Preview

Акмеология

Расширенный поиск
№ 3 (2015)

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

АКМЕОЛОГИЯ: РАЗВИТИЕ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ. НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, ДОКТОРАНТОВ И АСПИРАНТОВ

20-21 31
Аннотация
В статье анализируются средства и результаты группового тренингового воздействия в русле интегральной концепции гуманистического гештальтподхода в работе со студентами с целью повышения их эмоционально-личностной компетентности.
24-25 19
Аннотация
Статья посвящена проблеме соотношения психологического времени личности и ее мотивационно-смысловой сферы. Определены связи различных мотивационных и смысловых аспектов личности и субъективного переживания прошлого, настоящего, будущего времени жизни, его эмоционально-смысловая нагруженность.
25-26 15
Аннотация
Статья посвящена анализу образа преподавателей современной высшей школы. В данной работе перечисляются наиболее распространенные качества образа преподавателей, выявленные в исследовании студенческих описаний преподавателя ХХI века.
26-27 78
Аннотация
Статья посвящена анализу отношения преподавателя и студентов, роли их социально-психологической зрелости как личности в развитии позитивности и эффективности этих отношений. В данной работе представлены некоторые описания качеств социальнопсихологической зрелости личности.
27-28 21
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования проблемы акмеологического развития личности человека на основе кибернетически математического акмеологического подхода. Описаны концепция киберакмеологии, ее объект и предмет исследования, цель, методы, методика, методология киберакмеологии, а также кибернетично-математические методи, которые используются автором для исследования личностных и профессиональных качеств человека с помощью киберакмеологической информационной системы.
28-29 22
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов научного исследования проблемы акмеологического развития личности человека на основе таких наук как кибернетика, математика, психология, акмеология и др. В данной работе описан методический инструментарий исследования человека, его основные свойства, классификация и практическое применения, а также приведены авторские акме-алгориты и их классификация.
30-31 18
Аннотация
Процесс саморазвития является новообразованием основного компонента образовательного процесса, что прекрасно объясняется с позиций акмеологического (интегративного) подхода
31-32 31
Аннотация
В данной статье предпринята попытка выявить значение раннего профессионального опыта в становлении студента психолога. Выдвинута гипотеза об актуализации этого опыта посредством образовательной рефлексии в процессе обучения в высшем учебном заведении, что является субъективным фактором не только его структуризации в соответствии с полученными знаниями, но и дальнейшего развития и расширения. Последнее становится в этом случае важнейшим фактором становления будущего психолога как личности и как профессионала.
32-34 20
Аннотация
Статья посвящена анализу категории мотивации как качества личности, а также описанию эмпирического исследования направленности образовательного процесса на педагогический труд. Рассмотрены различные точки зрения на понятие «мотивационная сфера» и мотивационные компоненты в ее структуре. Указано, что целенаправленное формирование мотивации отражается на уровне сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов.
34-35 25
Аннотация
Статья посвящена выявлению проблем повышения уровня мотивации обучаемых к занятиям физической культурой. В данной работе приведены результаты эксперимента по повышению уровня мотивации учащихся 8-10 классов. Данные экспериментальных исследований позволили авторам разработать методические приемы и комплексы упражнений для мотивации личности к двигательной активности.
36-37 30
Аннотация
В исследовании по выявлению основных требований к профессии учителя предлагалось 129 параметров оценивающих качества, умения и навыки необходимые в профессиональной деятельности учителя. Было выявлено 193 сильных нелинейных зависимостей. Сильных линейных зависимостей выявлено всего 30 и связывают они родственные оценки. Полученные результаты позволяют говорить о системе требований к профессии учителя как объекте синергетического изучения.
37-38 20
Аннотация
В исследовании по выявлению основных требований к профессии учителя предлагалось 129 параметров оценивающих качества, умения и навыки необходимые в профессиональной деятельности учителя. Было выявлено 30 сильных линейных зависимостей и связывают они родственные оценки. Показана ограниченность линейных представлений в исследовании профессиональных компетенций.
38-39 15
Аннотация
Статья посвящена проблеме влияния мотивации на развитие поликультурной личности. В данной работе обозначается значимость мотивационных составляющих и содержательных характеристик поликультурности личности.
39-40 21
Аннотация
В статье рассмотрена проблема самоактуализации в различных подходах зарубежных и отечественных психологов с точки зрения общего и актуального в них.
41 44
Аннотация
Статья посвящена анализу исследований музыкальности в структуре музыкальной одаренности. В данной работе разбираются основные подходы в изучении данного феномена зарубежными и отечественными психологами. В заключении подводится итог проведенных исследований и определяется структура музыкальности как компонента музыкальной одаренности в вокально-хоровой деятельности.
42-45 22
Аннотация
Статья описывает сложный феномен созависимости личности. Автор анализирует основные подходы к созависимости, предлагает ее модель и раскрывает содержание компонентов этого состояния. Основной целью исследования является преодоление созависимости у будущих психологов через акмеологический тренинг, разработанный автором. Описаны методики, результаты исследования, а также корреляционный анализ, проясняющий связи созависимости с личностными свойствами будущих психологов. Показано, как должна выстраиваться работа по этапному расширению личностных ресурсов, акмеологического сознания для преодоления созависимости в профессиональной деятельности психолога.
45-48 17
Аннотация
В статье рассматривается проблема взаимосвязи аутопсихологической и коммуникативной компетентности личности. Посредством измерения уровней развития данных видов компетенций и проведения корреляционного анализа показано, что такая взаимосвязь существует и выражается в том, что руководители с высоким уровнем аутопсихологической компетентности способны к эффективным коммуникациям и, наоборот, руководители с низким уровнем аутопсихологической компетентности не способны к эффективным деловым коммуникациям.
48-50 22
Аннотация
Статья посвящена анализу психоаналитических теорий формирования таких феноменов, как аутоагрессия и аддикция. В данной работе рассматриваются основные положения классического психоанализа, неофрейдистов, теории объектных отношений, раскрывающие саморазрушающее, зависимое поведение. Особое внимание уделено рассмотрению вопросов этиологии и патогенеза аутоагрессии. Как основной механизм развития аутодеструктивного поведения рассматривается внутриличностный конфликт и защитные механизмы. Так же рассматриваются некоторые психологические особенности аддиктов.
50-51 32
Аннотация
В статье представлены результаты исследования соотношения индивидуально-типических особенностей реализации настойчивости с учебной успешностью студентов-лингвистов.
51-52 30
Аннотация
Статья посвящена изучению строения профессионального самосознания у будущих менеджеров, представлена программа психологического сопровождения развития и формирования профессионального самосознания.
53-54 18
Аннотация
Статья посвящена изучению социально-коммуникативная компетенция адвоката, описаны психолого-правовые детерминанты, обеспечивающие социально-коммуникативные компетенции адвоката.
54-55 19
Аннотация
Статья посвящена разработке методов обучения рациональному кредитному поведению. Описывается авторская игровая методика. Приводятся результаты эмпирического исследования, отражающие основные ошибки заемщиков при погашении кредитов.
55-60 32
Аннотация
В статье анализируются результаты междисциплинарного исследования социально-психологических детерминант креативной компетентности студентов. Представлены основные теоретические положения, раскрывающие генезис изучаемой проблемы, сущностные признаки, психологическую структуру, критерии, показатели и уровни креативной компетентности студентов. Осуществлена эмпирическая верификация разработанной теоретической модели изучаемого сложного феномена. Обсуждаются результаты эмпирического исследования взаимосвязей системы социально-психологических детерминант и показателей креативной компетентности студентов. Обобщены эмпирические данные о значимых корреляционных связях социально-психологических детерминант и показателей структуры креативной компетентности студентов различных специальностей, позволяющие обосновать формы и методы социально-психологического сопровождения процесса формирования изучаемого сложного феномена.
60-61 22
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования внутренней мотивации учебной деятельности студентов. Анализируется работа психолого-педагогической службы, приводятся данные исследования мотивационной сферы студентов.
61-64 17
Аннотация
В статье рассматриваются общедидактические и специфические дидактические принципы организации педагогического процесса в гуманитарном вузе, ориентированные на формирование эколого-профессиональной компетентности личности студента. Дидактические принципы организации процесса формирования эколого-профессиональной компетентности личности студентов гуманитарного вуза выделены нами с учетом основных методологических подходов к организации профессионального обучения, особенностей организации современного экологического образования для устойчивого развития, а также в логике содержания системообразующих факторов педагогической системы.
64-66 14
Аннотация
Статья посвящена анализу состояния людей, находящихся в тяжелом и опасном положении вследствие несчастного случая или чрезвычайной ситуации приведшей к соматической и психологической травматизации.
66-67 29
Аннотация
Статья посвящена анализу актуальных направлений психолого-педагогической поддержки становления индивидуальности будущих психологов в профессиональном образовании и воспитании. В работе рассматриваются особенности становления индивидуальности на проблемно-проектном семинаре по введению в профессию, во внеучебной работе, на психолого-педагогической практике.
67-68 15
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования проблемы взаимодействия косметолога с клиентами. В данной работе анализируется классификация стратегий взаимодействия: доверительная, опровергнутая (дезавуированная), конфликтно-позитивная, конфликтно-негативная.
69 14
Аннотация
Статья посвящена анализу проблематики конфликтов в Интернете, а так же рассмотрению Интернета как особой, виртуальной социальной макросреды.
70-71 16
Аннотация
Статья посвящена логистическому анализу возможного варианта согласования взаимных требований личности, профессиональной деятельности и безопасности.
71-72 14
Аннотация
В статье кратко описан возможный алгоритм работы с основными компонентами экономической идентичности личности субъекта в рамках индивидуального психологического консультирования.
72-73 23
Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы проявления доминирующих образовательных стрессоров у иностранных студентов медицинского вуза, которые являются наиболее значимыми. Анализ динамики стрессогенности различных факторов в процессе обучения имеет большое практическое значение, а полученные результаты могут быть использованы педагогами и психологами при организации образовательного процесса у иностранных студентов.
73-75 10
Аннотация
Раскрыты различные подходы к изучению факторов преодоления потребительского отношения человека к природе и точки зрения. Рассмотрены разные случаи социально-психологических взаимодействий человека с природой, способствующие развитию экологического сознания личности и общества.
75-76 11
Аннотация
Статья посвящена средствам формирования правового сознания личности. В данной работе рассматриваются информационноправовые процессы, влияющие на формирование правосознания личности, и определяются как совокупность сведений о праве и всех процессах и явлениях, с ним связанных, информацию, содержащуюся в нормах права.
76-77 16
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования карьерной направленности личности студентов-психологов Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, сформулированы выводы об особенностях развития карьерной направленности личности будущих психологов.
77-79 60
Аннотация
Статья посвящена описанию модифицированного автором проективного теста «Гомункулус» и его применения в практике акмеологического изучения личности, психологического консультирования и психотерапии. В работе приводится подробное описание данного теста, результаты апробации, а также представлены некоторые примеры из практики.
79-80 20
Аннотация
Статья посвящена теоретико-аналитическому анализу проблемы личностно-профессионального развития профессионализма космонавтов. В данной статье рассматриваются вопросы личностнопрофессионального развития профессионализма космонавтов в психолого-акмеологическом аспекте, модель акмеологического обеспечения профессионального развития космонавтов и программа личностно-профессионального развития.
80-81 18
Аннотация
Отражены результаты эмпирического исследования, проведенного в одном из московских учебных заведений закрытого типа. Рассматриваются взаимоотношения девушек-подростков и их связь с общим статусом в классе, нравственными и интеллектуальными качествами.
81-82 12
Аннотация
В статье рассматривается субъектно-деятельностное содержание педагогического образования как психолого-педагогическое условие формирования персональной компетентности будущего учителя.
82-83 12
Аннотация
Статья посвящена проблеме исследования психолого-правовых оснований противодействия коррупции в системе государственной службы. В ней анализируется актуальность, значимость, а также особенности коррупции в системе государственной службы.
84 16
Аннотация
В статье рассматривается сущность понятий «саморазвитие», «профессиональное саморазвитие». Описываются подходы к определению и структуре профессионального развития. Статья будет интересна преподавтелям вузов, магистрантам и педагогам, работающим в сфере высшего образования.
85 13
Аннотация
Раскрывается проблема конфликтологической компетенции. Определено, что одной из актуальных профессиональных характеристик менеджера по персоналу является способность эффективно действовать в конфликтных ситуациях. Обозначены перспективы подготовки менеджеров в области конфликтологии.
86-87 14
Аннотация
Статья посвящена изучению психолого-правовых оснований профессионализма адвоката, описаны психолого-правовые детерминанты, обеспечивающие социально-коммуникативные компетенции адвоката.
88-89 12
Аннотация
Описаны способы метрической и качественной оценки ценностно-ориентационного единства группы, параметров самооценки и социальной антиципации её членов и руководителей при помощи модульного социотеста, а также его использование как экспертный опрос 3600 в ассессмент-центре организации.
89-90 22
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой личности профессионала. В соответствии с предъявляемыми требованиями к уровню языковой подготовки будущего специалиста, в процессе обучения иностранному языку в вузе создаются специальные условия для его дальнейшего развития и саморазвития.
90-91 20
Аннотация
Статья посвящена проблематизации результатов эмпирического исследования психолого-акмеологического феномена телесности. В данной работе делается попытка очертить контуры развития акмеологии телесности как составляющей акмеологической дисциплины изучения феномена телесности. Показаны обширные психологические связи феномена телесности с основными акмеологическими понятиями и категориями. Обозначена перспектива, актуальность и значимость исследований телесности в русле медицинской акмеологии и психологии здоровья.
91-94 18
Аннотация
Статья посвящена проблеме воспитания школьников в системе олимпийского образования. Проведен анализ терминов, отражающих исследование - воспитание, система олимпийского образования, акмеологические аспекты воспитания, спартианские игры, региональный компонент физического воспитания школьников. Описаны сущность, факторы, педагогические условия, предпосылки, закономерности, принципы гармоничного воспитания школьников. Автор выделяет и описывает акмеологические аспекты воспитания подрастающего поколения - ценностно-потребностный, когнитивный и деятельностный. Даны основные рекомендации по оптимизации воспитания школьников с учетом акмеологической направленности.
94-95 28
Аннотация
В статье представлена сущность, структура и раскрыто содержание акмеологической компетентности будущего учителя. Выделены основные функции (побудительно-стимулирующая, когнитивная, нормативно-регулятивная, развивающая, рефлексивная) и описано содержание трех уровней акмеологической компетентности будущего учителя (адаптивного, нормативного, продуктивного).
95-98 24
Аннотация
В статье обсуждается проблема патриотичности. Приводятся взгляды различных авторов на данную проблему. Рассматриваются подходы к изучению данного феномена, виды патриотичности и некоторые результаты эмпирических исследований. Приводятся данные о некоторых национально-психологических особенностях патриотичности личности, ее связь с ответственностью и описывается современная методика изучения патриотичности личности.
98-99 12
Аннотация
В статье представлен обзор исследований мотивации персонала и ее влияния на эффективность деятельности работников в современной франкоязычной научной литературе.
99-100 12
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития личностной зрелости через осознание эмоций и чувств. Анализируется содержание, значимость и пути развития эмоционального интеллекта как важного ресурса личностного роста человека.
100-103 62
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей самоотношения у подростков с задержкой психического развития. В данной работе понятие самоотношения рассматривается с точки зрения подхода В.В. Столина и С.Р. Пантилеева. В статье приводятся количественные и качественные результаты исследования особенностей самоотношения у подростков 12-14 лет, имеющих задержку психического развития. Результаты исследования позволяют обосновать необходимость формирования позитивного, устойчивого к негативным воздействиям внешней среды самоотношения у подростков с задержкой психического развития, тем самым создавая возможности успешной социальной адаптации личности к требованиям социума и устойчивости к неблагоприятным факторам социальной действительности.
103-104 17
Аннотация
Понятие духовности рассматривается с точки зрения высшего уровня развития и взаимодействия обеих систем «Личностноориентированной концепции счастья», разработанной автором. При этом в категории «священного» выступает зрелая «Личностная Уникальность», представляющая идеальную часть психики, подлежащую обнаружению и реализации.
104-106 21
Аннотация
Обозначена сущность понятия «медитативные практики», раскрыты виды медитативных практик и их особенности в развитии и саморазвитии человека.
106-107 14
Аннотация
В данной статье рассмотрен вопрос развития профессионального сознания в контексте мультипарадигмальности психологической науки. Сделан акцент на интегративный акмеологический подход. Отмечено, что важным условием становления профессионала является особая организация образовательной среды. Представлена теоретическая модель поэтапной интеграции психологического знания.
107-108 19
Аннотация
Исходя из представления автора о структуре музыкальной одаренности как интегральном образовании, в статье излагаются и обсуждаются результаты эмпирического исследования музыкальной одаренности и ее развития в процессе вокально-хоровой деятельности.
108-109 29
Аннотация
В статье рассматриваются акмеологические детерминанты развития мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе: становление студентов как субъектов собственной учебно-профессиональной деятельности и как субъектов мотивационной сферы этой деятельности.
109-111 16
Аннотация
В статье представлено определение социального потенциала и его разновидности, психолого-правового потенциала субъекта деятельности, рассматриваемой в рамках традиционной для отечественной психологии структуры деятельности. Для операционализации понятия психолого-правового потенциала предлагается использовать авторскую структурно-аддитивную модель оценки потенциала, которая иллюстрируется на примере отношения к правилам дорожного движения.
111-112 20
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей проявления тревожности у студентов вузов, также взаимосвязи между успеваемостью и уровнем тревожности студентов.
112-113 13
Аннотация
Статья посвящена анализу процесса адаптации в юношеском возрасте. В работе приведён общий обзор психологических проблем юношеского возраста и особенностей процесса адаптации в этом возрасте.
113-114 24
Аннотация
Статья посвящена факторам, которые позволяют выявить причины оптимального выбора профессии. Правильный выбор профессии способствует повышению не только результативности профессиональной деятельности человека, но и развитию производства, торговли и других видов экономической деятельности.
115-116 29
Аннотация
Рассмотрены особенности трактовки В.Г. Асеевым понятия «стратегия» в контексте анализа активности человека. Обсуждены аспекты подхода ‘этого ученого, значимыe для анализа стратегий личностно-профессионального развития (тип соотношения содержательные и динамические составляющих в побуждениях, критерии реалистичности стратегии, временных предпочтений в построении деятельности).
116-117 19
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов внедрения концепции личностно-профессионального развития в период ранней юности. В качестве элементов концепции рассмотрены интегрированная система и авторская программа развития личности, а итогами внедрения этой концепции выступают закономерности и механизмы личностно-профессионального развития в период ранней юности.
117-118 22
Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы взаимосвязи смысложизненных ориентаций будущих специалистов с выбором профессии. Вычвлено, что профессиональн выбор учебного заведения, по окончании которого будущий специалист сможет максимально включиться в профессию на высоко значимом уровне связан со смысложизненными ориентациями личности: осознанностью жизненных предназначений, потенциальной гармоничностью их осуществления, целеустремленной жизненной позицией, осмысленностью результатов жизнедеятельности, независимо от дальнейшего выбора профессии.
118-119 16
Аннотация
Статья посвящена изучению функций рефлексивного Я будущих специалистов в психологической науке. Понятие рефлексивного Я будущих специалистов включает такие характеристики как самопознание и внутренняя познавательная мотивация. В процессе профессионального развития происходит изменение структурных компонентов рефлексивного Я с доминированием определенных функций.
119-120 17
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования проблемы формирования стрессоустойчивости сотрудников МВД. В ней раскрываются вопросы касающиеся эффективной психологической помощи в условиях экстремальных видов деятельности и поиск путей обеспечения успешного функционирования сотрудников МВД.
120-121 11
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов исследования проблемы участия-урегулирования Турции региональных конфликтов. В данной работе предпринята попытка при анализе региональных конфликтов как одного из видов социальных и межнациональных между акторами международного права учесть этнопсихологические особенности народов (на примере турецкого этноса).
121-122 14
Аннотация
Статья посвящена некоторым аспектам сравнительного самоанализа преподавателей высшей школы со своими студентами. В данной работе предпринята попытка через сравнительный анализ некоторых проблем вуза с позиций преподавателя и студентов, выявить некоторые качества профессиограммы современного преподавателя вуза.
122-123 41
Аннотация
Целью работы выступает определение удовлетворенности карьерой в качестве психологического феномена и построение гипотезы о его связи с личностно-профессиональным развитием. Для этого рассматривается связь карьеры с некоторыми базовыми жизненными понятиями и виды субъективного восприятия карьеры. В работе был проанализирован ряд исследований, освящающих различные стороны удовлетворённости человека своей жизнью, включая удовлетворённость карьерой.
123-126 17
Аннотация
В статье приведены результаты сравнительного исследования особенностей отношения к природе и экологическим проблемам студентов московского мегаполиса. С целью получения данных эмпирически изучены соответствующие особенности проявления у них экологической компетентности во взаимосвязи ее компонентов. Эмпирически выявлены и сопоставлены ключевые характеристики личностного отношения студентов разной этнической принадлежности, обучающихся и проживающих во время обучения в московском мегаполисе.
126-127 11
Аннотация
Образование рассматривается как способ становления человека в культуре. Ориентация преподавателя на обеспечение единства рационального и эмоционального позволяет ему реализовывать в учебной деятельности акмеологические задачи через активность участников педагогического процесса.
127-128 16
Аннотация
Статья посвящена анализу понятия «студенческий инфантилизм». В данной работе рассматриваются причины данного явления, его мотивационная, когнитивная и эмоциональная составляющие.
128-129 12
Аннотация
Статья посвящена анализу путей коррекции «студенческого инфантилизма». В данной работе раскрыты некоторые особенности феномена «студенческий инфантилизм» и методы коррекции данного явления.
129-131 16
Аннотация
Статья посвящена теоретическому анализу подходов к изучению наиболее фундаментальных мировоззренческих установок студенческой молодёжи. Излагаются основные компоненты и типы позиций в отношении отдельных личностей, а также обществ, как совокупных культурно-исторических субъектов.
131-132 14
Аннотация
В статье представлены результаты исследования уверенности, рассматриваемой на основе системно-функциональной модели, как личностного фактора профессиональной эффективности сотрудников коммерческих организаций.
132-134 23
Аннотация
В статье рассматриваются основные подходы к социально-психологическому анализу служебной деятельности военнослужащих, особенности исследования социально-психологических механизмов регуляции служебной активности, направления психологоакмеологического исследования выделенной проблемы.
134-135 22
Аннотация
Статья посвящена вопросу развития духовности молодых представителей российского общества в условиях ведущейся между Россией и возглавляемым США блоком третьих стран современной информационно-психологической войны. Организация эффективного развивающего воздействия в сложившихся условиях невозможна без учёта специфических процессов, происходящих в национальном информационном пространстве нашей страны в следствие такого противоборства. Цель статьи - соответствующая модернизация отечественного подхода к развитию духовности молодых сограждан.
135-136 10
Аннотация
Статья посвящена анализу возможностей и ограничений субъектов (преподавателей, студентов, работодателей и др.), привлекаемых к реализации внутреннего и внешнего оценивания, в диагностике показателей новых результатов образовательного процесса в педагогическом вузе.
136-137 25
Аннотация
Статья посвящена исследованию предпосылок самореализации студентов вузов и учащихся колледжа. Выявлена взаимосвязь между механизмами психологической защиты и особенностями самореализации.
137-139 12
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования, в котором обобщены категории, позволяющие описать типологию сотрудников спецподразделений правоохранительных органов, имеющих различный уровень профессиональной безопасности личности.
139-140 12
Аннотация
Статья посвящена анализу развития профессиологической компетентности средствами акмеологического сопровождения в процессе университетской подготовки бакалавров истории. В данной работе отражены основные характеристики процесса развития бакалавра истории как будущего профессионала при помощи внедрения в основной образовательный процесс: стратегий, методов и моделей акмеологического сопровождения.
140-141 14
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей Я-концепции современных учителей начальных классов с разным уровнем саморазвития. В ней представлены результаты исследования особенностей Я-концепции учителей с разным уровнем саморазвития, теоретической базой которого явилось авторское видение структурнофункциональной организации Я-концепции учителей начальных классов.
141-142 17
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению смысложизненного аспекта акмеологического развития личности подростка и практическому применению логоАрт-терапевтических упражнений для выявления приоритетов смысложизненных ориентаций. Описаны некоторые особенности логоАрт-терапевтических упражнений.
142-143 22
Аннотация
В работе представлены результаты эмпирического исследования мотивации научной деятельности у научных сотрудников в возрасте после 56 лет. Обнаружен высокий уровень смыслообразующих мотивов научной деятельности, и функциональные возможности системы мотивации научной деятельности не ниже, чем в других возрастных группах научных сотрудников.
144-145 50
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов исследования влияния перфекционизма на личностные особенности спортсменов. В работе анализируется конструктивное и неконструктивное влияние перфекционизма на становление таких личностных свойств спортсменов, как мотивация к успеху, локус контроля, уровень притязаний и самооценка, тревожность у спортсменов.
145-146 20
Аннотация
В данной статье приводится результаты исследования проблемы профессиональной самореализации преподавателя высшей школы и основные положения авторской психолого-акмеологической концепции
146-147 14
Аннотация
Статья рассматривает акмеологический аспект развития физической культуры личности студентов, характеризующийся наличием знаний, умений и навыков, способствующих саморазвитию студентов, их адаптации в условиях изменяющейся внешней среды и эффективному овладению профессиональными навыками в условиях целостного образовательного процесса вуза.
147-148 21
Аннотация
В статье представлены результаты теоретического исследования акмеологических особенностей идентификации и телесного я в дошкольном возрасте. Рассмотрен процесс формирования телесного я субъекта и компоненты половой идентификации. Описаны уровни и условия развития данного явления в дошкольном возрасте. Выделены критерии нарушения процесса развития границ телесного я.
148-149 11
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования взаимосвязи самоэффективности и отношения специалиста к другим. Показано, что значимые взаимосвязи существуют между профессиональным отношением к другим к самоэффективностью в сфере деятельности и в сфере общения. Исследована взаимосвязь между отношением профессионала к другим и патологическим профессиональным отношением к другим в группах с разным самоэффективности в сфере деятельности и сфере общения.
149-152 31
Аннотация
В представленной статье рассматриваются вопросы профессионального развития педагога в процессе разрешения конфликтов посредством креативности. Основной целью исследования являлось представление креативности в процессе разрешения педагогических конфликтов как одной из важных характеристик личности педагога, которая позволяет ему успешно осуществлять профессиональную деятельность, обеспечивает готовность к переменам и побуждает к поиску нестандартных решений в процессе разрешения конфликтов. В результате исследования конкретизировано научное представление о содержании понятия «креативность педагогов в процессе разрешения конфликтов», определены психолого-педагогические условия профессионального развития педагога в процессе разрешения конфликтов посредством креативности, выявлены личностные и поведенческие особенности педагогов с различным уровнем креативности, обнаружена взаимосвязь креативности педагога с особенностями поведения в конфликтных ситуациях. Доказывается, что креативность личности учителя выступает в роли детерминанты оптимального типа реагирования в конфликте и является фактором профессионального развития педагога.
152-153 10
Аннотация
Статья посвящена проблеме рассогласования, или расхождения декларируемых и реализуемых в поведении ценностей. Анализируются различия в содержании ценностей-целей и ценностейиндивидуальных приоритетов студентов педагогического вуза. Подчеркивается значение такой особенности для социальной адаптации личности и будущей профессиональной деятельности. Формулируется гипотеза о связи ценностного рассогласования с особенностями культуры.
153-156 29
Аннотация
Сформулирована актуальность коррекции целей и внесения принципиальных изменений в традиционные модели вузовского педагогического процесса физического воспитания. Дано описание комплектации студентов РАНХи ГС в специальную медицинскую группу лечебной физической культуры (ЛФК). Сформулированы основные задачи физического воспитания в группе ЛФК и построение занятий в этой группе. Подчеркнуто особое значение самостоятельных занятий студентов и врачебно-педагогического контроля. Сформулированы требования к студентам, занимающимся в группах ЛФК и к преподавателям, ведущим занятия. Отмечено необходимость разработки новых педагогических моделей и инноваций, которые способствовали бы реформированию физического воспитания в вузах.
156-157 22
Аннотация
Статья посвящена нравственному наставничеству на государственной службе, способам взаимодействия наставника-руководителя и молодого сотрудника, только принятого на государственную службу. Показано как нравственное наставничество влияет на деятельность всего государственного органа, а также актуальность раскрытия этой проблемы в современной России на основе принятых законов и законодательных актов, способствующих укреплению нравственного наставничества на государственной службе.
157-158 13
Аннотация
Статья посвящена ранней диагностике проявлений школьной дезадаптации. Формированию девиантного поведения у подростков и комплексу мер по профилактике.
158-159 16
Аннотация
Авторы статьи описывают специфические проявления феномена субъектности в подростковом возрасте. Представлены результаты факторного анализа, позволившие выявить проявления субъектности у подростков с разным содержанием эмоционального благополучия: «эмоционально-неблагополучных», «эмоционально-амбивалентных», «эмоционально-благополучных».
160-161 15
Аннотация
Статья посвящена анализу проблемы субъектности в психологии и результатов эмпирического исследования субъектности студентов вузов. В данной работе проанализированы особенности проявления субъектности студентов из разных типов родительской семьи.
161-163 27
Аннотация
В статье представлен ресурсный подход к проблеме интеллектуальных способностей. Индивидуальный интеллектуальный ресурс рассматривается как своеобразие ментального опыта личности, выраженного в терминах взаимосвязи понятийных, когнитивных, креативных способностей и их соотношения с реальными интеллектуальными достижениями. Показано, что академическая успешность респондентов связана с высоким уровнем развития вербальной креативности и психометрического интеллекта, в свою очередь, взаимосвязь невербальной креативности и понятийных способностей предполагает наличие способности порождать некоторое ментальное содержание, которое соотносится с понятийным опытом респондента.
163-164 19
Аннотация
Статья посвящена анализу роли социального педагога в превенции аддиктивного поведения.
164-166 18
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей развития Я-концепции у подростков с задержкой психического развития. В данной работе приводится описание и анализ особенностей поведенческой, когнитивной и оценочной составляющих Я-концепции у подростков в возрасте 13-14 лет, имеющих задержку психического развития. Данные исследования позволяют в последующем обосновать цели и задачи проведения коррекционно-развивающей работы по формированию позитивной Я-концепции у подростков с задержкой психического развития, тем самым создавая возможности успешной адаптации, социальной реабилитации, социализации детей с задержкой психического развития к требованиям социальной действительности и в конечном итоге интеграции их в социум.
166-168 14
Аннотация
Статья посвящена анализу понятия субъекта в классической немецкой философии. Рассматриваются понятия рациональной и эмпирической психологии в философии Канта через призму понятия субъективного и объективного. Представлено понимание субъекта в философии Канта и Шопенгауэра.
168-169 20
Аннотация
В статье выявлены взаимосвязи личностных характеристик и особенностей психического здоровья студентов различных курсов, рассмотрено влияние психического здоровья на профессиональную компетенцию учащихся вуза.
169-170 12
Аннотация
Проблема образования взрослых актуализируется пониманием необходимости создания условий самопознания, саморазвития и становления авторской позиции профессионала. Рассматриваются гуманитарные основания взаимодействия со слушателями повышения квалификации, анализируется опыт использования акмеологических технологий, которые позволяют участникам дополнительного образования уточнить ценности и смыслы, переосмыслить собственную деятельность.
170-172 27
Аннотация
Анализируется феномен психологических «помех» развития руководителей в качестве субъектов совместной управленческой деятельности (СоУД). СоУД рассматривается как особое психологическое «измерение» управленческой деятельности, задающее самостоятельный вектор личностно-профессионального развития руководителя. Выделяется три типа таких «помех»: организационные, социально-психологические, личностные.
172-173 15
Аннотация
Статья посвящена психологической структуре личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих. Представлены компоненты и входящие в них личностно-профессиональные качества, обусловливающие их личностно-профессиональное развитие. Раскрыто психологическое содержание личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих.
173-174 14
Аннотация
Статья посвящена анализу структуры акмеологической готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности, и основных факторов влияющих на формирование этой готовности.
174-176 34
Аннотация
Статья посвящена подходам и методам использования дидактических тестов как средства объективного контроля знаний профессионала.
176-177 18
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования агрессивности у менеджеров в зависимости от их социометрического статуса. В ней раскрываются вопросы теоретического анализа проблемы агрессивности; ее практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе профессионального консультирования и при подборе персонала.
177-178 10
Аннотация
Рассматриваются значимые психологические и психофизиологические особенности студентов художественных специальностей в процессе их личностного становления в профессиональной деятельности. Изучены закономерности влияния психологических и психофизиологических особенностей на успешность в обучении и реализации художественного потенциала студентов.
178-179 17
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития гражданственности с позиции акмеологического подхода. В данной работе актуализируется роль гражданственности в становлении зрелой личности, способной к достижению «акме» в социальной жизнедеятельности гражданского общества.
179-181 37
Аннотация
Статья посвящена описанию авторской модели оценки персонала организации. В качестве интегральных критериев в моделе оценки предложены: интеллекктуальные и коммуникативные способности, а также особенности самоорганизации. Определены и описаны показатели оценки. Модель оценки соискателя при приеме на работу разработана в рамках научно-исследовательских работ. Модель оценки предполагает выявление потенциальных свойств соискателя, как правило универсально востребованных в профессиональной деятельности.
181-182 14
Аннотация
В данной статье отражены результаты экспертного оценивания личностных качеств бакалавров-менеджеров, а также проведено статистическое определение степени согласованности оценки.
182-183 14
Аннотация
В статье анализируются психологические особенности мотивационно-смысловой подсистемы уверенности африканских, китайских и латиноамериканских студентов, обучающихся в российском вузе.
183-184 38
Аннотация
Статья посвящена анализу проблемы адаптации первокурсников к обучению в высшей школе. В ней рассмотрены условия адаптации студентов первого курса в вузе.

АКМЕОЛОГИЯ: НА СТЫКЕ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. НАУЧНЫЕ ТЕЗИСЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТОВ, МАГИСТРАНТОВ, АСПИРАНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)