Preview

Акмеология

Расширенный поиск

ИЗМЕНЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ С ПРИРОДНЫМ ОБЪЕКТОМ

Полный текст:

Аннотация

Особенности развития субъект-субъектных взаимодействий в отношении человека к природе. Окружающая человека природная среда рассматривается как совокупность природных объектов. Конкретные природные объекты как психологически атрибутивные составляющие социальной среды. Определение психологического содержания понятия «окружающая человека природная среда». Анализ проблемы развития субъектности во взаимодействии человека с природными объектами.

Об авторе

Софья Алексеевна Мудрак
ФГАОУВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. - 2005. - Т. 2. - № 4. - С. 3-22.

2. Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского. - М.: ИП РАН, 2002. - С. 9-33.

3. Гагарин А.В., Кузин А.А. Профессионально-экологическая культура личности: сущность, интегральный критерий проявления, акмеологические условия развития // Акмеология. - 2012. - № 1. - С. 20-23.

4. Гагарин А.В. К определению сущности понятия «природоориентированная деятельность учащихся» // Вестник Российского университета дружбы народов / Серия: Психология и педагогика. - 2003. - № 1. - С. 211-223.

5. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания: дис.. д-ра пед. наук. - М., 2004.

6. Гагарин А.В. Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихологических взаимодействий будущих специалистов: теоретические аспекты и общие эмпирические исследования // Вестник Российского университета дружбы народов / Серия: Психология и педагогика. - 2010. - № 2. - С. 83-89.

7. Гагарин А.В., Новиков С.О., Астахов Д.А. Экологическая компетентность как интегральный критерий эколого-ориентированной личности (сущностно-функциональный аспект) // Вестник Российского университета дружбы народов / Серия: Психология и педагогика. - 2011. - № 4. - С. 5-11.

8. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Развитие информационной личности в деятельности: энвайронментальная составляющая // Вестник РУДН / Серия: Психология и педагогика. - 2013. - № 3. - С. 5-13.

9. Дерябо Д.С. Личность: от субъективности к субъектности // Развитие личности. - 2002. - № 3. - С. 261-265.

10. Дерябо Д.С. Феномен субъектификации природных объектов: автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01. - Моск. гор. психол.-пед. ин-т. - М., 2002.

11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал. -1996. - Т. 17. - № 6. - С. 4-17.

12. Знаков В.В. Понимание, постижение и экзистенциальный опыт // Вопросы психологии. - 2011. - № 6. - С. 16-30.

13. Иващенко А.В., Гагарин А.В. Экологоориентированная деятельность педагога и учащихся в экологическом образовании: сущностные особенности, содержательно-функциональный и аксиологический аспекты // Вестник Российского университета дружбы народов / Серия: Психология и педагогика. - 2007. - № 1. - С. 80-91.

14. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Эколого-ориентированное мировоззрение и его формирование в деятельности учащихся // Вестник Российского университета дружбы народов / Серия: Психология и педагогика. - 2006. - № 2. - С. 59-68.

15. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания в природоориентированной деятельности учащихся // Вестник Российского университета дружбы народов / Серия: Психология и педагогика. - 2004. - № 2. - С. 82-102.

16. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. - СПб.: Питер, 2007.

17. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. - М.: Наука, 2004.

18. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. - 2013. - № 3. - С. 13-28.

19. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. - М.: Наука, 1990.

20. Сергиенко Е.А. Когнитивная природа речевого «взрыва» // Психологические исследования. - 2008. - № 1(1). http://www.psystudy.ru/numpsystudy/12008.html.

21. Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд // Психологические исследования. - 2012. - Т. 5. - № 24. http://www.psystudy.ru/numpsystudy/12008.html.

22. Сергиенко Е.А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34. - № 2. - С. 5-16.

23. Черноушек М. Психология жизненной среды. - М., 1989.

24. Экология человека: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экол. специальностям / Под. ред. Б.Б. Прохорова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

25. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / Науч. ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М.: ЦКФЛ РАО, 1997.

26. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000.


Для цитирования:


Мудрак С.А. ИЗМЕНЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ С ПРИРОДНЫМ ОБЪЕКТОМ. Акмеология. 2015;(1):24-31.

For citation:


Mudrak S.A. CHANGING THE HUMAN SUBJECTIVITY IN PSYCHOLOGICAL INTERACTIONS WITH NATURE. Acmeology. 2015;(1):24-31. (In Russ.)

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)