Preview

Акмеология

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Аннотация

Предлагаемое исследование нацелено на психолого-акмеологический анализ феномена профессиональной субъектности как качества, принадлежащего субъекту. Теоретически обосновано положение о том, что высокий уровень субъектности, субъектной позиции и субъектной регуляции способствует «переходу» личностно-профессионального развития на уровень саморазвития, формирования личностно-профессиональной позиции специалиста и достижения высокой степени готовности к профессиональной деятельности и непрерывному личностно-профессиональному самосовершенствованию. В рамках теоретического анализа определены сущностные характеристики профессиональной субъектности (активность, свобода выбора, сознательное целеполагание, творчество). По результатам анализа сформирована теоретическая модель профессиональной субъектности (на примере будущих психологов), отражающая её функции (побудительную и регуляторную), структуру (ценностно-смысловой и креативно-действенный компоненты), акмеологические критерии и показатели и соответствующую специфику формирования. Эмпирическая проверка указанной модели проведена на студенческой выборке (будущие психологи) в Академии при Президенте Российской Федерации. Использованы методы: а) «измерения» самооценки уровня онтогенетической рефлексии, уровня субъективного контроля, особенностей социальной креативности личности, смысложизненных респондентов; б) диагностического интервью с каждым участником исследования; в) эксплораторного факторного анализа. Выявлены отдельные факторы, указывающие на сформированность профессиональной субъектности, определена уникальная факторная структура, содержащая характеристики и показатели её проявления (рефлексивность, активность, самостоятельное целеполагание, оптимизм), позволяющие говорить о сформированности профессиональной субъектности (высокий уровень); о противоречиях в процессе её формирования, которые приводят к затруднениям в личностно-профессиональном развитии личности (средний уровень); о несформированности структуры профессиональной субъектности (низкий уровень).

Об авторе

Анатолий Алексеевич Деркач
Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия


Список литературы

1. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. - М.: Изд-во ИП РАН, 1997. - С. 56-74.

2. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. С. 15.

3. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. - 2012. - № 3(43). - С. 26-31.

4. Аксёнова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … докт. пед. наук. - М., 1998.

5. Александрова Н.Х. Субъектность человека на поздних этапах онтогенеза. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000, с. 17.

6. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. - Вып. 2. - Л.: ЛГУ, 1967. - С. 246.

7. Анисимов О.С. Проблемы и перспективы современного образования (цивилизационное измерение) // Акмеология. -2013. -№ 2. - С. 40-46.

8. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. / Под ред. Брушлинского А. В., Воловиковой М.И., Дружинина В.Н. - М.: Изд-во «Академический проект», 2000. - С. 31.

9. Асеев В.Г. О соотношении субъективного и объективного // Акмеология. - 2014. - № 1. - С. 16-24.

10. Богданович Н.В. Субъект как категория отечественной психологии. Дис. … канд. психол. наук. - М., 2004.

11. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. С. 153.

12. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности: автореф. дис. … докт. психол. наук. - Новосибирск, 2006.

13. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. -1992. - Т. 13. - № 6. - С. 3-11.

14. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1994. С. 4-5.

15. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. … дисс. докт. психол. наук. М., 1998.

16. Выготский Л. С. Собр. Соч. В 6 т. - М.: Педагогика, 1982-1984, Т. 3

17. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Развитие информационной личности: энвайронментальная составляющая // Вестник Международной академии наук (Русская секция). - 2013. - № 1. - С. 013-020.

18. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1976.

19. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов: автореф. дис… докт. психол. наук. - М., 2002.

20. Зазыкин В.Г. Масштаб личности как акмеологическое условие профессионализма // Акмеология. - № 2. - 2013. - С. 25-31.

21. Каган М.С. Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. - 1989. - № 4. - С. 5-15.

22. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990.

23. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. - 2000. - Том 21. -№ 1.

24. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука. - 1984. - С. 144.

25. Мельничук А.С. Многомерный подход к анализу субъективных стратегий развития профессиональных компетенций // Акмеология. - 2012. - № 2(42). - С. 23-31.

26. Надирашвили Ш.А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека // Психологические исследования, посвящённые 85-летию Д.Н. Узнадзе. - Тбилиси: Изд-во «Мецниереба». - 1973. - С. 266-273.

27. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. - Воронеж: РАГС при Президенте РФ, 1997.

28. Осницкий А.К. Проблема исследования субъективной активности // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 2.

29. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. - СПб.: Питер. - 2007. - С. 87-88.

30. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-наДону. - 1996. С. 8.

31. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. «Интересная психология»: Л.С Выготский и Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 66.

32. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М.: Изд-во АН СССР. - 1957. - С. 61.

33. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 94.

34. Селезнева Е.В. Самореализация и особенности мотивации студенческой молодёжи // Акмеология. - 2013. - № 3. - С. 28-34.

35. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс. - 1995. С. 250.

36. Степанский В. И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. - 1991. - № 5. С. 98-103.

37. Степнова Л.А., Качановская Е.В. Профессиональная деятельность адвоката как предмет психолого-акмеологического исследования // Акмеология. - 2014. - № 1. - С. 100-104.

38. Сыромятников И.В. Психология профессиональной субъектности офицеров Вооружённых сил Российской Федерации: автореф. дис. … докт. психол. наук. - М., 2007.

39. Татенко В. А. Психология в субъектном измерении. - Киев: Просвiта. - 1996. - С. 220.

40. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси: Изд-во АН Грузин.ССР. - 1961. - С. 66.

41. Шорохова Е.В. О решении А.В. Брушлинским некоторых методологических вопросов психологии // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 2. - С. 85.

42. Abul’hanova K.A. Mirovozzrencheskij smysl i nauchnoe znachenie kategorii subekta // Rossijskij mentalitet: voprosy psihologicheskoj teorii i praktiki. - M.: Izd-vo IP RAN, 1997. - S.56-74.

43. Abul’hanova-Slavskaja K.A. Aktivnost’isoznanielichnostikaksub#ektadejatel’nosti//Psihologija lichnosti v socialisticheskom obshhestve: Aktivnost’ i razvitie lichnosti. - M.: Nauka, 1989. S. 15.

44. Agapov V.S. Koncepcija Ja i samorealizacija sub#ekta: problemnoe pole nauchnyh issledovanij // Akmeologija. - 2012. - № 3 (43). - S. 26-31.

45. Aksjonova G.I. Formirovanie sub#ektnoj pozicii uchitelja v processe professional’noj podgotovki: Avtoref. dis. … dokt. ped. nauk. - M., 1998.

46. Aleksandrova N.H. Sub#ektnost’ cheloveka na pozdnih jetapah ontogeneza. - Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gumanitarnyj centr, 2000. - S. 17.

47. Anan’ev.G. Psihologicheskaja struktura cheloveka kak sub#ekta // Chelovek i obshhestvo. - Vyp. 2. - L.: LGU, 1967. - S. 246.

48. Anisimov O.S. Problemy i perspektivy sovremennogo obrazovanija (civilizacionnoe izmerenie) // Akmeologija. - 2013. -№ 2. -. S. 40-46

49. Ancyferova L.I. Psihologicheskoe soderzhanie fenomena sub#ekt i granicy sub#ektnodejatel’nostnogo podhoda // Problema sub#ekta v psihologicheskoj nauke. / Pod red. Brushlinskogo A. V., Volovikovoj M.I., Druzhinina V.N. - M.: Izd-vo «Akademicheskij proekt», 2000. - S. 31.

50. Aseev V.G. O sootnoshenii sub#ektivnogo i ob#ektivnogo // Akmeologija. -2014. № 1. - S. 16-24.

51. Bogdanovich N.V. Sub#ekt kak kategorija otechestvennoj psihologii: Dis. … kand. psihol. nauk. - M., 2004.

52. Bozhovich L.I. Lichnost’ i ejo formirovanie v detskom vozraste. - M.: Prosveshhenie, 1968. - S. 153.

53. Bol’shunova N.Ja. Uslovija i sredstva razvitija sub#ektnosti: Avtoref. dis. … dokt. psihol. nauk. - Novosibirsk. - 2006.

54. Brushlinskij A.V. Problema sub#ekta v psihologicheskoj nauke // Psihologicheskij zhurnal. - 1992. - T. 13. - № 6. S. 3-11.

55. BrushlinskijA.V.Problemypsihologiisub#ekta. - M.: Izdatel’stvo «Institut psihologii RAN». - 1994. - S. 4-5.

56. Volkova E.N. Sub#ektnost’ pedagoga: teorija i praktika. Avtoref. diss. … dokt. psihol. nauk. - M., 1998.

57. Vygotskij L. S. Sobr. Soch. V 6 t. - M.: Pedagogika, 1982. - 1984. - T. 3

58. Gagarin A.V., Raickaja L.K. Razvitie informacionnoj lichnosti: jenvajronmental’naja sostavljajushhaja // Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaja sekcija). 2013. № 1. S. 013-020.

59. Gal’perin P. Ja. Vvedenie v psihologiju. - M.: Izd-vo MGU, 1976.

60. Derjabo S.D. Fenomen sub#ektifikacii prirodnyh ob#ektov: Avtoref. Dis. … dokt. psihol. nauk. - M., 2002.

61. Zazykin V.G. Masshtab lichnosti kak akmeologicheskoe uslovie professionalizma // Akmeologija. 2013. № 2. -. S. 25-31.

62. Kagan M.S. Jetkind A.M. Individual’nost’ kak ob#ektivnaja i sub#ektivnaja real’nost’ // Vo prosy psihologii. - 1989. - № 4. - S. 5-15.

63. Kuz’mina N.V. Professionalizm lichnosti prepodavatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija. - M.: Vysshaja shkola. - 1990.

64. Leont’ev D.A. Psihologijasvobody: kpostanovkeproblemysamodeterminaciilichnosti//Psihologicheskij zhurnal. T. 21, № 1. - 2000.

65. Lomov.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. - M.: Nauka. - 1984. - S. 144.

66. Mel’nichuk A.S. Mnogomernyj podhod k analizu sub#ektivnyh strategij razvitija professional’nyh kompetencij // Akmeologija. - 2012. - № 2 (42). - S. 23-31.

67. Nadirashvili Sh.A. Osobennosti zakonomernostej dejstvija ustanovki na razlichnyh urovnjah psihicheskoj aktivnosti cheloveka // Psihologicheskie issledovanija, posvjashhennye 85-letiju D.N. Uznadze. - Tbilisi: Izd-vo «Mecniereba», 1973. - S. 266-273.

68. Ognev A.S. Teoreticheskie osnovy psihologii sub#ektogeneza. - Voronezh: RAGS pri Prezidente RF, 1997.

69. Osnickij A.K. Problema issledovanija sub#ektivnoj aktivnosti // Voprosy psihologii. - 1996. - № 1. - S. 2.

70. Panov V.I. Psihodidaktika obrazovatel’nyh sistem: teorija i praktika. - SPb.: Piter. - 2007. - S. 87-88.

71. Petrovskij V.A. Lichnost’ v psihologii: paradigma sub#ektnosti. - Rostov-na-Donu. - 1996. - S. 8.

72. Prihozhan A.M., Tolstyh N.N. «Interesnaja psihologija»: L.S Vygotskij i L. I. Bozhovich // Voprosy psihologii. - 1996. - No 5. - S. 66.

73. Rubinshtejn S. L. Bytie i soznanie. - M.: Izd-vo AN SSSR. - 1957. - S. 61.

74. Rubinshtejn S.L. Princip tvorcheskoj samodejatel’nosti // Voprosy filosofii. - 1989. - № 6. - S. 94.

75. Selezneva E.V. Samorealizacija i osobennosti motivacii studencheskoj molodezhi // Akmeologija. - 2013. - № 3. - S. 28-34.

76. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologija cheloveka: Vvedenie v psihologiju sub#ektivnosti. - M.: Shkola-Press, 1995. - S. 250.

77. Stepanskij V.I. Svojstvo sub#ektnosti kak predposylka lichnostnoj formy obshhenija // Voprosy psihologii. - 1991. - № 5. - S. 98-103.

78. Stepnova L.A., Kachanovskaja E.V. Professional’naja dejatel’nost’ advokata kak predmet psihologo-akmeologicheskogo issledovanija // Akmeologija. - 2014. - № 1. - S. 100-104.

79. Syromjatnikov I.V. Psihologija professional’noj sub#ektnosti oficerov Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii: аvtoref. dis. … dokt. psihol. nauk. - M., 2007.

80. Tatenko V. A. Psihologija v sub#ektnom izmerenii. - Kiev: Prosvita, 1996. S. 220.

81. Uznadze D.N. Jeksperimental’nye osnovy psihologii ustanovki. - Tbilisi: Izd-vo AN Gruzin. SSR. - 1961. - S. 66.

82. Shorohova E.V. O reshenii A.V. Brushlinskim nekotoryh metodologicheskih voprosov psihologii // Psihologicheskij zhurnal. - 2003. - T. 24. - No 2. - S. 85.


Для цитирования:


Деркач А.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Акмеология. 2015;(4):9-21.

For citation:


Derkach A.A. PROFESSIONAL SUBJECTIVITY AS A PSYCHO-ACMEOLOGICAL PHENOMENON. Acmeology. 2015;(4):9-21.

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)