Preview

Акмеология

Расширенный поиск

СООТНОШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КРЕАТИВНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНТЕЛЛЕКТА

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается соотношение интеллектуальных способностей и креативности. Обосновывается предположение о том, что креативность не является самостоятельной способностью, а входит в структуру интеллекта. Рассматриваются связи отдельных интеллектуальных способностей: вербальное понимание, долговременная семантическая память, математические способности, пространственная организация - с показателями вербальной и невербальной креативности. Полученные данные анализируются с позиции ресурсного подхода. Проверка теоретических предположений была проведена на выборке подростков в возрасте от 14 до 16 лет (n=115). Были использованы методики: тест интеллекта «TSI» Р. Амтхауэра, тест вербальной креативности «Необычное использование предмета» Д. Гилфорда, тест невербальной креативности «Завершение картинок» П. Торренса. Результаты исследования свидетельствуют, что понятийные способности связаны с креативностью, в первую очередь с невербальной креативностью. Обосновывается предположение о том, что в основе креативности лежат понятийные способности, в частности концептуальные интеллектуальные способности - продуцирование новых связей, интерпретаций, ментальных содержаний.

Об авторе

Светлана Владимировна Дружинина
Государственный академический университет гуманитарных наук
Россия


Список литературы

1. Аверина И. С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». М.: Соборь, 1996. 60 с.

2. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. // Вопросы психологии. 1995. № 1. C. 111-131.

3. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарёва. М., 1983. С. 182-195.

4. Волкова Е. В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 4. С. 83-94.

5. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. 525 c.

6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей СПб.: Питер Ком, 1999. 359 с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. 478 c.

8. Матюшкин A. M. (ред.) Фигурная форма А теста творческого мышления Э. Торранса, адаптированного сотрудниками Общесоюзного центра «Творческая одарённость» НИИ ОПП АПН СССР. М.: Изд-во НИИ ОПП АПН СССР, 1990. 186 с.

9. Намазов В. Н., Жмыриков А. Н. Психолого-педагогические методы исследования индивидуально-личностных особенностей. М., 1988. 81 с.

10. Пономарёв Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304 c.

11. Стенберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. № 2. С. 144-161.

12. Трифонова А. В. Соотношение понятийных, креативных когнитивных способностей и реальных интеллектуальных достижений в структуре индивидуального интеллектуального ресурса // Акмеология, 2015. № 3. С. 161-163.

13. Трифонова А. В. Понятийные способности как основа индивидуального интеллектуального ресурса. Дис. … канд. психол. наук. М., 2015. 146 с.

14. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 c.

15. Холодная М. А. Психология понятий ного мышления: От концептуальных структур к понятий ным способностям. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 288 с.

16. Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды: дис. … д-ра психол. наук. М., 2014. 540 с.

17. Averina I. S. Shheblanova E. I. Verbalnyj test tvorcheskogo myshlenija «Neobychnoe ispolzovanie» [Verbal test of creative thinking «Alternative Uses Task»]. Moscow.: Sobor, 1996. 60 p.

18. Ajzenk G. Intellekt: novyj vzgljad [Intelligence: A New Look]. Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 1995. No 1, pp. 111-131.

19. Bogojavlenskaja D. B. Intellektualnaja aktivnost kak psihologicheskij aspekt izuchenija tvorchestva [Intellectual activity as the psychological aspect of the study of creativity]. Issledovanie problem psihologii tvorchestva [The study of the psychology of creativity].Pod red. Ja. A. Ponomareva. Moscow, 1983. pp. 182-195.

20. Volkova E. V. Intellekt, kreativnost i produktivnost osvoenija professionalnoj dejatelnosti [Intelligence, creativity and efficiency of professional activity mastering]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal]. 2011. V. 32. No 4, pp. 83-94.

21. Gilford Dzh. Tri storony intellekta: Psihologija myshlenija [Three sides of intelligence: cognitive psychology]. Moscow: Progress, 1965. 525 p.

22. Druzhinin V. N. Psihologija obshhih sposobnostej [Psychology of general abilities]. St. Petersburg.: Piter Kom, 1999. 359 p.

23. Maslou A. Motivacija i lichnost [Motivation and Personality]. St. Petersburg: Piter, 2003. 478 p.

24. Matjushkin A. M. (red.) Figurnaja forma A testa tvorcheskogo myshlenija Je. Torransa, adaptirovannogo sotrudnikami Obshhesojuznogo centra «Tvorcheskaja odarennost’» NII OPP APN SSSR [Figural form A оf the Torrance test of creative thinking]. Moscow: Izd-vo NII OPP APN SSSR, 1990. 186 p.

25. Namazov V. N., Zhmyrikov A. N. Psihologo-pedagogicheskie metody issledovanija individualno-lichnostnyh osobennostej [Psycho-pedagogical research methods of personality characteristics]. Moscow, 1988. 81 p.

26. Ponomarev Ja. A. Psihologija tvorchestva [Psychology of creativity]. Moscow: Nauka, 1976. 304 s.

27. Stenberg R., Grigorenko E. Investicionnaja teorija kreativnosti [The investment theory of creativity]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal]. 1998. No 2., pp. 144-161.

28. Trifonova A. V. Sootnoshenie ponjatijnyh, kreativnyh kognitivnyh sposobnostej i realnyh intellektualnyh dostizhenij v strukture individualnogo intellektualnogo resursa [Relations between conceptual, creative cognitive abilities and real intellectual achievements in the structure of individual intellectual resources]. Akmeologija [Acmeology]. 2015. No 3. pp. 161-163.

29. Trifonova A. V. Ponjatijnye sposobnosti kak osnova individualnogo intellektualnogo resursa. Dis. … kаnd. psihol. nauk [Conceptual abilities as the basis of individual intellectual resources. Cand psych. sci. diss]. oscow, 2015. 146 p.

30. Holodnaja M. A. Psihologija intellekta. Paradoksy issledovanija [Psychology of intelligence. Paradoxes research]. St. Petersburg.: Piter, 2002. 272 p.

31. Holodnaja M. A. Psihologija ponjatijnogo myshlenija: Ot konceptual’nyh struktur k ponjatijnym sposobnostjam [Psychology of conceptual thinking: From conceptual structures to the conceptual abilities]. Moscow: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2012. 288 p.

32. Hazova S. A. Mentalnye resursy subekta v raznye vozrastnye periody. Dis. … dokt. psihol. nauk [Mental resources of the subject at different ages. Dr. psych. sci. diss]. Moskva, 2014. 540 p.

33. Kim, K. H. Meta-analyses of the relationship of creative achievement to both IQ and divergent thinking test scores. Journal of Creative Behavior. V. 42. 2008, no 2, pp. 106-130.

34. Silvia P. J. Creativity and Intelligence Revisited: A Latent Variable Analysis of Wallach and Kogan (1965).Creativity Research Journal. V. 20. 2008. No 1, pp. 34-39.

35. Torrance E. P. Guiding creative talent. Englewood Cliffs. NY: Prentice. Hall, 1962.

36. Wollach M. A., Kogan N. A. A new look at the creativity - intelligence distinction. Jornal of Personality.1965. Pp. 663-679.


Для цитирования:


Дружинина С.В. СООТНОШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КРЕАТИВНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНТЕЛЛЕКТА. Акмеология. 2016;(1):89-93.

For citation:


Druzhinina S.V. CORRELATION OF INTELLECTUAL ABILITIES AND CREATIVITY IN THE STRUCTURE OF INTELLIGENCE. Acmeology. 2016;(1):89-93. (In Russ.)

Просмотров: 45


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)