Preview

Акмеология

Расширенный поиск

ЭФФЕКТЫ МЕЖВИДОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ «ЧЕЛОВЕК - ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ»: ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Полный текст:

Аннотация

В предлагаемой статье актуализируются исследования этологических и психологических аспектов межвидового взаимодействия «человек - домашнее животное». Показано, что это направление не только перспективно в теоретическом и прикладном аспектах, но также практически значимо и востребовано в самых разных сферах индивидуальной социальной активности и жизнедеятельности человека, а также социальных групп. Обозначены перспективные сферы исследования феноменов и/или эффектов указанного взаимодействия, проявляющихся в частности: в развитии семейных и детско-родительских отношений; в асоциальном развитии личности под воздействием различных факторов (социальных и индивидуально-личностных); в различных направлениях развития средств массовой информации (социальная реклама на телевидении и в печати), в художественной литературе и кино; в общественно значимом (как в позитивном, так и в негативном плане) общении в социальных сетях (коммуникация посредством обмена видеороликами и другой информацией). Показано, что эта проблематика важна для исследований в сфере образования и воспитания человека, где как непосредственный, так и косвенный контакт обучающегося с природными объектами способствует развитию разных сфер его личности (когнитивной, коммуникативной, эстетической, нравственной, эмоциональной, волевой).

Об авторах

Александр Валерьевич Гагарин
Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия


Сергей Олегович Новиков
Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. примеров гнусной рекламы с собаками или наша петиция ко всем креативным маркетологам. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dogtales.ru/?p=9420 (дата обращения 22.11.2015).

2. Аграновский Д. Догхантеры и общество: всё на благо человека. [Электронный ресурс]. URL: http:// rapsinews.ru/incident_publication/20130130/266245286.html (дата обращения 22.11.2015).

3. Базаркина И. Н., Донцов Д. А., Донцова М. В., Сокуренко М. Б. Социально-психологические эффекты общения, влияние их на взаимодействие и применение их в обучении. [Электронный ресурс]. URL: http://novainfo.ru/archive/16/ effekt-obshcheniya (дата обращения 23.11.2015).

4. Криволапчук Н. Д. Прикладная психология домашней собаки. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://samlib.ru/g/ gorbunkow_s_s/acad_sequestered.shtml (дата обращения 20.11.2015).

5. Лоренц К. Человек находит друга. М.: РИМИС, 2013. 496 с.

6. Маслова Н. В. Компенсаторные психические комплексы. [Электронный ресурс]. URL: http://econet.ru/ articles/66074-kompensatornye-psihicheskie-kompleksy (дата обращения 20.11.2015).

7. Мешкова Н. Собаки и городской транспорт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nkj.ru/archive/ articles/4330/ (дата обращения 22.11.2015).

8. Никольская А. В. Экопсихологическая модель межвидового взаимодействия человека с домашними животными. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/ file/685570/ (дата обращения 09.03.2015).

9. Панов В. И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 13-28.

10. Собака в рекламе. [Электронный ресурс]. URL: http://dogbook.ru/dogs/sobaka-v-reklame (дата обращения 22.11.2015).

11. Социальная реклама. [Электронный ресурс]. URL: http://www.markint.ru/socialnaya-reklama/ (дата обращения 23.11.2015).

12. Тард Г. Законы подражания. М.: Академический проект, 2011. 304 с.

13. Шукова Г. В. Социально-психологические аспекты межвидового взаимодействия человека и домашних животных // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1(13). С. 83-86.

14. Шукова Г. В. Межвидовое взаимодействие человека: итоги и перспективы исследования // Ученые записки ЗабГУ. 2013. № 5(52). С. 103-110.

15. Шукова Г. В., Григорьева М. И. Некоторые психологические особенности человека как субъекта межвидового взаимодействия // Учёные записки ЗабГУ. 2014. № 5 (58). С. 99-109.

16. Эффекты социально-психологические // Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 c. [Электронный ресурс]. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/894/word/yefekty-socialnopsihologicheskie (дата обращения 23.11.2015).

17. primerov gnusnoj reklamy s sobakami ili nasha peticija ko vsem kreativnym marketologam [10 examples of nefarious advertising dogs or our petition to all creative marketers]. Available at: http://www.dogtales.ru/?p=9420 (accessed 22 November 2015).

18. Agranovskij D. Doghantery i obshhestvo: vse na blago cheloveka [Doghantery and society: all for the benefit of man.]. Available at: http://rapsinews.ru/incident_ publication/20130130/266245286.html (accessed 22 November 2015).

19. Bazarkina I. N., Doncov D. A., Doncova M. V., Sokurenko M. B. Socialno-psihologicheskie jeffekty obshhenija, vlijanie ih na vzaimodejstvie i primenenie ih v obuchenii [Sociopsychological effects of communication, the impact of their interactions and their application in teaching]. Available at: http://novainfo.ru/archive/16/effekt-obshcheniya (accessed 22 November 2015).

20. Krivolapchuk N. D. Prikladnaja psihologija domashnej sobaki. Uchebnoe posobie. [Applied psychology of the domestic dog. Tutorial]. Rostov-na-Donu: «Feniks», 2008. Available at: http://samlib.ru/g/gorbunkow_s_s/acad_sequestered.shtml (accessed 22 November 2015)

21. Lorenc K. Chelovek nahodit druga [Man finds a friend]. Moscow, RIMIS, 2013. 496 p.

22. Maslova N. V. Kompensatornye psihicheskie kompleksy [Compensatory mental complexes]. Available at: http://econet. ru/articles/66074-kompensatornye-psihicheskie-kompleksy (accessed 22 November 2015)

23. Meshkova N. Sobaki i gorodskoj transport [Dogs and urban transport]. Available at: http://www.nkj.ru/archive/ articles/4330/ (accessed 22 November 2015).

24. Nikolskaja A. V. Jekopsihologicheskaja model mezhvidovogo vzaimodejstvija cheloveka s domashnimi zhivotnymi [Ecopsychological model of interspecifi c interaction of a person with pets. Available at: http://www.twirpx.com/ file/685570/ (accessed 22 November 2015).

25. Panov V. I. Jekopsihologicheskie vzaimodejstvija: vidy i tipologija [Ecopsychological interaction: types and typology]. Socialnaja psihologija i obshhestvo [Social Psychology and the society], 2013, no. 3, p. 13-28.

26. Sobaka v reklame [The dog in advertisements]. Available at: http://dogbook.ru/dogs/sobaka-v-reklame (accessed 22 November 2015).

27. Socialnaja reklama [Social advertising]. Available at: http://www.markint.ru/socialnaya-reklama/ (accessed 22 November 2015).

28. Tard G. Zakony podrazhanija [Laws of imitation]. Moscow, Akademicheskij proekt, 2011, 304 p.

29. Shukova G. V. Socialno-psihologicheskie aspekty mezhvidovogo vzaimodejstvija cheloveka i domashnih zhivotnyh [Socio-psychological aspects of interspecific interaction between humans and domestic animals]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija. [Acmeology of education. Development psychology.], 2015, T. 4, no. 1(13), pp. 83-86.

30. Shukova G. V. Mezhvidovoe vzaimodejstvie cheloveka: itogi i perspektivy issledovanija [Interspecies interaction: results and prospects of research]. Uchenye zapiski ZabGU [Scientists note ZabGU], 2013, no. 5(52), pp. 103-110.

31. Shukova G. V., Grigor’eva M. I. Nekotorye psihologicheskie osobennosti cheloveka kak subjekta mezhvidovogo vzaimodejstvija [Some psychological characteristics of the person as a subject of interspecific interactions]. Uchenye zapiski ZabGU [Scientists note ZabGU], 2014, no. 5(58), pp. 99-109.

32. Jeffekty social’no-psihologicheskie [Sociopsychological effects]. Kondrat’ev M. Ju., Ilyin V. A. Azbuka socialnogo psihologa-praktika. [Abc social psychologist-practice]. Moscow, PER SJe, 2007. 464 p. Available at: http://vocabulary.ru/dictionary/894/word/yefekty-socialnopsihologicheskie (accessed 23 November 2015).

33. Collis G. M., McNicholas J., Morley I. E. Can pet-person «attachment» explain the beneficial effects of owning pets? Int. Congress on Applied Ethology. Berlin, 1993.

34. Ecological Anthropology. Available at: https://www. facebook.com/ecoanthropology/ (accessed 22 November 2015).


Для цитирования:


Гагарин А.В., Новиков С.О. ЭФФЕКТЫ МЕЖВИДОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ «ЧЕЛОВЕК - ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ»: ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. Акмеология. 2016;(1):176-185.

For citation:


Gagarin A.V., Novikov S.O. EFFECTS OF THE INTERSPECIFIC INTERACTIONS IN THE GROUP «HUMAN - PET»: IN ASPECTS OF BEHAVIORISM AND PSYCHOLOGY. Acmeology. 2016;(1):176-185. (In Russ.)

Просмотров: 35


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)