Preview

Акмеология

Расширенный поиск

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ МИРЕ

Полный текст:

Аннотация

В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психолого-акмеологический анализ активности как становления субъектности в современном информационном мире. Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что высокий уровень становления субъектности соотносится с диалогическим характером активности личности в социальных сетях. В ходе теоретического анализа определены сущностные характеристики активности как становления субъектности в информационном мире. В результате сформированной ранее теоретической модели активности как открытой саморазвивающейся системы становления субъектности отражаются её структурно-функциональные компоненты (содержательно-когнитивный, деятельностно-мотивационный, оценочно-поведенческий, личностно-результативный), акмеологические критерии проявления, а также соответствующая специфика формирования. Эмпирическая проверка указанной модели проведена на студенческой выборке филологического факультета в Российском университете дружбы народов. Использованы методы: а) контент-анализа активности как становления субъектности в социальной сети; б) психодиагностической оценки активности в повседневной реальности; в) сравнительного, факторного анализа. На уровне оценочно-поведенческого компонента выявлены факторы, указывающие на определённый характер активности как становление субъектности личности юношеского возраста в условиях информационного общества, определена факторная структура, содержащая характеристики и показатели её проявления (уклонение от идентификации в сети; внедрение социальной сети в повседневную реальность; диалогические отношения с общностью в социальной сети; катарсис в социальной сети; подстрекательство и сплетни в социальной сети).

Об авторах

Татьяна Сергеевна Пилишвили
Российский университет дружбы народов
Россия


Алёна Юрьевна Минаева
Российский университет дружбы народов
Россия


Список литературы

1. Агапов В. С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2012. № 3(43). С. 26-31.

2. Асеев В. Г. О соотношении субъективного и объективного // Акмеология. 2014. № 1. С. 16-24.

3. Войскунский А. Е. Социальная перцепция в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия «Психология». 2014. № 2. С. 90-104.

4. Гагарин А. В. Экоантропология: аспекты взаимодействия в системе «Человек - Среда - Культура» [Gagarin A. V. Ecological Anthropology: Aspects of Interaction in the System «Human - Environment - Culture»] // Акмеология. 2014. № 1. С. 117-122 (на англ.яз.).

5. Иващенко А. В., Пилишвили Т. С. Стратегии активности личности в современных системах коммуникации // Научно-практический журнал «Акмеология». Специальный выпуск по материалам акмеологических чтений, посвященных 20-летию кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности 21 ноября 2012 г. 2012. № 3. С. 53-58.

6. Леонтьев Д. А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 97-111.

7. Манолова О. Н. Пространство активности субъекта как акмеологический ресурс // Мир психологии. 2009. № 1 (57). С. 56-64.

8. Пилишвили Т. С. Психологические особенности активности личности юношеского возраста. М.: РУДН, 2014. 205 с.

9. Пилишвили Т. С. Специфика реализации активности личности в современном информационном мире // Акмеология. 2014. № S3-4. С. 133-134.

10. Скрипкина Т. П. Система доверительных отношений как условие развития субъектности в онтогенезе // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2. С. 39-49.

11. Agapov V. S. Koncepcija Ja i samorealizacija subekta: problemnoe pole nauchnyh issledovanij [The «I» concept and subject self realization: scientific problem fi eld] // Akmeologija. [Akmeology], 2012. no. 3 (43), pp. 26-31.

12. Aseev V. G. O sootnoshenii subektivnogo i obektivnogo [About the relation of subjective and objective]. Akmeologija. [Akmeology], 2014. no.1, pp. 16-24.

13. Vojskunskij A. E. Social’naja percepcija v social’nyh setjah [Social perception in social networking]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija «Psihologija». [Bulletin of Moscow University, «Psychology» series], 2014, no.2, pp. 90-104.

14. Gagarin A. V. Ecological Anthropology: Aspects of Interaction in the System «Human - Environment - Culture». Akmeologija. [Akmeology], 2014, no.1, pp. 117-122 (in English).

15. Ivashhenko A. V., Pilishvili T. S. Personal activity stratigies in modern communication systems. Nauchnoprakticheskij zhurnal «Akmeologija». Akmeology, Special issue on the akmeological readings dedicated to the 20th anniversary of the Department of Occupational psychology of professional activity, November 21, 2012, pp. 53-58.

16. Leont’ev D.A., Pilipko N. V. Vybor kak dejatel’nost’: lichnostnye determinanty i vozmozhnosti formirovanija [Choice as activity: personal determinants and possibilities of formation]. Voprosy psihologii. [Questions of psychology], 1995, no.1, pp. 97-111.

17. Manolova O. N. Prostranstvo aktivnosti subekta kak akmeologicheskij resurs [Activity subject space as an akmeological resource]. Mir psihologii. [The world of psychology], 2009. no.1 (57), pp. 56-64.

18. Pilishvili T. S. Psihologicheskie osobennosti aktivnosti lichnosti junosheskogo vozrasta [Personal activity psychological features in youthful age]. Moscow: Peoples’ Friendship University of Russia, 2014. 205 p.

19. Pilishvili T. S. Specifika realizacii aktivnosti lichnosti v sovremennom informacionnom mire [The specifics of the personal activity implementation in the modern information world]. Akmeologija. [Akmeology], 2014, no.№ S3-4, pp. 133-134.

20. Skripkina T. P. Sistema doveritel’nyh otnoshenij kak uslovie razvitija subektnosti v ontogeneze [A system of trust as a condition of subjectivity in ontogeny]. Psihologicheskij zhurnal. [Psychological journal], 2013. V. 34, no. 2, pp. 39-49.

21. Alhabash S., Park H., Kononova A., Chiang Y., Wise K. Exploring the motivations of Facebook use in Taiwan. Cyberpsychology, behavior and social networking. 2012. Vol. 15. № 6, pp. 304-311.

22. Boyd D. M., Ellison N. B. Social network sites: definition, history, and scholarship. Journal of Computer-Mediated Communication. 2007, no.13, pp. 210-230.

23. Cha J. Factors affecting the frequency and amount of social networking site use: Motivations, perceptions, and privacy concerns. First Monday. Volume 15, no.12 (6). http:// fi rstmonday.org/ojs/index.php/fm/article/view/2889/2685

24. Ellison N., Steinfield C., Lampe C. The benefi ts of Facebook «friends»: Social capital and college students’ use of online social network sites. Journal of Computer-Mediated Communication. 2007, no.12 (4). Article 1.

25. Lampe C., Ellison N., Steinfield C. A Face(book) in the Crowd: Social Searching vs. Social Browsing. CSCW’06, Banff, Canada. 2006, pp. 167-170.’06, Banff, Canada. 2006, pp. 167-170.


Для цитирования:


Пилишвили Т.С., Минаева А.Ю. АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ МИРЕ. Акмеология. 2016;(1):84-88.

For citation:


Pilishvili T.S., Minaeva A.Y. SOCIAL NETWORKING ACTIVITY OF PERSONALITY AND SUBJECTIVITY FORMATION IN THE INFORMATION WORLD. Acmeology. 2016;(1):84-88. (In Russ.)

Просмотров: 32


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)