Preview

Акмеология

Расширенный поиск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧИНГА В НАУЧНОМ РУКОВОДСТВЕ ВЫПУСКНЫМИ КВАЛИФИКАЦИОННЫМИ РАБОТАМИ СТУДЕНТОВ

Полный текст:

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы в подготовке выпускных квалификационных работ (ВКР), детерминированные низким уровнем субъектности студентов и их ориентацией на доминирующую роль научного руководителя. Для решения этих проблем предложено использование коучинга в процессе научного руководства. Показано сходство коучинга и акмеологии в целях и принципах. Выделены возможности коучинга, значимые для образования (в том числе для подготовки ВКР), - повышение осознанности деятельности, развитие навыков самоуправления, обучение самостоятельному получению нового знания, его творческой трансформации и практическому применению, вовлечение студентов в рефлексию своего обучения. Описано использование коучинговых вопросов на различных этапах подготовки ВКР - формулировка замысла исследования, осмысление его структуры и критериев качества, выработка стратегии и тактики написания текста, распределение ресурсов, контроль достижения целей. Показано применение коучинга для мотивирования студента на активную работу и принятие ответственности, для содействия рефлексии трудностей, а также для психологической поддержки. Психологическими эффектами применения коучинга в научном руководстве являются совершенствование навыков самоорганизации студента, рост творческого потенциала самоуважения и самоэффективности. Выделены условия продуктивного применения коучинга: наличие достаточного времени для общения преподавателя и студента, психологическая готовность студента к работе в формате коучинга, наличие у студента базовой учебной компетентности и мотивации, обучение преподавателей навыкам коучинга и умению гибко менять профессиональные роли (учитель, наставник, коуч), а также личностное принятие ценностей и принципов коучинга.

Об авторе

Андрей Степанович Мельничук
Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия


Список литературы

1. Бажанова Е.П., Батарчук Д.С. Психолого-акмеологические возможности коучинга в развитии медиативной компетентности // Акмеология. 2012. № 1. С. 76-83.

2. Вильдт Б. Коучинг как форма консультирования начинающих преподавателей вуза // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 4. С. 88-97.

3. Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмеология. 2013. № 3. С. 54-59.

4. Голви Т. Максимальная самореализация: Работа как внутренняя игра; пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 264 с.

5. Голованова И.И. Понятие коучинга в контексте деятельности вузовского преподавателя // Образование и саморазвитие. 2013. № 1(29). С. 66-69.

6. Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей / Пер. с англ. - М.: Издательство»Добрая книга», 2008. 288 с.

7. Деркач А.А. Установки и принципы акмеориентированной педагогики // Акмеология. 2009. № 2. С. 10-13.

8. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. 2015. № 2. С. 8-22.

9. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен (продолжение) // Акмеология. 2015. № 4. С. 9-21.

10. Дмитриева Е.Н., Тренькаева Н.А. Возможности использования методов и приёмов коучинга в профессионально-личностном становлении студентов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3(4). С. 144-147.

11. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник психологии образования. 2004. № 1. С. 46- 49.

12. Климова Т.Е., Юревич С.Н., Долгушина Т. Н Управление самообразовательной деятельностью студентов вуза на основе коучинга // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-18. С. 3999-4003.

13. Кормакова В.Н., Конова О.В. Коучинг как средство профессионального самоопределения выпускников медицинского колледжа // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». 2015. № 1(3). С. 16-20.

14. Лебедева И.В., Аксёнов С.И. Учитель или коуч? // Современные проблемы науки или образования. 2014. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/uchitel-ili-kouch (дата обращения: 10 мая 2016 г.).

15. Марасанов Г.И. Акмеологическое тренинг-консультирование, фокусированное на развитии управленческого наставничества // Акмеология. 2009. № 2. С. 75-85.

16. Налеётова И.В., Копытова Н.Е. Коучинг-стратегии в межкурсовом сопровождении слушателей курсов повышения квалификации // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 166-170.

17. О’Коннор Дж., Лейджес А. Коучинг с помощью НЛП: Практическое руководство по достижению поставленных целей; пер. с англ. М. Котельниковой. - М.: Издательство «ФАИР», 2008. 288 с.

18. Соколова Е.И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 4. С. 124-135.

19. Торбеева А.П. Коуч-технология в сфере среднего профессионального образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. № 2. С. 87-92.

20. Трушевская А.А. Развитие технологий коучинга в образовательном пространстве вуза // Проблемы современной экономики. 2013. Выпуск № 1(45). С. 227-231.

21. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности; пер. с англ. - М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. 168 с.

22. Фёдорова М.А. Научное руководство студентами. Тандемное сопровождение и технологии тьюторства // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2014. № 7. С. 26-30.

23. Цветкова И.В. Образовательный коучинг в развитии профессионального самосознания и профессиональной компетентности студентов // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-kouching- v-razvitii-professionalnogo-samosoznaniya-i-professionalnoykompetentnosti-studentov (дата обращения: 10 мая 2016 г.).

24. Цыбина Е.А. Коучинг в обучении студентов старших курсов английскому языку: Учебное пособие. - Ульяновск: Издательство УлГТУ, 2007. 75 с.


Для цитирования:


Мельничук А.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧИНГА В НАУЧНОМ РУКОВОДСТВЕ ВЫПУСКНЫМИ КВАЛИФИКАЦИОННЫМИ РАБОТАМИ СТУДЕНТОВ. Акмеология. 2016;(3):43-50.

For citation:


Melnichuk A.S. THE USING OF COACHING FOR SCIENTIFIC GUIDANCE OF STUDENT’S GRADUATE QUALIFYING WORKS. Acmeology. 2016;(3):43-50. (In Russ.)

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)