Preview

Акмеология

Расширенный поиск

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙНЫХ, КРЕАТИВНЫХ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕАЛЬНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РЕСУРСА

Аннотация

В статье представлен ресурсный подход к проблеме интеллектуальных способностей. Индивидуальный интеллектуальный ресурс рассматривается как своеобразие ментального опыта личности, выраженного в терминах взаимосвязи понятийных, когнитивных, креативных способностей и их соотношения с реальными интеллектуальными достижениями. Показано, что академическая успешность респондентов связана с высоким уровнем развития вербальной креативности и психометрического интеллекта, в свою очередь, взаимосвязь невербальной креативности и понятийных способностей предполагает наличие способности порождать некоторое ментальное содержание, которое соотносится с понятийным опытом респондента.

Об авторе

Алина Владимировна Трифонова
Институт Психологии РАН
Россия


Список литературы

1. Акмеология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. / под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд- во РАГС, 2006. С. 298.

2. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». М.: Соборь, 1996. - 60 c.

3. Алексапольский, А.А. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения: автореф. дисс. …канд. психол.н.: 19.00.01 / Алексапольский Алексей Александрович. - М., 2008. - 26 с.

4. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности //Основные современные концепции творчества и одаренности, под ред. Д.Б. Богоявленской, М.: Молодая гвардия, 1997, с. 275-294.

5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М. - Самара: Издательский дом «Федотов», 2009. - 426 с.

6. Горюнова Н. Б. Теоретические и прикладные аспекты проблемы когнитивного ресурса. // Психология человека в современном мире: материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - Т. 2. - С. 327-337.

7. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. - 224 c.

8. Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Головей. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2003. - 200 с.

9. Канеман Д. Внимание и усилие / пер. с англ. И.С. Уточкина. - М.: Смысл, 2006. - 288 с.

10. Корнилова, Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. - 2010. - № 1. - С. 46-57.

11. Осорина М.В. К вопросу о качественной и количественной оценке уровней понимания изобразительного текста. // Вестник СанктПетербургского университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2014. № 3. С. 21-36.

12. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.

13. Равен М., Стайл И. Стандартные плюс прогрессивные матрицы Равена (серии А, В, С, D, Е) Буклет. М.: Когнито - Центр, 2001. - 64 c.

14. Сергиенко, Е.А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции [Электронный ресурс] / Е.А. Сергиенко // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2009. - № 5(7). - URL: http://psystudy.ru (дата обращения 10.12.2014).

15. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Адаптированный вариант. С-Пб.: Речь, 2006. - 176 c.

16. Ушаков, Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. - М.: Институт психологии, 2003. - 262 с.

17. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды. Дис. … д-ра психол. наук. - Москва, 2014. - 540 с.

18. Холодная М. А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития // Психологический Журнал. 2011. № 5. - с. 69-78.

19. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2- ое изд, перераб. и доп. / М.А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

20. Холодная, М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям / М.А. Холодная. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 288 с.

21. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб.: ГП ИМАТОН, 2005.

22. Sternberg, Robert J. Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence. - Cambridge: Cambridge University Press. - XVI, 1987. - 411 p.


Для цитирования:


Трифонова А.В. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙНЫХ, КРЕАТИВНЫХ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕАЛЬНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РЕСУРСА. Акмеология. 2015;(3):161-163.

For citation:


Trifonova A.V. RELATIONS BETWEEN CONCEPTUAL, CREATIVE COGNITIVE ABILITIES AND REAL INTELLECTUAL ACHIEVEMENTS IN THE STRUCTURE OF INDIVIDUAL INTELLECTUAL RESOURCES. Acmeology. 2015;(3):161-163.

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)