Preview

Акмеология

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Полный текст:

Аннотация

В статье отражены результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений у младших школьников с нарушением слуха. Автором теоретически обосновано и эмпирически подтверждено, что проблема межличностных отношений младших школьников с нарушением слуха рассматривается через призму особенностей личности слабослышащих детей и их отношения к одноклассникам, близким людям, учителю. Эмпирическое исследование проводилось на выборке слабослышащих детей 9-10 лет с двусторонней нейросенсорной тугоухостью первой и второй степени, кохлеарной имплантацией в ГОУ «Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья». Использованы методы: детский вариант личностного опросника Р. Кетелла, методики Рене Жиля, социометрической методики Дж. Морено, методики «Психологический климат классного коллектива» (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриев), методики на определение общительности ребёнка (Н. Преображенская). Выявлены качества личности слабослышащих младших школьников, которые влияют на характер межличностных отношений и нуждаются в коррекции, а именно низкая уверенность в себе, социальная адекватность поведения, малая общительность.

Об авторе

Наталья Александровна Пешкова
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия


Список литературы

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 416 с.

2. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М., 2004. 304 с.

3. Вийтар Э. А. Особенности понимания дружеских отношений у слабослышащих школьников // Исследование личности детей с нарушениями слуха. М., 1985. С 5-11.

4. Згиборз А. В. Результаты исследования взаимоотношений девушек-подростков в закрытом учебном заведении // Акмеология. 2015. № 3 (55). С. 80-81.

5. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. М.: Просвещение, 1977. 200 с.

6. Исаев Е. И., Галушкин П. А. Психологические типы самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья // Акмеология. 2015. № 2 (54). С. 84-88.

7. Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 191 с.

8. Abramenkova V. V. Social’naja psihologija detstva: razvitie otnoshenij rebjonka v detskoj subkul’ture [Social psychology of childhood: the development of relations of the child in the children’s subculture]. M.: Moskovskij psihologo-social’nyj institut. Voronezh: NPO «MODJeK» [Moscow: Moskovskij psihologo-social Institute. - Voronezh: NGO «MODEK»], 2000. 416 p.

9. Boskis R. M. Gluhie i slaboslyshashhie deti [Deaf and hearing-impaired children]. M. [Moscow], 2004. 304 p.

10. Vijtar Je.A. Osobennosti ponimanija druzheskih otnoshenij u slaboslyshashhih shkol’nikov [A particular understanding of friendly relations among hearing impaired school children]. Issledovanie lichnosti detej s narushenijami sluha [Study of the personality of children with hearing impairments]. [Moscow], 1985. Pp. 5-11.

11. Zgiborz A. V. Rezul’taty issledovanija vzaimootnoshenij devushek-podrostkov v zakrytom uchebnom zavedenii [Research results of the relationships of adolescents in the boarding school]. Akmeologija [Akmeology]. 2015. No. 3(55). Pp. 80-81.

12. Zykov S. A. Metodika obuchenija gluhih detej jazyku [Methods of teaching deaf children language]. M.: Prosveshhenie [Moscow.: Education], 1977. 200 р.

13. Isaev E. I. Psihologicheskie tipy samorealizacii lichnosti s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov’ja [Psychological types of self-realization of personality with disabilities]. Isaev E. I., Galushkin P. A. Akmeologija [Akmeology]. 2015, no. 2(54). Pp. 84-88.

14. Rau F. F. Metodika obuchenija proiznosheniju v shkole gluhih: Posobie dlja uchitelej [Methods of teaching pronunciation at school for the deaf: a Handbook for teachers] / Rau F. F., Slezina N. F. M.: Prosveshhenie [Moscow. Education], 1981. 191 p.


Для цитирования:


Пешкова Н.А. РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Акмеология. 2016;(1):155-158.

For citation:


Peshkova N.A. DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS AMONG HEARINGIMPAIRED JUNIOR SCHOOLCHILDREN. Acmeology. 2016;(1):155-158. (In Russ.)

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)