Preview

Акмеология

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Полный текст:

Аннотация

Предлагаемое теоретико-эмпирическое исследование нацелено на психолого-акмеологический анализ феномена профессиональной субъектности как качества, принадлежащего субъекту. Теоретически обосновано положение о том, что высокий уровень субъектности, субъектной позиции и субъектной регуляции способствует «переходу» личностно-профессионального развития на уровень саморазвития, формирования личностно-профессиональной позиции специалиста и достижения высокой степени готовности к профессиональной деятельности и непрерывному личностно-профессиональному самосовершенствованию. В рамках теоретического анализа определены сущностные характеристики профессиональной субъектности (активность, свобода выбора, сознательное целеполагание, творчество). По результатам анализа сформирована теоретическая модель профессиональной субъектности (на примере будущих психологов), отражающая её функции (побудительную и регуляторную), структуру (ценностно-смысловой и креативно-дей ственный компоненты), акмеологические критерии и показатели и соответствующую специфику формирования. Эмпирическая проверка указанной модели проведена на студенческой выборке (будущие психологи) в Академии при Президенте Российской Федерации. Использованы методы: а) «измерения» самооценки уровня онтогенетической рефлексии, уровня субъективного контроля, особенностей социальной креативности личности, смысложизненных респондентов; б) диагностического интервью с каждым участником исследования; в) эксплораторного факторного анализа. Выявлены отдельные факторы, указывающие на сформированность профессиональной субъектности, определена уникальная факторная структура, со держащая характеристики и показатели её проявления (рефлексивность, активность, самостоятельное целеполагание, оптимизм), позволяющие говорить о сформированности профессиональной субъектности (высокий уровень); о противоречиях в процессе её формирования, которые приводят к затруднениям в личностно-профессиональном развитии личности (средний уровень); о несформированности структуры профессиональной субъектности (низкий уровень).

Об авторе

Анатолий Алексеевич Деркач
Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, (РАНХиГС)
Россия


Список литературы

1. Березин А. Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2002. 21 с.

2. Васильев И. А. Проблема развития мышления взрослого человека // Проблемы психологии развития: Материалы конференции «Психическое развитие и онтогенез: закономерности и временные периодизации / Под ред. Е. Е. Кравцовой и В. Ф. Спиридонова. М.: Вера Медика, 2000. С. 184-191.

3. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 1998. 42 с.

4. Гвоздева А.В. Интегративно-дифференцированный подход к развитию субъектности студентов вуза в процессе обучения французскому языку: автореф. дис. … докт. пед. наук. Курск, 2009. 53 с.

5. Деркач А. А., Сайко Э. В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии. 2008. № 3. С. 212.

6. Деркач А. А., Селезнёва Е. В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития: Монография. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 496 с.

7. Исаков М. В. Показатели и структура субъектности (на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов): автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 28 с.

8. Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета: автореф. дис. … докт. пед. наук. Оренбург, 2007. 61 с.

9. Прокофьева Т. В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Волгоград, 2001. 19 с.

10. Серёгина И. А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1999. 24 с.

11. Степанский В. И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 98-103.

12. Сыромятников И. В. Психология профессиональной субъектности офицеров Вооружённых сил Российской Федерации: автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 2007. 46 с.

13. Темнова Л. В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: дис. … докт. психол. наук. М., 2001. 323 с.

14. Яркина О. С. Субъектность как психолого-акмеологическое условие личностно-профессионального развития врача: автореф. дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 25 с.

15. . Berezin A. F. Razvitie subjektnosti studentov-psihologov v processe samostojatel’noj uchebnoj dejatel’nosti: аvtoref. dis. … kand. psihol. nauk. [The development of subjectivity of students-psychologists during self training activities: Abstract]. Stavropol, 2002. 21 p.

16. . Vasilyev I. A. Problema razvitija myshlenija vzroslogo cheloveka [The problem of development thinking adult]. Problemy psihologii razvitija [Problems of psychology of development]. Moscow, Vera Medika, 2000, pp. 184-191.

17. . Volkova E. N. Subjektnost pedagoga: teorija i praktika: Avtoref. dis. … d-ra psihol. nauk. [Subjectivity of the teacher: theory and practice: Abstract]. Moscow, 1998. 42 p.

18. . Gvozdeva A. V. Integrativno-differencirovannyj pod-hod k razvitiju subjektnosti studentov vuza v processe obuchenija francuzskomu jazyku: Avtoref. dis. … dokt. ped. Nauk [Integrativo-differentiated approach to the development of subjectivity in the process of students learning French language: Abstract]. Kursk, 2009. 53 p.

19. . Derkach A. A., Sajko Je.V. Subjektnost subjekta v akmeologicheskom razvitii i problemy ego subjektnogo samoosushhestvlenija [Subjectivity of the subject in akmeologičeskom development and the problems of its regional self-execution]. Mir psihologii [World of psychology], 2008, no. 3, p. 212.

20. . Derkach A. A., Selezneva E. V. Akmeologicheskaja kultura lichnosti: soderzhanie, zakonomernosti, mehanizmy razvitija [Acmeologic culture of personality: content, patterns, mechanisms of development]. Moscow, Voronezh, 2006. 496 p.

21. . Isakov M. V. Pokazateli i struktura subjektnosti (na materiale stanovlenija professionalnoj subjektnosti u studentov vuzov): аvtoref. dis. … kand. psihol. nauk [Performance and structure of subjectivity (in becoming professional subjectivity of students of universities): Abstract]. Moscow, 2008. 28 p.

22. . Olhovaja T. A. Stanovlenie subjektnosti studenta universiteta: аvtoref. dis. … dokt. ped. nauk [The formation of the subjectivity of the student university: Abstract]. Orenburg, 2007. 61 p.

23. . Prokofeva T. V. Stanovlenie subjektnosti podrostka v uchebnoj dejatelnosti: аvtoref. dis. … kand. psihol. Nauk [The formation of the subjectivity of the teenager in training activities: Abstract]. Volgograd, 2001. 19 p.

24. . Seregina I.A. Psihologicheskaja struktura subjektnosti kak lichnostnogo svojstva pedagoga: аvtoref. dis. … kand. psihol. Nauk [Psychological structure of subjectivity as the personal property of the teacher: Abstract]. Moscow, 1999. 24 p.

25. . Stepanskij V. I. Svojstvo subjektnosti kak predposylka lichnostnoj formy obshhenija [Property of subjectivity as a prerequisite for a personal form of communication]. Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 1991, no. 5, pp. 98-103.

26. . Syromjatnikov I. V. Psihologija professionalnoj subjektnosti oficerov Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii: аvtoref. dis. … dokt. psihol. nauk [Psychology professional subjectivity of offi cers of the armed forces of the Russian Federation: Abstract]. Moscow, 2007. 46 p.

27. . Temnova L. V. Lichnostno-professionalnoe razvitie psihologa v sisteme vysshego obrazovanija: dis. … dokt. psihol. nauk [Personality psychologist-professional development in higher education: Abstract]. Moscow, 2001. 323 p.

28. . Jarkina O. S. Subjektnost kak psihologo-akmeologicheskoe uslovie lichnostno-professional’nogo razvitija vracha: avtoref. dis. … kand. psihol. nauk [Subjectivity as psycho-acmeological condition of personal and professional development of the doctor: Abstract]. Tambov, 2009. 25 p.


Для цитирования:


Деркач А.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Акмеология. 2016;(1):8-13.

For citation:


Derkach A.A. PROFESSIONAL SUBJECTIVITY AS A PSYCHO-ACMEOLOGICAL PHENOMEN (continued). Acmeology. 2016;(1):8-13. (In Russ.)

Просмотров: 125


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)