Preview

Акмеология

Расширенный поиск
№ 2 (2015)

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

8-22 33
Аннотация
В серии публикаций текущего года рассматривается профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен. В этой связи раскрыта проблема субъектности и профессиональной субъектности как качеств, принадлежащих субъекту.

АКМЕОЛОГИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ

23-30 37
Аннотация
Рефлексивный анализ жизнедеятельности выдающегося российского психолога, акмеолога и педагога Алексея Александровича Бодалева (1923-2014). Его вклад в теоретикоэкспериментальное развитие общей, возрастной, социальной и педагогической психологии и акмеологии, в изучение актуальных психолого-акмеологических проблем становления выдающихся личностей, динамики их смысла жизни и профессиональнотворческой самореализации.
31-35 19
Аннотация
Недолгий научный путь С.В. Ковалевской отмечен ранним приобщением к научному знанию и ярчайшим наследием как в области математики и механики, так в художественном творчестве.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

36-44 24
Аннотация
Проблема синтеза нарративного и экзистенциально-аналитического подходов при работе с личностью, страдающей пищевой зависимостью. Теоретические аспекты экзистенциально-феноменологического анализа Я-нарратива аддиктивной личности. Различные ресурсные аспекты Я-нарратива, которые приводят к амплификации ценностно-смысловой сферы личности, формированию новой идентичности.
45-53 15
Аннотация
Представлена теоретико-методологическая модель факторов сложных жизненных ситуаций. Показано, что комплексный акмеологический подход к теме позволяет интегрировать данные различных наук с целью построения системного подхода к сложным ситуациям.
54-60 13
Аннотация
Анализ системных процессов, формирующихся в генезисе и протекании волевого акта. Построение описательной модели развёрнутого процесса волевого акта, позволяющей сформировать теоретическое представление о системно-функциональном механизме волевого акта, рассмотреть его основные процессы. Теоретический результат работы расширяет традиционное представление о процессе волевого акта как механизме преодоления трудностей и обосновывает распространение описательного потенциала модели волевого акта на все сферы сознательной целенаправленной деятельности.
61-67 20
Аннотация
Интуитивистский и эволюционный подходы к понятию «совесть». Теоретические взгляды и основания эмпирических исследований развития нравственных суждений на различных этапах жизненного цикла Ж. Пиаже, Л. Колберга, Дж. Гиббса и др. Результаты эмпирических исследований Дж. Снери китайской, русской и американской культур. Обзор теорий по развитию нравственности у индивида, понятие совести в различные эпохи и культуры.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

68-83 70
Аннотация
Анализ рефлексии как процесса, включённого в деятельность. Основные задачи исследования: описать структуру рефлексии деятельности и разработать методику диагностики рефлексии деятельности. Методологическая основа исследования - модель психологической функциональной системы деятельности. Психологический анализ рефлексии. Методика диагностики рефлексии в структуре деятельности студентов - тест рефлексии деятельности (ТРД). Подтверждено, что рефлексия деятельности носит парциальный характер и в разных её конструктах характеризуется различной мерой выраженности. Показано, что различная мера выраженности рефлексии различных конструктов свидетельствует о субъективной сложности выполнения конкретного конструкта и позволяет дифференцированно подходить к процессу профессиональной подготовки, ставит вопрос о личностной значимости отдельных конструктов деятельности, их отражения на уровне сознания.
84-89 44
Аннотация
Теоретико-эмпирическое исследование нацелено на выявление психологических особенностей и типов самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Показано состояние проблемы самореализации личности в зарубежной и отечественной психологии. Эмпирическое исследование проведено на выборке испытуемых с различной степенью выраженности дефекта зрения. Выделены и описаны продуктивный, адаптивный и определяющийся типы самореализации личности с ОВЗ.
90-97 54
Аннотация
Результаты эмпирического исследования, посвящённого роли настойчивости как составляющей субъектности личности в самореализации индивида. Эмпирические данные получены на объёмной репрезентативной выборке с использованием валидных методик. Представлена сравнительная характеристика самореализации у респондентов с разным потенциалом настойчивости.
98-104 28
Аннотация
Результаты эмпирического исследования взаимосвязей мотивации достижения и базовых убеждений людей, имеющих разные типы происхождения инвалидности (как особенность развития или как следствие травматического опыта). Обоснована специфика технологий оптимизации мотивации достижения людей с инвалидностью как личностный ресурс развития и преодоления тяжёлой жизненной ситуации.
105-113 29
Аннотация
Сравнительный анализ данных психологической оценки кандидатов и сотрудников, представителей различных профессиональных групп. Полученные количественные данные позволили зафиксировать специфические черты личности сотрудников, принадлежащих к разным профессиональным группам. Необходимость учёта личностных особенностей представителей профессиональных групп в психологической оценке специалистов и руководителей в рамках их акмеологического консультирования в ситуации поиска работы и отбора сотрудников.
114-122 41
Аннотация
Особенности Я-концепции учителей начальных классов с разным уровнем саморазвития. Результаты исследования особенностей Я-концепции учителей, теоретическая база которого - авторское видение структурно-функциональной организации Я-концепции учителей начальных классов, включающей когнитивный, эмоциональный, поведенческий и мотивационный компоненты, а также авторское определение сущности саморазвития учителя. Сравнительный анализ содержательных характеристик компонентов структурной организации Я-концепции учителей с активным и несложившимся уровнем саморазвития.
123-127 53
Аннотация
Эмпирическое исследование акмеологического развития личности на раннем этапе взрослости и её взаимосвязи с самоотношением. Сущностные характеристики и особенности акмеологического развития, акмелогическое развитие личности на раннем этапе взрослости, взаимосвязь акмеологического развития и самоотношения личности.
128-134 26
Аннотация
Типология психологических отклонений в развитии маргинальных личностей, обращающихся за помощью в учреждения социальной защиты. Психологические характеристики таких личностей. Интеграционные признаки каждого типа психологического отклонения. Пути социальной адаптации личностного развития и психологической коррекции маргинальной личности.
135-143 39
Аннотация
Представлены психологические особенности агрессивности школьников подросткового периода и студентов первого года обучения. Факторный анализ по методикам FPI и Басса - Дарки на группе школьников и группе студентов позволил выделить три общих фактора: агрессивность, враждебность, тип взаимодействия. Выявлено, что подростки агрессивнее и враждебнее студентов. Это связано с началом ускорения темпа физического развития, половым созреванием, гормональной перестройкой организма, что, в свою очередь, приводит к эмоциональной нестабильности подростков.
144-148 20
Аннотация
Особенности развития понятийных способностей в старшем подростковом и юношеском возрастах. Сравнительный анализ уровня интеллектуальной компетентности в этих возрастных периодах. Данные эмпирического исследования: юношеский возраст характеризуется большей интегрированностью аспектов интеллектуальной компетентности (понятийных способностей, интеллекта и креативности). Уровень развития понятийных способностей может служить предиктором интеллектуальной компетентности личности, выраженной в реальных интеллектуальных достижениях.

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЛИЧНОСТНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТА

149-157 20
Аннотация
Статья посвящена новому типу диагностики - контекстной диагностике, обладающей способностью тонкой «настройки» инструментария с учётом контекстных требований к успешности, эффективности и результативности руководителей. Рамки контекстной диагностики задаются индивидуально-личностным, организационно-командным и социальным контекстами. Каждый контекст определяется особым предметом диагностики, которыми являются: индивидуальные жизненные стратегии личности (индивидуальноличностный контекст); характеристики и особенности организационного поведения, ориентации в командном взаимодействии (организационно-командный контекст); ценностносмысловые особенности и мировоззрение руководителя (социальный контекст).
158-164 36
Аннотация
Самооценка собственной управленческой компетентности руководителями малого бизнеса. Сравнительный анализ руководителей - собственников бизнеса и руководителей - менеджеров, работающих по найму. Значимые различия между особенностями самооценки данных групп руководителей.
165-171 22
Аннотация
Анализ применения методики В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» [9] для выявления у муниципальных служащих потенциальных возможностей к личностно профессиональному развитию. Описание и анализ эмпирических данных при использовании данной методики. Цель исследования - выявить уровень развития саморегуляции поведения у муниципальных служащих. Показано, что сформированность саморегуляции поведения у муниципальных служащих имеет разный уровень развития и различается между собой как по половым признакам, так и по показателям стажа профессиональной деятельности. Полученные результаты позволяют разрабатывать пути личностно профессионального развития муниципальных служащих и использовать их как компоненты в различных акмеологических моделях личностно профессионального развития муниципальных служащих.

СОЦИАЛЬНАЯ АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

172-180 17
Аннотация
Анализ общего отношения к политической рекламе. Политическая реклама как виртуальная личность, взаимодействующая с аудиторией. Эмпирическое исследование с использованием методики «Личностный семантический дифференциал». Приписывание политической рекламе негативных личностных черт (зависимость, эгоистичность, неискренность, упрямство), которые снижают привлекательность рекламы как «субъекта общения» и препятствует прохождению сообщения через фильтры психологической защиты. Сходство и различия в персонифицированном восприятии политической рекламы и близких явлений массовой коммуникации («реклама вообще», «реклама товаров и услуг», «информация», «PR»).
181-189 40
Аннотация
Структура социально-психологической оценки персонала. Технология проведения опроса персонала организации. Варианты анонимности. Организационные и мотивационные функции исследователя. Типичные ошибки, допускаемые исследователями.
190-194 14
Аннотация
Анализ методологических проблем исследования социальных конфликтов с точки зрения современных подходов: интегративного, синергетического, субъектного. Постулируется возможность применения к исследованию социальных конфликтов идеи марковских цепей, а также ролевого участия конфликтного взаимодействия субъектов.

ЮРИДИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

195-201 28
Аннотация
Проблема технологического противодействия коррупции. Особенности коррупции в системе государственной службы. Необходимость использования психологических технологий противодействия коррупции в системе государственной службы. Потребность овладения новыми методами, методиками и технологиями противодействия коррупции с использованием новейших научных психолого-правовых разработок.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

202-208 20
Аннотация
Проблема преодоления внутренних преград развития личности в коммуникативной сфере с использованием аутопсихологических технологий, которые помогают полностью или частично нейтрализовать негативное блокирующие действие данных ограничителей. Аутопсихологическая технология как осознанное использование личностью различных психических механизмов для преодоления внутренних ограничений развития. В зависимости от сферы саморазвития личность может использовать различные психические механизмы. Для развития коммуникативной компетентности могут быть использованы следующие технологии: внутренний диалог как реализация диалогической внутренней позиции, преобразующие копинг-стратегии защитного поведения.
209-213 27
Аннотация
Общность механизмов развития аддиктивного и аутоагрессивного поведения. Причины и факторы развития наркозависимости и суицида. Аутодеструктивное поведение с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева, психоанализа, поведенческого направления в психологии.

АКМЕОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

214-220 15
Аннотация
Актуализируется фокус проблемы сохранения здоровья студента, базового компонента будущего профессионала в процессе обучения в вузах. Раскрыты методологические аспекты санапсихологического подхода в формировании позиции студента к сохранению своего здоровья на этапе подготовки к деятельности. Отмечены вопросы этого процесса на основе медико-психолого-педагогической стимуляции психической устойчивости. Определено значение внутренней позиции здоровьесбережения студента в подготовке к будущей профессии.
221-227 12
Аннотация
В статье рассматриваются существующие в научной литературе подходы к исследованию феномена террориста-смертника. Выделяются два типа женщин-смертниц: женщины террористки-смертницы как результат проявления политического или религиозного фанатизма («женщины-ваххабитки») и женщины с психологией «персонально мотивированного» террориста. На основе выявленных психологических факторов, детерминирующих поведение данных категорий террористок-смертниц, предлагается акмеологическая система превентивных мер, направленная на устранение психологических факторов, формирующих женщин-смертниц.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

228-234 15
Аннотация
Педагогические технологии, способствующие освоению младшими школьниками и подростками нравственных ценностей. Содержание технологий. Проектная деятельность педагога в системе повышения квалификации. Формирование социально активной личности. Педагогическое сопровождение. Педагогическая диагностика, проектирование и реализация маршрута сопровождения.

АКМЕОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЕ УЧЕБНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

235-247 9
Аннотация
Определена ключевая миссия учебной дисциплины «Методологические основы психологии» в профессиональной подготовке бакалавра психологии. В центре содержания дисциплины - основы построения психологического знания вообще и психологического исследования в частности. Учитывая методическую сложность преподавания этой дисциплины студентам бакалавриата 2-го года обучения, предлагается её «дидактическая адаптация», направленная к тому, чтобы систематизировать имеющуюся теоретическую подготовку студентов, предоставить им реальную возможность осмыслить собственный личностно профессиональный путь.
248-256 18
Аннотация
Анализ психодидактических приёмов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе. Общеметодологические аспекты приёмов и методов обучения, конкретные приёмы, которые можно использовать в преподавании в высшей школе: развития логического мышления студентов; мультимедийной дидактики; дидактические приёмы совершенствования самостоятельной контролируемой работы студентов; приёмы укрупнения дидактических единиц как фактора систематизации учебного материала и знаний студентов. Анализ плюсов и минусов их применения, психодидактические рекомендации.

МОЛОДЫЕ ИМЕНА

257-261 51
Аннотация
Рассмотрены возрастные особенности структуры Я-концепции подростков. Анализируются модели Я-концепции. Представлен анализ подходов гуманистической психологии к изучению феноменов Я-концепции. Выявлены психологические особенности подросткового возраста. Анализируются теоретические подходы к изучению Я-концепции подростков.
262-267 16
Аннотация
Системы показателей результативности и эффективности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих в Ульяновской области. Определение проблемных мест при оценке деятельности государственных служащих и способов их устранения. Целесообразность использования при оценке персонала не только качественных показателей, но и количественных методов. Рекомендации по устранению недостатков, возникающих при оценке компетентностей деятельности государственных служащих.
268-271 13
Аннотация
Специфика национально-психологических особенностей тувинской студенческой молодёжи. Ключевые показатели анализа материальной дифференциации молодёжи - самоидентификация с социальным слоем, значимость ценности благополучия и оценка благоприятности социальных условий. Влияние на национально-психологические характеристики тувинской студенческой молодёжи природно-географической среды, культурных традиций и социально-экономических факторов.
272-275 11
Аннотация
Рассматривается проблема интеллектуального развития детей младшего школьного возраста тувинской национальности. Показано, что от эволюции ментального опыта зависит эффективность интеллектуального потенциала личности. Развитие человека представляется как конечный результат взаимодействия «натурального» и «культурного» рядов, онтогенеза и биографии. Обусловленность характера интеллектуального развития конкретно-историческими условиями общественной жизни человека.

ИНТЕРВЬЮ

276-279 17
Аннотация
Интервью с главным редактором журнала «Акмеология», руководителем программы специалитета «Психология служебной деятельности», заведующим кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Анатолием Деркачом1.

РЕЦЕНЗИИ

280-281 12
Аннотация
Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В.М., Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н. Актуальные проблемы психологии. Указатель 1362 докторских диссертаций 1935-2014 гг. / Под общей редакцией Анцупова А.Я. - М.: НО «Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям», 2015. - 416 с.

ПОЗДРАВЛЕНИЯ

НАШИ ТАЛАНТЫ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)