (высокий уровень); о противоречиях в процессе её формирования, которые приводят к затруднениям в личностно-профессиональном развитии личности (средний уровень); о несформированности структуры профессиональной субъектности (низкий уровень).

АКМЕОЛОГИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ

22-29 30
Аннотация
Рефлексивный анализ жизнедеятельности выдающегося российского психолога, акмеолога и педагога Алексея Александровича Бодалева (1923-2014). Его вклад в теоретико-экспериментальное развитие общей, возрастной, социальной и педагогической психологии и акмеологии, в изучение актуальных психологоакмеологических проблем становления выдающихся личностей, динамики их смысла жизни и профессионально-творческой самореализации.
30-34 14
Аннотация
Парацельс как яркий представитель эпохи Реформации проявил свою гениальность во многих сферах, но остался непревзойдённым в медицине. В статье прослеживается последовательность прохождения им основных вершин профессионализма.

ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

35-44 25
Аннотация
Рассматриваются результаты эмпирического исследования взаимосвязи между самоотношением и процессуально-причинной мотивацией у студентов. Выявлена структура самоотношения и мотивации, установлены особенности взаимосвязей модальностей самоотношения и компонентов мотивации в целом по выборке и в зависимости от пола, возраста и года обучения, описаны основные мотивационные стратегии.
46-51 14
Аннотация
Представлены результаты эмпирического исследования внутрикомпонентных связей показателей когнитивного компонента системы личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих. Показано, что в анализируемом компоненте развитие умения объективно оценивать личностные и деловые качества наиболее предпочитаемых коллег снижает у муниципальных служащих показатель программирования их профессиональной деятельности.
52-58 28
Аннотация
Исследование различий гендерного характера в восприятии предметного мира и его интериоризации, формирующих установки поведенческих паттернов. Выявлено дифференцированное восприятие противоположными полами предметного мира и социального окружения. С помощью метода оценки структуры целостной индивидуальности и опроса по дифференциации восприятия предметного мира доказательно представлено современное положение гендерного вектора формирования установок и наличие устойчивых гендерных стереотипов в поведении и деятельности, в прогнозировании будущей жизнедеятельности выпускников московских школ.
59-65 24
Аннотация
Сравнительный анализ личностных особенностей сотрудников частной и личной охраны. Специфические черты личности сотрудников службы охраны разных специализаций. Необходимость учёта личностных особенностей при подготовке и контроле за психологическим состоянием сотрудников службы охраны в рамках психолого-акмеологического консультирования.
66-71 25
Аннотация
Проблема соотношения интеллекта, вербальной, невербальной креативности и реальных достижений в подростковом возрасте. Результаты эмпирического исследования, проведённого с позиции ресурсного подхода. В качестве показателей индивидуальной продуктивности выделены учебные, интеллектуальные, творческие и социальные достижения подростков. Данные о реальных достижениях были получены путём анализа личных портфолио учащихся. Выборку составили подростки в возрасте от 14 до 16 лет (n=115). Результаты исследования свидетельствуют, что вербальная и невербальная креативность связана с учебными достижениями. Интеллект коррелирует со всеми показателями реальных достижений: учебными оценками, интеллектуальными, творческими и социальными достижениями. Обоснована ведущая роль интеллектуального ресурса в самореализации личности.
72-79 52
Аннотация
Результаты эмпирического исследования антиципационной состоятельности и способности к прогнозированию у подростков с девиантным поведением. Выявлено отсутствие взаимосвязей временной антиципации и способности к прогнозированию у подростков с девиантным поведением. Показано, что у подростков с девиантным поведением образ результата будущего антиципационно не простраивается и организуется спецификой нейропсихологической регуляции антиципационно-прогностической системы.
80-86 34
Аннотация
Связь субъективного благополучия и осмысленности жизни с психологическим здоровьем. Влияние иррациональных установок на психологическое здоровье и благополучие. Анализ современного состояния проблемы субъективного благополучия. Обоснование обращения к теории и практике логотерапии В. Франкла. Данные эмпирического исследования о влиянии установок на субъективное благополучие человека. Потенциальная роль логотерапевтического подхода в достижении субъективного благополучия и высших ступеней развития.

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТА

87-95 44
Аннотация
Представлены аспекты работы психолога, в которых его монетарные установки приобретают значимость (консультирование по запросам, связанным с финансами, и ситуации получения денежного вознаграждения за свой труд). Показано, как связаны стремление к финансовому благополучию и предпочтения студента-психолога в обучении и предстоящей профессиональной деятельности. Описаны результаты опроса студентов c использованием методики «Нравственная оценка денег». Выявлено, что будущие психологи видят в деньгах прежде всего инструмент влияния и обеспечения комфортной жизни, а также ресурс для саморазвития и показатель жизненных достижений. Отмечена специфика восприятия денег в зависимости от субъективной близости понятий «деньги» и «развитие»; осознание студентами риска стать зависимыми от денег.
96-102 36
Аннотация
В статье представлена попытка изучить роль биографической рефлексии в профессионально-личностном развитии студентов-психологов. Рефлексивный биографический тренинг способствует профессионально-личностному развитию студентов-психологов, если включает знакомство со структурой биографического текста, развитие умений интерпретации жизненного нарратива, обучение способам изменения жизненного нарратива и рефлексии биографического тезауруса, построение рефлексивного взаимодействия в группе в рамках учебно-профессиональной деятельности.
103-108 54
Аннотация
Рассмотрены факторы профессиональной успешности спортсменов высших достижений. Показано, что психологические факторы значимы для профессиональной успешности спортсменов только при условии отсутствия у профессионалов спортивной травмы. Представлена структурная модель влияния различных факторов на успешность спортсменов, отражающая сжатую модель профессионализации в спорте.
109-115 28
Аннотация
Взаимосвязь временнóй компетентности и успешности в педагогической профессии. Акмеологическое значение феномена «временнáя компетентность педагога». Специфические психологические профили временной компетентности у студентов и состоявшихся в профессии педагогов, у «успешных» и «неуспешных» студентов-педагогов. Влияние временной компетентности на успешность будущих педагогов. Необходимость включения временной компетентности в систему общекультурных и профессиональных компетенций будущих педагогов.

СОЦИАЛЬНАЯ АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

116-125 41
Аннотация
Предпринята попытка рассмотреть теоретические предпосылки к оценке стилевых особенностей организационного поведения работника в структуре предприятия. Приводятся данные эмпирического исследования, позволяющие актуализировать выдвинутую проблему с теоретической и прикладной точек зрения. В ходе исследования было замечено, что выбор характерного способа преодолевающего поведения (стиля) респондентами значимо связан с их индивидуальным стилем саморегуляции и предпочтительными мотивами работы в данной организации. Предложена критериальная модель оценки стилевых особенностей организационного поведения с позиции функционирования (должностной роли) в организации, позиционирования (роль и место в социальной группе), интрапренерства (роли в развитии организации) и отношения к власти (роль и место в иерархии) работника.
126-135 45
Аннотация
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования взаимосвязи между удовлетворённостью трудом служащих таможенных органов и их оценками социально-психологического климата в коллективе. Показано, что в группах с высоким и низким уровнем удовлетворённости трудом существуют различия в восприятии социально-психологического климата как благоприятного.
136-141 67
Аннотация
Статья посвящена анализу различных подходов к определению бренда личности, описанию свойств, выделению основных типов, рассмотрению областей применения, категорий деятельности личностей-брендов, выявлению основных содержательных элементов, характеристике основных каналов коммуникации бренда личности в Интернете. Основная цель - выявить главные составные компоненты бренда личности в интернете. В результате был выполнен теоретический анализ современной научной литературы в области формирования бренда личности, рассмотрены теоретико-методологические аспекты создания персонального бренда в Интернете, выявлена социально-психологическая сущность бренда личности.
142-149 18
Аннотация
В статье проведён теоретический анализ литературы по проблеме организационной поддержки, профессиональному развитию. Представлены результаты выполненного с применением конфирматорного факторного анализа валидизации опросника воспринимаемого уровня организационной поддержки Р. Айзенбергера с коллегами (Survey of Perceived Organizational Support (SPOS), Eisenberger et al., 1986). Другие методики: Утрехская шкала увлечённости персонала работой В. Шауфели и А. Беккера (Schaufeli, & Bakker, 2003), методика диагностики субъективной незащищённости в сфере труда Д.Хелгрена с коллегами (J. Hellgren et. al., 1999) в переводе и адаптации А. Смирновой; методика диагностики когнитивного и аффективного компонентов субъективной незащищённости в сфере труда Х. Де Витта, (Job Insecurity Scale, De Witte 2000, 2012) в переводе и адаптации А. Смирновой. Эмпирически обоснованы положительные взаимосвязи воспринимаемой организационной поддержки с увлечённостью персонала работой (0,457), в том числе с энтузиазмом (0,463), энергичностью (0,422), поглощённостью работой (0,396), корреляции значимы на уровне 0,01; отрицательные корреляции воспринимаемой организационной поддержки обнаружены с субъективной незащищённостью в сфере труда в качественно-количественном (- 0,372) и когнитивно-аффективном (- 0,193, значимы на уровне 0,01) аспектах незащищённости. Полученные результаты свидетельствуют, что воспринимаемый уровень организационной поддержки играет важную роль в формировании увлечённости персонала работой, так же как и в снижении субъективной незащищённости в сфере труда. Таким образом, организационную поддержку можно назвать одним из важнейших факторов профессионального развития персонала.

ЮРИДИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

150-155 26
Аннотация
Статья посвящена проблеме психодиагностического анализа влияния жизненных факторов на самооценку персонала уголовно-исполнительной системы. Проведён анализ научных первоисточников, а также обобщены данные эмпирического исследования, отражающего влияние различных факторов - уровня образования, занимаемой должности, возрастного критерия, семейного положения, порядка рождения в семье - на уровень самооценки персонала учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
156-161 48
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы доктринально-прикладного обоснования организационно-правового механизма оценки профессионально-личностных качеств государственных служащих как фактора повышения эффективности государственной власти в Российской Федерации. Рассматриваются организационные и правовые меры, включённые в систему комплексной оценки, порядка её организации и проведения, а также способы учёта результатов комплексной оценки в деятельности государственных органов, которые могут быть использованы при выработке обоснованных правовых, организационных, управленческих и иных мер, обеспечивающих современные подходы к организации и проведению комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.
162-168 31
Аннотация
Сравнительный анализ особенностей проявления деструктивных установок в межличностных отношениях бывших сотрудников правоохранительных органов, осуждённых за коррупционную деятельность, бывших сотрудников, осуждённых за преступления общеуголовного характера (не связанные с исполнением ими обязанностей по должности, чаще всего за убийство и кражу), и сотрудников, не склонных к деструктивному поведению, то есть работающих на момент обследования и не состоящих на учёте в отделе кадров, психологической службе и отделе собственной безопасности. Обозначенная проблема показывает, насколько актуальна разработка на государственном уровне мер по улучшению условий работы сотрудников право-охранительных органов (ПОО), системы повышения их квалификации и профессионального роста, разработки психокоррекционных мероприятий, направленных на предупреждение и снижение проявления деструктивных установок в межличностных отношениях сотрудников.
169-175 24
Аннотация
Статья посвящена анализу психолого-акмеологических аспектов организации эффективной системы наставничества в органах прокуратуры. Приведены результаты исследования наставнической деятельности в прокуратуре субъекта Российской Федерации, проведённые с целью выявления и анализа проблем наставничества, определения методов обучения, применяемых наставниками, поиска путей оптимизации эффективной системы наставничества. В результате исследования выявлены актуальные проблемы воспитательной работы, раскрыто содержание понятия «наставник», определены его профессионально значимые и личностные качества, обнаружены проблемные аспекты адаптации молодых специалистов, представлен образ молодого сотрудника глазами наставника.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

176-184 25
Аннотация
Статья посвящена анализу акмеологических аспектов взаимоотношений психотерапевта и пациента как формы специфической деятельности. Сделан акцент на выявление акмеологических условий и факторов процесса взаимоотношений психотерапевта и пациента. В результате подтверждено, что совершенствование взаимоотношений психотерапевта и пациента может быть достигнуто посредством реализации системного подхода, обеспечивающего познание и учёт условий и факторов осуществления этих взаимоотношений. Показано, что основными факторами взаимоотношений являются эмпатия, договор (контракт) и результат. Основной акмеологический фактор - профессионализм психотерапевта, условия - наличие психотерапевта-профессионала, а также искренности, доверия и цели во взаимоотношениях. Полученные результаты позволили разработать рекомендации в виде модели взаимоотношений психотерапевта и пациента, которые могут использоваться практикующими психотерапевтами, а также в консультационной и коррекционной работе психологов и в образовательном процессе в высшей школе.
185-190 26
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей развития эмоционально-волевой сферы у слабослышащих подростков. Приводится описание и анализ особенностей тревожных, депрессивных состояний, моделей поведения в конфликтных ситуациях у слабослышащих подростков в возрасте 15-16 лет. Данные проведённого исследования позволяют использовать их для обоснования целей и задач коррекционно-развивающей работы по формированию эмоционально-личностной сферы у слабослышащих подростков. Тем самым у той категории подростков создаётся возможность успешной адаптации, социальной реабилитации, социализации к требованиям социальной действительности и в конечном итоге - их интеграции в социум.
191-198 24
Аннотация
Представлены основные смысловые категории, характеризующие переживания кризиса середины жизни у женщин, показана связь психических состояний с особенностями субъективного компонента социальной ситуации развития. Установлено, что расхождение между образом мира и образом жизни женщин выступает условием усиления симптомов кризиса и фиксации негативных психических состояний. Обоснована целесообразность акмеоориентированной психологической коррекции.
199-208 25
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования профессиональных деформаций личности и механизму развития аддиктивных форм поведения. Проводятся анализ и описание связи между профессиональными деформациями отдельных групп работников и наиболее распространёнными в их среде социально вредными аддикциями. Часть материала посвящена анализу прихофизиологических ресурсов, предпосылок и ограничений в профессиональной самореализации личности. Представлены методы диагностики и коррекции различных нарушений в профессиональной и личностной сфере, дана оценка эффективности этих методов и возможности применения в социальной практике и в управлении.

АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

209-214 17
Аннотация
В статье рассматриваются актуальность и перспективы развития технологий современных информационно-психологических войн. Анализируются этапы развития информационно-психологических войн, технологии использования, принципы ведения современных информационно-психологических войн. Обозначены предмет, задачи, стоящие перед психологической наукой по технологическому противодействию современным информационно-психологическим угрозам и вызовам. Доказательно описаны наиболее перспективные технологии ведения современных информационно-психологических войн.
215-221 24
Аннотация
Статья посвящена исследованию психологической компоненты и её влияния в гендерном ключе на жизнедеятельность человека. Освещены психологические особенности гендерных факторов, их взаимосвязь с теми факторами, которые детерминируют поведение и деятельность в целом. Рассмотрено влияние гендерного отличия на проведение мероприятий по оценке проектирования среды жизнедеятельности. Представлено, как влияние гендерного фактора отражается в конечном итоге на результатах деятельности человека, на эффективности его деятельности, на сохранении здоровья и трудоспособности, творческой активности и качестве жизни.
222-228 115
Аннотация
В статье актуализируется проблема исследования стрессоустойчивости у воспитанников образовательной среды учреждений пансионного типа как необходимого условия их личностно-профессионального развития и формирования конкурентоспособности. Рассмотрена специфика образовательной среды пансионного учебного заведения, включающая ряд стрессогенных факторов, негативно влияющих на позитивное развитие личности учащихся. Представлен теоретический анализ изучения основ стрессоустойчивости, сформулировано понимание этого феномена. Определены основные задачи для исследования стрессоустойчивости у воспитанников к специфической образовательной среде учреждений пансионного типа и их подготовке к будущей профессиональной деятельности.
229-233 15
Аннотация
В статье анализируются особенности переживания личностью экстремальной ситуации социогенного характера, а также риски развития посттравматического стресса. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей переживания сирийскими старшеклассниками военного конфликта в родной стране. Отражена специфика соматического состояния и разворачивающейся на фоне психотравмирующих событий психологической адаптации к новой ситуации, которая состоит в вынужденной миграции из Сирии в Иорданию и пребывании в лагере беженцев. Показаны возможности развития адаптационных ресурсов личности в контексте проактивного совладания с кризисной ситуацией в связи с постравматическим ростом.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

234-242 15
Аннотация
Деятельностный подход, по-разному преломляясь на разных уровнях образования, поставил много новых задач для педагогов. Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования выступает компетентностный подход. Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта общего образования - системно-деятельностный. Применительно к педагогам общего образования (учителям) главная задача - преодоление противоречия между реальным уровнем их квалификации и новыми высокими требованиями к ним. Эти требования обозначены в ведущих нормативных документах - ФГОС ОО, Профстандарте «Педагог». Эти документы задают новые ориентиры для дополнительного профессионального образования педагогических работников. Система повышения квалификации учителей стоит перед сложной проблемой: средствами компетентностного подхода научить учителя со стажем отойти от модели знаниевого, предметно-ориентированного подхода и начать работать согласно методологии системно-деятельностного подхода. В статье представлены некоторые пути решения этой проблемы.
243-248 16
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению сущностно-содержательной характеристики нравственной культуры современной личности, проблеме формирования нравственной культуры у современных обучающихся различных возрастных групп и статусов. На основе анализа научной литературы в данной работе делается вывод о неоднозначности научных подходов как к самому понятию «нравственная культура», так и её структурных компонентов, рассматриваются общие положения, объединяющие эти подходы, связанные с системой нравственных ценностей. Выделены уровни функционирования нравственной культуры, обусловленные особенностями субъектов нравственной культуры. Раскрывается взаимосвязь нравственной культуры общества и нравственной культуры личности, выделены макро- и микроуровень её детерминации. Показана специфика нравственной культуры общества и нравственной культуры личности, которая имеет свои особенности рассмотрения в педагогической литературе, связанные с особенностями освоения нравственных норм, иными проявлениями нравственного сознания и поведения личности. Теоретический анализ позволил выявить особенности формирования нравственной культуры обучающихся, связанные с критериями её сформированности, системой детерминант, подходами, влияющими и реализуемыми в рассматриваемом процессе, обусловленные их возрастными особенностями и статусами.
249-261 34
Аннотация
Представлен опыт подготовки иностранных студентов на подготовительном отделении Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университете им. академика И.П. Павлова. Подготовительное отделение для иностранных граждан было создано в 1961 году. В настоящее время в университете обучаются студенты из 70 стран мира (Бразилия, Иран, Ирак, Египет, Китай, Сирия, Монголия, Греция, Марокко, Тунис, США, Финляндия и др.). Рассматривается накопленный опыт обучения на кафедре физики, математики и информатики. Представляется новая методика интерактивного обучения на английском, китайском и арабском языках, благодаря которой после прохождения учебной программы не только формируются необходимые базовые компетенции, но и развиваются личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения в университете. В перспективе планируется активация программ подготовки специалистов для зарубежных стран, особое место в этих программах уделяется медицине.
262-266 34
Аннотация
В статье представлен педагогический опыт формирования общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования. Обоснована актуальность формирования общекультурных компетенций бакалавров выпускной группы психолого-педагогического образования. Определены понятия «компетенция», «общекультурные компетенции». Описан опыт педагогической работы по формированию общекультурных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования. Раскрыты педагогические условия, включая использование развивающих технологий, способствующих формированию общекультурных компетенций.
267-272 21
Аннотация
В статье представлены результаты психолого-акмеологического исследования о формировании ценностных ориентаций в разные возрастные периоды. В данной работе рассматриваются различные подходы к изучению развития и принятия ценностей в детском, подростковом и юношеском возрасте. Приведены ранговые оценки предпочтений ценностей в разные жизненные периоды и качественный анализ этих ценностей на каждом возрастном этапе формирования и становления личности.
273-279 23
Аннотация
Тема статьи - апробация системы психолого-акмеологического сопровождения инновационной деятельности в коллективе средней общеобразовательной школы. Инновационная деятельность связана с развитием воспитательного пространства «школа - вуз». Основной целью исследования стало доказательство того, что акмеологические технологии способствовали развитию параметров, характеризующих воспитательное пространство «школа - вуз» в оценке их разными субъектами школьного сообщества. Показано, что психолого-акмеологическое сопровождение способствовало сближению оценок пространства учащимися, педагогами и администрации по ряду параметров. Выявлена положительная динамика развития эмоциональности, обобщённости, активности воспитательного пространства.

АКМЕОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЕ УЧЕБНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

280-288 37
Аннотация
Статья посвящена анализу некоторых психодидактических приёмов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе. Аанализируются некоторые аспекты исследований студенчества и процесса преподавания в вузе. Рассматриваются общеметодологические аспекты приёмов и методов обучения, а также конкретные приёмы, которые можно использовать в преподавании в высшей школе: для развития личности студентов - приёмы развития логического мышления; для применения современных технологий в процессе обучения - приёмы мультимедийной дидактики; для контроля за самостоятельной работой студентов - дидактические приёмы совершенствования самостоятельной контролируемой работы студентов; для повышения эффективности вузовского обучения - приёмы укрупнения дидактических единиц как фактора систематизации учебного материала и знаний студентов. Проанализированы плюсы и минусы применения различных приёмов. Даны психодидактические рекомендации.
289-300 26
Аннотация
Предлагаемая статья завершает серию работ, опубликованных в рамках исследовательского проекта РГНФ и связанных с дидактической разработкой и апробацией на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности альтернативной версии учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология». В основе построения содержания курса лежит экологический подход, отражённый в попытке осмысления роли межвидового взаимодействия животных и человека в эволюционно-историческом, эколого-психологическом, психолого-педагогическом аспектах. В качестве смысловой составляющей содержания курса определена идея о взаимовыгодных межвидовых взаимодействиях, а её разработка ведётся в рамках совместного моделирования на занятиях элементов профессиональной деятельности психолога. В этой связи раскрыты дидактические и практические аспекты реализации дисциплины (целесодержательные, компетентностные, учебно-содержательные, организационно-техологические, образовательно-технологические, образовательно-рефлексивные, информационно-методические).

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ (РАБОТЫ НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ)

301-308 45
Аннотация
В статье представлен теоретико-методологический и методический анализ проблемы антиципации в отечественной науке. Отражены краткие итоги обзора 283 диссертаций по 15 наукам с 1980 по 2015 год, посвящённых различным аспектам предвосхищения будущего, то есть антиципации (прогнозированию, интуиции и др.). Дана акмеологическая характеристика феномена, сравнены психолого-акмеологические модели антиципации, предложена авторская модель. Рассмотрен методический инструментарий для оценки и развития антиципации.
309-315 36
Аннотация
Статья посвящена анализу студенческого инфантилизма, его структуре, причинам возникновения и путям коррекции. В данной работе описывается инфантилизм в общем виде и особенности студенчества как особой социальной группы. В статье приведены результаты исследования студенческого инфантилизма современных студентов на констатирующем этапе.
316-321 15
Аннотация
В статье рассматривается проблема ответственной самоактуализации личности с позиции экзистенциального анализа и логотерапии. Проанализированы возможные этапы ответственности как процесса, высвечивающего сущность человека. Самоактуализация представлена как форма экзистенциальной ответственности личности, которая проявляется через основные способности человека к самодистанцированию и самотранценденции.
322-329 38
Аннотация
В статье описаны программа и особенности разработки методики эмпирического исследования феномена внутренней мотивации самоактуализирующейся личности, что включает в себя: а) краткий сущностно-содержательный анализ понятий «самоактуализирующаяся личность», «психологическая структура внутренней мотивации самоактуализирующейся личности»; б) систему компонентов внутренней мотивации самоактуализирующейся личности, её критериев и показателей, соответствующего психодиагностического инструментария для её исследования; в) описание указанного инструментария. Разработка методики опытного изучения структуры внутренней мотивации расчитана, прежде всего, на получение результатов, которые можно использовать в практической психологической деятельности, направленной на помощь человеку в овладении личностной и другими компетенциями, в развитии процессов саморегуляции, самопознания, самоактуализации личности.
330-336 12
Аннотация
Рассматриваются и сопоставляются характеристики и особенности коммуникативной активности руководителей, отличающихся разным уровнем управленческой эффективности. Вводится понятие «коммуникативного пространства» личности, позволяющее целостно анализировать показатели коммуникативной активности высокоэффективного руководителя, что, в свою очередь, открывает новые возможности прогноза его эффективности в будущем.
337-340 17
Аннотация
В статье предпринята попытка представить массовый спорт с позиций средового подхода. Рассматриваются материальные и нематериальные компоненты как факторы, формирующие индивидуальность в условиях спортивной среды. Анализируются начальные этапы спортивной деятельности детей, усвоение в этой среде норм, социальных алгоритмов действий. Изменения социальных качеств представлены как критерии, ведущие к успеху.
341-345 30
Аннотация
В статье анализируются особенности восприятия корпоративной культуры организации её сотрудниками. Приведено описание модели восприятия корпоративной культуры в системе организационных отношений и дан анализ этой модели. В результате исследования было установлено, какой тип корпоративной культуры воспринимают сотрудники в каждом типе организационных отношений, а также определена зависимость между структурным подразделением, к которому относится сотрудник, и восприятием корпоративной культуры.

РЕЦЕНЗИИ

346-347 12
Аннотация
Рецензия на книгу: Т. Н. Лобанова. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 482 с.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)