Preview

Акмеология

Расширенный поиск

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проектированию модели временной компетентности у будущих педагогов как феномену личностно-профессионального развития и саморегуляции. Цель проектирования модели - обосновать представления о сущностных характеристиках временной компетентности, описать структурные компоненты, условия формирования, уровни освоения и критерии оценки у студентов педвуза. С позиции акмеологического подхода модель рассматривается как основание для организации комплекса мер по обеспечению психологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-педагогов. Подробно рассматриваются структурно-содержательные компоненты временной компетентности: ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий и рефлексивно-оценочный; описаны критерии оценивания уровней сформированности временной компетентности студентов-педагогов. Приводятся результаты апробирования модели в экспериментальном исследовании, дано краткое описание использованных психологических средств оптимизации временных компетенций в ходе проведения специализированных тренингов, индивидуального консультирования, просвещения.

Об авторе

Дарья Михайловна Мельникова
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Россия


Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл. ИЦ «Академия», 2002. 367 с.

3. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. 352 с.

4. Гагарин А. В. Профессиональная подготовка конкурентоспособного преподавателя высшей школы: проблемы и перспективные направления // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 46-49.

5. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 1999. 392 с.

6. Деркач А. А. В помощь исследователю-акмеологу: о логике акмеологического исследования // Акмеология. 2013. № 4. С. 11-24.

7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

8. Климов Е. А. Психология профессионала. М.: Воронеж, 1996. 400 с.

9. Марасанов Г. И. «АКМЕ» как процесс: интерпретация понятия в русле философско-психологической концепции С. Л. Рубинштейна и идей К. А. Абульхановой-Славской // Акмеология. 2010. № 1(33). С. 10-20.

10. Марасанов Г. И. Проблема совершенствования профессионализма субъектов психологической работы и пути её преодоления // Акмеология. 2010. № 4 (36). С. 37-46.

11. Мельникова Д. М. Понятие временная компетентность как предмет гуманитарного познания // Международный научный журнал «Мир науки, культуры и образования». № 4 (47) август 2014. С. 191-193.

12. Москаленко О. В. Проблема планирования карьеры студентов в предметном поле акмеологии // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 26-29.

13. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: монография. Волгоград: ВГПУ. 2005. 180 с.

14. Соловьёва Н. В., Богатырёв А. Н. Акмеологическая среда как синергетическая система // Акмеология. 2011. № 3 (39). С. 84-93.

15. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

16. Abul’hanova-Slavskaja K. A. Strategija zhizni [Strategy of life] Moscow, Mysl, 1991. 299 p.

17. Asmolov A. G. Psihologija lichnosti: principy obshhepsihologicheskogo analiza [Psychology of Personality: Principles of general psychological analysis]. Moscow, Smysl. IC «Akademija», 2002. 367 p.

18. Bondarevskaja E. V. Teorija i praktika lichnostno orientirovannogo obrazovanija [Theory and practice of personality-oriented education] Rostov, Izd-vo Rostovskogo ped. un-ta. 2000. 352 p.

19. Gagarin A. V. Professional’naja podgotovka konkurentosposobnogo prepodavatelja vysshej shkoly: problemy i perspektivnye napravlenija[Training of competitive high school teacher: problems and future directions]. Akmeologija [Akmeology]. 2012, no. 4 (44), pp. 46-49.

20. Derkach A. A. Metodologo-prikladnye osnovy akmeologicheskih issledovanij [Methodological and applied of akmeological research]. Moscow: RAGS, 1999. 392 p.

21. Derkach A. A. V pomoshh’ issledovatelju-akmeologu: o logike akmeologicheskogo issledovanija [To help the akmeologist: the study of the akmeological logic].Akmeologija [Akmeology]. 2013. no.4, pp.11-24.

22. Zimnjaja I. A. Kljuchevye kompetencii - novaja paradigma rezul’tata obrazovanija [Key competencies - the result of a new paradigm of education]. Vysshee obrazovanie segodnja [High education today]. 2003, no. 5, pp. 34-42.

23. Klimov E. A. Psihologija professional [Psychology of professional]. Moscow - Voronezh, 1996. 400 p.

24. Marasanov G. I. «AKME» kak process: interpretacija ponjatija v rusle fi losofsko-psihologicheskoj koncepcii S. L. Rubinshtejna i idej K. A. Abul’hanovoj-Slavskoj [«ACME» as a process: the interpretation of the concept in line with the philosophical and psychological concept S. L. Rubinstein and ideas of K.A Abulkhanova-Slavska]. Akmeologija [Akmeology]. 2010, no.1(33), pp.10-20.

25. Marasanov G. I. Problema sovershenstvovanija professionalizma subektov psihologicheskoj raboty i puti ee preodolenija [The problem of improving the professionalism of subjects of psychological work and ways to overcome it]. Akmeologija [Akmeology]. 2010, no.4 (36), pp.37-46.

26. Mel’nikova D. M. Ponjatie vremennaja kompetentnost’ kak predmet gumanitarnogo poznanija [The concept of time competence as an object of humanitarian knowledge] // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Mir nauki, kul’tury i obrazovanija» [The world of science, culture and education] 2014, no.4 (47) avgust, pp.191-193.

27. Moskalenko O. V. Problema planirovanija kar’ery studentov v predmetnom pole akmeologii [The problem of career planning of students in the subject fi eld acmeology]. Akmeologija [Akmeology]. 2012, no.4 (44), pp.26-29.

28. Serikov V. V. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie: poisk novoj paradigmy [Personality-oriented education: the search for a new paradigm]. Monografija. Volgograd: VGPU. 2005. 180 p.

29. Solov’eva N.V., Bogatyrev A. N. Akmeologicheskaja sreda kak sinergeticheskaja sistema [Akmeological environment as a synergetic system]. Akmeologija [Akmeology]. 2011, no.3 (39), pp.84-93.

30. Hutorskoj A. V. Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy [Key competences as a component of personality-oriented paradigm]. Narodnoe obrazovanie [Popular education]. 2003. no. 2, pp.58-64.


Для цитирования:


Мельникова Д.М. АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ. Акмеология. 2016;(1):108-113.

For citation:


Melnikova D.M. ACMEOLOGICAL MODEL OF DEVELOPMENT OF TIME COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS. Acmeology. 2016;(1):108-113. (In Russ.)

Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)