Preview

Акмеология

Расширенный поиск
№ 1 (2015)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

9-15 18
Аннотация
Актуализируется проблема синтеза логического и внелогического в психологическом познании человека. Раскрыты методологические аспекты соотношения науки, религии и искусства в психологической науке и практике. Акцентируется значение внутренней логики развития психологии, включающей процесс смены идей, принципов, теорий, понятий, методов исследования. Выделяются приоритеты развития современной психологии, связанные с переходом к VI технологическому укладу и зарождением пост-неклассической науки. Рассматривается соотнесённость научно-гуманитарного знания с религиозным и художественным знанием.
16-23 19
Аннотация
Рассматривается мотивация студентов к занятиям физическими упражнениями в контексте их индивидного, личностного и акмеологического развития. Исследуются мотивы, побуждающие человека систематически «изнурять» себя физическими упражнениями, которые в идеале должны быть неотъемлемой частью его здорового образа жизни.
24-31 29
Аннотация
Особенности развития субъект-субъектных взаимодействий в отношении человека к природе. Окружающая человека природная среда рассматривается как совокупность природных объектов. Конкретные природные объекты как психологически атрибутивные составляющие социальной среды. Определение психологического содержания понятия «окружающая человека природная среда». Анализ проблемы развития субъектности во взаимодействии человека с природными объектами.

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТА

32-38 40
Аннотация
Теоретическое осмысление феномена антиципации и её роли в акмеологическом развитии специалиста. Определение основных характеристик антиципации посредством теоретико-методологического анализа психологических подходов и концепций. Анализ терминов, отражающих основные проявления антиципации - прогнозирование, предсказание, предвосхищение, интуиция. Два подхода к антиципации - психологический и философский. Проанализированы основные психологические подходы к феномену антиципации, выделены сущностные характеристики антиципации. Описаны уровни антиципации в трёхкомпонентной модели акмеологического развития специалиста. Основные функции антиципации в профессиональном развитии специалиста - коммуникативная, регулятивная, познавательная и адаптационная. Значение антиципации в жизни и акмеологическом развитии специалиста.
39-44 24
Аннотация
Анализ методик диагностики структурных элементов профессионального самоопределения. Авторская психодиагностическая методика «Профессиональные предпочтения». Исследование профессионального самоопределения связано с изучением профессиональных склонностей как форм проявления направленности личности и опирается на данные дифференциальной психологии личности и типологии профессий. Проведённый авторами теоретический анализ позволил сделать вывод, что профессиональное самоопределение представляет собой избирательное отношение человека к миру профессий, выбор конкретной профессии с учётом своих склонностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
45-49 23
Аннотация
Представлены основные положения для постановки новой для акмеологии проблемы - полипрофессионализма личности и деятельности. Показано, что в сложных многофункциональных видах деятельности важны не отдельные личностно-профессиональные свойства и характеристики, а пространство свойств и характеристик, связанных с главными направлениями или функциями сложной деятельности. Для сложных видов профессиональной деятельности показана важная роль полипрофессиональной компетентности, продуктивное развитие которой приводит к обретению полипрофессионализма. С психолого-акмеологических позиций дано определение полипрофессионализма, раскрыто его содержание, обозначены пути развития.

СОЦИАЛЬНАЯ АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

50-56 19
Аннотация
На основе конструктивно-критического анализа подходов в современной отечественной социальной психологии к пониманию её объекта и предмета дано системное и целостное представление о социальной психологии, раскрыто понимание её объекта, предмета и проблематики.
57-64 18
Аннотация
Результаты эмпирических исследований в области психологии рекламной деятельности и современных маркетинговых коммуникаций. Маркетинговые коммуникации, методы психологического воздействия на личность. Изменение ценностей, норм мышления и поведения, мотивации. Возникновение социальных иллюзий. Актуальность проблемы влияния современного маркетинга на личность. Необходимость нового направления в социально-экономической психологии - психологии маркетинговых коммуникаций.
65-72 25
Аннотация
Методологические основания социально-психологической оценки персонала с помощью модульного социотеста. Проблема низкой эффективности традиционных социальнопсихологических методов исследования, используемых в практике управления. Авторское определение социально-психологической оценки, её содержание и возможности. Направления повышения качества руководства на основе акмеологического содержания оценки персонала.
73-78 28
Аннотация
Проблема духовно-нравственного развития личности молодого человека в условиях современного общества. Результаты исследования по проблеме среди представителей средств массовой информации, работников органов государственной и муниципальной власти, преподавателей вузов, учителей школ. Понятия «духовно-нравственное развитие», «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный потенциал». Неоднозначность позиций представителей разных групп населения по вопросу решения проблемы духовно-нравственного развития молодёжи.
79-82 12
Аннотация
Разработка системы информационно-психологического сопровождения деятельности, направленной на повышение престижа профессии психолога. Обоснование системной организации престижа профессии психолога. Система информационно-психологического сопровождения деятельности повышения престижа профессии психолога, включающаяй следующие подсистемы: мониторинга, формирования позитивного имиджа профессии психолога, обеспечения информационной известности, повышения качества подготовки профессиональных психологов, развития профессионализма профессиональных психологов. Функциональные связи в системе.
83-87 33
Аннотация
Понятие трудового коллектива и его роль с точки зрения социальной психологии и теории организации. Основные характеристики и функции коллектива. Сплочённость коллектива как малой группы и важность благоприятного психологического климата в нём. Феномен конформизма в жизнедеятельности трудового коллектива, его плюсы и минусы.

АКМЕОЛОГИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ

88-93 16
Аннотация
Показано, что теория И.Г. Песталоцци включает в себя акмеологически ориентированные идеи, приложение которых к дидактическому процессу позволяет реализовать в современных условиях непрерывный процесс личностного развития человека.
94-97 20
Аннотация
Биографический анализ личности выдающегося общественного деятеля и писателя XVII века Симеона Полоцкого. Его яркая одарённость и высокие нравственные качества в полной мере воплотились в многогранной деятельности на благо России.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

98-103 22
Аннотация
Содержательная характеристика современных нравственных ценностей как основа современного воспитания подрастающего поколения. Факторы, влияющие на становление современной системы нравственных ценностей. Сущность процесса освоения нравственных ценностей учащимися, представленная в отечественной и зарубежной литературе. Характеристика процессуальной составляющей освоения нравственных ценностей учащимися различных возрастных групп

АКМЕОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЕ УЧЕБНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

104-113 9
Аннотация
Ключевая миссия учебной дисциплины «Планирование теоретического и эмпирического исследования» в подготовке магистра психологии. Дидактические и практические аспекты реализации дисциплины (целесодержательные, компетентностные, учебносодержательные, структурно-организационные, образовательно-технологические, учебно-информационные, образовательно-рефлексивные, информационно-методические).
114-118 45
Аннотация
Анализ возможностей презентации в преподавании учебных дисциплин в высшей школе. Дифференциация презентаций, используемых в преподавании, плюсы и минусы их применения. Психодидактические рекомендации.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ

119-131 19
Аннотация
Результаты исследования взаимосвязи между удовлетворённостью трудом и удовлетворённостью жизнью служащих таможенных органов. Структура удовлетворённости жизнью служащих таможенных органов. Зависимость выраженности показателей удовлетворённости жизнью от уровня удовлетворённости трудом.
132-140 23
Аннотация
Представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей взаимосвязи волевых интенций и силы Я личности в различных выборках специалистов. Определена эмпирическая структура волевых интенций и черт личности специалиста. Осуществлён сравнительный анализ динамики психологических коррелят волевых интенций, волевых качеств и силы Я личности в выборках студентов и специалистов с разным стажем профессиональной деятельности, уровнем образования. Выявлены различия между теоретической и эмпирической моделями волевых интенций и силы Я личности специалиста.
141-147 29
Аннотация
Эмпирические данные экспериментального исследования группы спортсменов и студентов в аспекте диагностики, оценки и развития феномена телесности. Показаны различные варианты рефлексии телесности в группах спортсменов и студентов и картина психологических процессов, свойств и состояний, связанных с феноменом телесности. Обоснованы критерии, показатели и уровни оценки развития феномена телесности. Обсуждаются механизмы психологических взаимосвязей между феноменом телесности и психологическими характеристиками устойчивости психического здоровья. Обобщены психолого-акмеологические подходы и методы диагностики, оценки и развития телесности. Предложены условия и факторы эффективного внедрения научных разработок в практическую деятельность профессиональной подготовки спортсменов.
148-154 38
Аннотация
Анализ экзистенциальной исполненности личности, страдающей ограничительным типом нарушения пищевого поведения. Исследование, основанное на методах современного экзистенциального анализа и логотерапии, выявило различное соотношения характеристик шкалы экзистенции у лиц, страдающих разными типами нарушения пищевого поведения. Подтверждено, что лица с ограничительным типом нарушения пищевого поведения имеют наименьший показатель самодистанцирования, что свидетельствует о сужении пространства внутренней свободы. Практические рекомендации по психотерапевтической работе с лицами, страдающими ограничительным типом нарушения пищевого поведения.

МОЛОДЫЕ ИМЕНА

155-159 12
Аннотация
Проблема самооценки в системе акмеологического подхода. Созидательная среда как стадия формирования кадрами управления акмеформы рассматривается с позиций деятельности основных субъектов, участвующих в построении функционально новой среды.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)