Preview

Акмеология

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полный текст:

Аннотация

В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психолого-акмеологический анализ и изучение системы оценивания учебной деятельности студентов в высшей школе. Автором теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что для всей системы обучения в высшей школе важна и необходима объективная, справедливая и достоверная система оценивания учебной деятельности студентов. В ходе теоретического анализа определены позитивные и негативные аспекты следующих систем оценки учебно-профессиональной деятельности студентов вузов: традиционной, балльно-рейтинговой, смешанной и попустительской. Эмпирическое изучение системы оценивания учебной деятельности проводилось на преподавательской и студенческой выборке в российских государственных и негосударственных вузах (Москва, Воронеж, Астрахань и др.). Использованы методы наблюдения, анкетирования, самоописания, опросы, интервью с выборкой пилотажного исследования, проективные методики «Идеальный преподаватель современной высшей школы», «Идеальный современный студент» и др. Выявлены отдельные условия и факторы, позитивно и негативно влияющие на систему оценивания учебной деятельности студентов, что влечёт за собой изменения во всей системе взаимодействия и взаимоотношений в вузе по всем линиям вузовских связей: «преподаватель - преподаватель», «преподаватель - работник вуза», «преподаватель - студент», «студент - студент». Рассмотренные результаты исследования важны как для развития психодидактики высшей школы, так и для построения внутривузовской и межвузовской системы взаимодействия и взаимоотношений.

Об авторе

Ольга Валентиновна Москаленко
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия


Список литературы

1. Гагарин А. В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 31-37.

2. Гагарин А. В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмеология. 2013. № 3. С. 54-59.

3. Гагарин А. В. Профессиональная подготовка конкурентоспособного преподавателя высшей школы: проблемы и перспективные направления // Акмеология. 2012. № 4(44). С. 46-49.

4. Деркач А. А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Акмеология. 2014.№ 1. С. 6-15.

5. Москаленко О. В. Профессиональное самосознание как генеральная категория личностно-профессионального развития специалиста // Акмеология. 2012. №.2. С. 109-112.

6. Москаленко О. В. Саморазвитие и самореализация современного будущего профессионала в ценностно-смысловом контексте социума / Смысл и ценности. Актуальные исследования и перспективы в испанском и российском гуманитарном образовании. Сб. науч. ст. Международного семинара / Под общ. ред. Е. В. Федосеенко. СПб.: Изд-во «НИЦ АРТ». 2014. С. 23-34.

7. Москаленко О. В. Профессиональное самосознание и карьерная стратегия - два генеральных вектора личностно-профессионального развития человека в социуме // Евразийский союз учёных. 2014. № 4 (ч. 12). Мат-лы IV Междунар. научно-практической конференции «Современные концепции научных исследований» (Москва, 25 июля 2014). С. 114-116.

8. Москаленко О. В. Содержательные и сущностные характеристики особенностей профессионального самоопределения студенческой молодёжи / О. В. Москаленко, Ю. А. Сторожева. М.: МААН, 2013. 86 с.

9. Москаленко О. В. Сущность карьерного развития студентов в процессе получения высшего образования и возможности психологического сопровождения данного процесса / О. В. Москаленко, О. Б. Храмова. М.: МААН, 2013. 95с.

10. Москаленко О. В. Зависимость формирования структуры и социально-психологических характеристик профессиональной компетентности будущих социальных работников от социума. /О.В. Москаленко, И. В. Лаврентьева. М.: МААН. 2013. 98 с.

11. Москаленко О. В. Роль новых коммуникативно-информационных технологий в деятельности преподавателя вуза // Акмеология. № 1-2 (специальный выпуск). 2014 (Материалы IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 1-15 июня 2014 г.). С. 163-164.

12. Москаленко О. В. Потенциал презентаций в преподавании учебных дисциплин в высшей школе: плюсы и минусы // Акмеология, 2015. № 1. С. 34-38.

13. Москаленко О. В. Проблема планирования карьеры студентов в предметном поле акмеологии //Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 24-27.

14. Москаленко О. В. Акмеология карьеры личности / О.В. Москаленко. Германия: Palmarium Academic Publishing, 2012. 563 с.

15. Москаленко О. В. Роль знаний в построении карьеры человека. //Акмеология. № 3-4(спец. вып). 2014 (Мат-лы XXII Международ. акмеологич. чтен. аспирантов, магистрантов и молодых учёных, М. - СПб, 1-15 декабря 2014 г.). С. 65-66.

16. Москаленко О. В. Акмеологические ресурсы управления развитием муниципальной образовательной системы / Иванова Н.А., Москаленко О. В. // Акмеология. № 2(34). 2010. С. 74-78.

17. Москаленко О. В. Модель акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях дополнительного профессионального образования специалистов / Коняхина И. Б., Москаленко О. В. // Акмеология. № 3 (35). 2010. С. 44-46.

18. Москаленко О. В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодёжи с процессами её самоактуализации, самоопределения и самоэффективности / Москаленко О. В., Миронова Г. В. // Мир психологии. 2011. № 1. С. 193-200.

19. Москаленко О. В. Развитие профессионального самосознания государственных служащих. М.: РАГС, 2004. 226 с.

20. Москаленко О. В. Личностно-профессиональное развитие современного человека // Мир психологии. 2004. № 4. С. 168-170.

21. Gagarin A. V. Dejatel’nost’ lichnosti v informacionno-obrazovatel’noj srede: teoretiko-metodologicheskie aspekty. [The activity of a personality in the informative and educational environment: theoretical and methodological aspects]. Akmeologija. [Acmeology]. 2012, no. 3 (43), pp. 31-37.

22. Gagarin A. V. Obrazovatel’najarefl eksija v professional’noj podgotovke bakalavrov psihologii [The educational refl ection in the professional training of barchelors in the psychology]. Akmeologija. [Acmeology]. 2013, no. 3, pp. 54-59

23. Gagarin A. V. Professional’naja podgotovka konkurentosposobnogo prepodavatelja vysshej shkoly: problemyiperspektivnyenapravlenija [The professional preparation of competitive teacher of the high school: the problems and the perspective directions]. Akmeologija. [Acmeology].2012, no. 4(44), pp. 46-49.

24. Derkach A. A. Metodologicheskie i prikladnye problem obuchenija studentov-psihologov [Methodological and applied problems of training of students - psachologists]. Akmeologija. [Acmeology]. 2014. no. 1, pp. 6-15.

25. Moskalenko O. V. Professional’noe samosoznanie kak general’naja kategorija lichnostno-professional’nogo razvitija specialista. [The professional identity as a general category of personal and professional development of a specialist]. Akmeologija. [Acmeology]. 2012, no.2, pp.109-112.

26. Moskalenko O. V. Self-development and self-realization of a modern future professional in the axiological context of society. A meaning and value. Actual research and perspectives in Spanish and Russian humanitarian education. Pod obshh. red. E. V. Fedoseenko. St. Petersburg: Izd-vo «NIC ART». 2014. 352p., pp. 23-34.

27. Moskalenko O. V. Professional’noe samosoznanie i kar’ernaja strategija - dva general’nyh vektora lichnostno-professional’nogo razvitija cheloveka v sociume.[The professional identity and career strategy - two general vectors of the personal and professional development of a person in society]. Evrazijskij sojuz uchenyh. № 4, 2014, (ch. 12). Mat-ly IV Mezhdunar. nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennyekoncepciinauchnyhissledovanij» (Moskva, Moscow25 ijulja 2014),. pp.114-116.

28. Moskalenko O. V. Soderzhatel’nye i sushhnostnye harakteristiki osobennostej professional’nogo samoopredelenija studencheskoj molodezhi. -[The substantial and essential charachteristics of the peculiarities of the professional self-development of student youth]. O. V. Moskalenko, Ju.A. Storozheva. Moscow, MAAN. 2013. 86 р.

29. Moskalenko O. V. Sushhnost’ kar’ernogo razvitija studentov v processe poluchenija vysshego obrazovanija i vozmozhnosti psihologicheskogo soprovozhdenija dannogo processa. [The essence of the career development of students in the process of obtaining higher education and possibilities of psychological support of the process].O.V. Moskalenko, O. B. Hramova. Moscow.: MAAN, 2013. 95 р.

30. Moskalenko O. V. Zavisimost’ formirovanija struktury i social’no-psihologicheskih harakteristik professional’noj kompetentnosti budushhih social’nyh rabotnikovot sociuma.[The dependence of the structure formation and the social and psychological characteristics of professional competence of future social workers of society.] O. V. Moskalenko, I. V. Lavrent’eva. Moscow.: MAAN. 2013. 98 р.

31. Moskalenko O. V. Rol’ novyh kommunikativno-informacionnyh tehnologij v dejatel’nosti prepodavatelja vuza. [The role of the new communicative and informative technologies in the activity of university teachers.]. Akmeologija. [Acmeology]. 2014, no. 1-2 (special’nyj vypusk). (Materialy IX Mezhdunarodnojnauchnoj konferencii «Akmeologija: lichnostnoe i professional’noe razvitie cheloveka» (Moskva, 1-15 ijunja 2014.). Рр. 163-164.

32. Moskalenko O. V. Potencial prezentacij v prepodavanii uchebnyh disciplin v vysshej shkole: pljusy i minusy. [The potential of presentations in teaching in the high school: advantages and disadvantages]. Akmeologija, [Acmeology]. 2015, no. 1. Рр. 34-38.

33. Moskalenko O. V. Problema planirovanija kar’ery studentov v predmetnom pole akmeologii. [The problem of career planning of students in the subject field of acmeology.] Akmeologija. [Acmeology] 2012. no. 4 (44). Рр. 24-27.

34. Moskalenko O. V. Akmeologija kar’ery lichnosti. [The acmeology of the personality career.] O. V. Moskalenko. Germanija: Palmarium Academic Publishing, 2012. 563 р.

35. Moskalenko O. V. Rol’ znanij v postroenii kar’ery cheloveka. O. V. Moskalenko. [The role of the knowledge in building a career of a man.] Akmeologija. [Acmeology]. 2014. № 3-4(spec. vyp). (Mat-ly XXII Mezhdunarod. akmeologich. chten. aspirantov, magistrantov i molodyh uchjonyh, M. - SPb, 1-15 dekabrja 2014). S. 65-66.

36. Moskalenko O. V. Akmeologicheskie resursy upravlenija razvitiem municipal’noj obrazovatel’noj sistemy /Ivanova N.A., Moskalenko O. V. - [The acmeological sources in the management of the development of municipal educational system.] Akmeologija. [Acmeology]. 2010, no. 2 (34). Рр. 74-78.

37. Moskalenko O. V. Model’ akmeologicheskogo proekta professional’noj samorealizacii v uslovijah dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovanija specialistov. [The model of acmeological project of the professional self - realization in conditions of additional vocational education of specialists.] / Konjahina I. B., Moskalenko O. V. Akmeologija. [Acmeology] № 3 (35). 2010. Рр. 44-46.

38. Moskalenko O. V. Vzaimosvjaz’ professional’noj samorealizacii molodezhi s processamiee samoaktualizacii, samoopredelenija i samojeffektivnosti. [The interrelation between the professional self-realization of youth with the processes of self-actualization, self-determination and self-effectiveness] /Moskalenko O.V., Mironova G. V. Mir psihologii. [The world of psychology]. 2011, no. 1. Рр. 193-200.

39. Moskalenko O. V. Razvitie professional’nogo samosoznanija gosudarstvennyh sluzhashhih. [The development of professional consciousness of civil servants.] Moscow: RAGS. 2004. 226 р.

40. Moskalenko O. V. Lichnostno-professional’noe razvitie sovremennogo cheloveka. [The personal-professional development of modern man]. Mir psihologii. [The peace of psychology]. 2004. № 4. Рр. 168-170.


Для цитирования:


Москаленко О.В. ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Акмеология. 2016;(1):165-170.

For citation:


Moskalenko O.V. PSYCHO-ACMEOLOGICAL PECULARITIES OF THE CLASS ACTIVITY ASSESSMENT SYSTEM. Acmeology. 2016;(1):165-170. (In Russ.)

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)