Preview

Акмеология

Расширенный поиск

РЕСУРСНАЯ РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Проблема соотношения интеллекта, вербальной, невербальной креативности и реальных достижений в подростковом возрасте. Результаты эмпирического исследования, проведённого с позиции ресурсного подхода. В качестве показателей индивидуальной продуктивности выделены учебные, интеллектуальные, творческие и социальные достижения подростков. Данные о реальных достижениях были получены путём анализа личных портфолио учащихся. Выборку составили подростки в возрасте от 14 до 16 лет (n=115). Результаты исследования свидетельствуют, что вербальная и невербальная креативность связана с учебными достижениями. Интеллект коррелирует со всеми показателями реальных достижений: учебными оценками, интеллектуальными, творческими и социальными достижениями. Обоснована ведущая роль интеллектуального ресурса в самореализации личности.

Об авторе

Светлана Владимировна Дружинина
Государственный академический университет гуманитарных наук
Россия


Список литературы

1. Аверина И.С. Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». - М.: Соборь, 1996.

2. Волкова Е.В. Особенности связей показателей интеллекта, креативности и успешности обучения в группах студентов с разным уровнем IQ // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации. - М.: «Институт психологии РАН», 2010. С. 123-131.

3. Голубева Э.А., Изюмова С.А., Кабардова М.К. и др. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемами дифференциации обучения // Вопросы психологии. 1991. № 2.

4. Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психологический журнал. Т. 19. № 2. 1998. С. 61-70.

5. Матюшкин A.M. Фигурная форма А теста творческого мышления Э. Торранса, адаптированного сотрудниками Общесоюзного центра «Творческая одарённость» НИИ ОПП АПН СССР. - М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1990.

6. Намазов В.Н., Жмыриков А.Н. Психолого-педагогические методы исследования индивидуально-личностных особенностей. - М.: Б.И., 1988. - 81 с.

7. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: УРАО, 1997.

8. Трифонова А.В. Соотношение понятийных, креативных когнитивных способностей и реальных интеллектуальных достижений в структуре индивидуального интеллектуального ресурса // Акмеология, 2015. № 3. С. 161-163.

9. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. - М.: Изд-во ИП РАН, 2003.

10. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды. Дис. … д-ра психол. наук. - Москва, 2014.

11. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002.

12. Холодная М.А. Психология понятий ного мышления: От концептуальных структур к понятий ным способностям / М.А. Холодная. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.

13. Ai X. Creativity and Academic Achievement: An Investigation of Gender Differences. Creativity Research Journal, V. 12, №. 4, 1999. P. 329-337.

14. Asha C. B. Creativity and academic achievement among secondary school children. Asian Journal of Psychology and Education, 6, 1980. P. 1-4.

15. Edwards M. P., Tyler L. E. Intelligence, creativity, and achievement in a nonselective public junior high school. Journal of Educational Psychology, 56, 1965. P. 96-99.

16. Haddon, F. A., Lytton, H. Teaching approach and the development of divergent thinking abilities in primary schools. British Journal of Educational Psychology, 38, 1968. P. 171-180.

17. Krause R. Produktives Denken bei Kindern (Productive thinking with children). Weinheim, Germany. Beltz. 1977.

18. Kim K. H. Meta-analyses of the relationship of creative achievement to both IQ and divergent thinking test scores. Journal of Creative Behavior. V. 42, N. 2, 2008. P. 106-130.

19. Moreno J.L. Who Shall Survive? A New Approach to the Problem of Human Interrelations, Washington, DC: Nervous and Mental Disease Publishing Co. 1934.

20. Nori Z. Gender differences creativity, academic achievement (mathematics, sciences and language of literature) among high school in City of Shiraz, Iran. University of Shiraz, Shiraz. 2002.

21. Silvia P.J. Creativity and Intelligence Revisited: A Latent Variable Analysis of Wallach and Kogan (1965) // Creativity Research Journal. V. 20, N. 1. 2008. P. 34-39.

22. Averina I.S. Shheblanova E.I. Verbal’nyj test tvorcheskogo myshlenija «Neobychnoe ispol’zovanie». - M.: Sobor, 1996.

23. Volkova E.V. Osobennosti svjazej pokazatelej intellekta, kreativnosti i uspeshnosti obuchenija v gruppah studentov s raznym urovnem IQ // Psihologija intellekta i tvorchestva: Tradicii i innovacii. - M.: «Institut psihologii RAN», 2010. S. 123-131.

24. Golubeva Je.A., Izjumova S.A., Kabardova M.K. i dr. Opyt kompleksnogo issledovanija uchashhihsja v svjazi s nekotorymi problemami differenciacii obuchenija // Voprosy psihologii. 1991. № 2.

25. Druzhinin V.N. Intellekt i produktivnost’ dejatel’nosti: model’ «intellektual’nogo diapazona» // Psihologicheskij zhurnal. T.19. № 2. 1998. S.61-70.

26. Matjushkin A.M. Figurnaja forma A testa tvorcheskogo myshlenija Je. Torransa, adaptirovannogo sotrudnikami Obshhesojuznogo centra «Tvorcheskaja odarennost’» NII OPP APN SSSR. - M.: NII OPP APN SSSR, 1990.

27. Namazov V.N., Zhmyrikov A.N. Psihologo-pedagogicheskie metody issledovanija individual’no-lichnostnyh osobennostej. - M.: B.I., 1988. - 81 s.

28. Psihologicheskaja diagnostika. Uchebnoe posobie / Pod red. K.M. Gurevicha i E.M. Borisovoj. M.: URAO, 1997.

29. Trifonova A.V. Sootnoshenie ponjatijnyh, kreativnyh kognitivnyh sposobnostej i real’nyh intellektual’nyh dostizhenij v strukture individual’nogo intellektual’nogo resursa // Akmeologija, 2015. № 3. S. 161-163.

30. Ushakov D.V. Intellekt: strukturno-dinamicheskaja teorija. - M.: Izd-vo IP RAN, 2003.

31. Hazova S.A. Mental’nye resursy subekta v raznye vozrastnye periody. Dis. … d-ra psihol. nauk. - Moskva, 2014.

32. Holodnaja M.A. Psihologija intellekta. Paradoksy issledovanija. - 2-e izd., pererab. i dop. - SPb.: Piter, 2002.

33. Holodnaja M.A. Psihologija ponjatijnogo myshlenija: Ot koncep- tual’nyh struktur k ponjatijnym sposobnostjam / M.A. Holodnaja. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2012.


Для цитирования:


Дружинина С.В. РЕСУРСНАЯ РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА. Акмеология. 2015;(4):66-71.

For citation:


Druzhinina S.V. . Acmeology. 2015;(4):66-71.

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)