Preview

Акмеология

Расширенный поиск

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА, СПОСОБНОСТИ, ТВОРЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрены категории общей, профессиональной и коммуникативной культуры. Сделан обзор исследований по проблемам способностей к психолого-педагогической и образовательной деятельности. Выявлены признаки творческой готовности выпускников к самостоятельному решению предстоящих задач. Дано авторское определение коммуникативной культуры и творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности. Функциональная связь между приведёнными категориями образовательной акмеологии определяется через акмеэнергоинформационное взаимодействие общих, специальных и профессиональных способностей с психическими процессами, состояниями и свойствами личности. В статье приведён историко-психологический анализ проблемы способностей в трудах представителей основных отечественных научных психологических школ. Особо выделен вклад в её разработку Б.Г. Ананьева как одного из основоположников акмеологического подхода. Выполнен содержательный анализ понятийного аппарата психологии способностей с учётом интерпретационных возможностей акмеологического подхода, намечены перспективы исследования. Вывод состоит в том, что проблема развития коммуникативной культуры и творческой готовности выпускников вузов к предстоящей деятельности есть одновременно и проблема развития общих и специальных способностей.

Об авторах

Нина Васильевна Кузьмина
Военный институт внутренних войск МВД РФ
Россия


Евгения Николаевна Жаринова
Смольный институт РАО; Государственная академия ветеринарной медицины
Россия


Список литературы

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. 387 с.

2. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. - М.: Наука, 1979. 456 с.

3. Воробьёва Т.А. Методологические предпосылки и опыт разработки методики отбора к профессии учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 18 c.

4. Голубева А.Э. Способности и индивидуальность. - М., 1993. 306 c.

5. Даль В. Толковый словарь. - М., 1955, Т. 1-4. [6]. Деминцев А.Д. О взаимосвязи творческой активности и мастерства учителей // Советская педагогика, 1974, С. 84-90.

6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. 387 с.

7. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. - М.: Наука, 1979. 456 с.

8. Воробьёва Т.А. Методологические предпосылки и опыт разработки методики отбора к профессии учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 18 c.

9. Голубева А.Э. Способности и индивидуальность. - М., 1993. 306 c.

10. Даль В. Толковый словарь. - М., 1955, Т. 1-4.

11. Деминцев А.Д. О взаимосвязи творческой активности и мастерства учителей // Советская педагогика, 1974, С. 84-90.

12. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования (созидания духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин): Монография. - СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. 382 с.

13. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования в опыте талантливых преподавателей: Монография. - СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2013. 272 c.

14. Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е., Жаринова Е.Н. Акмеологические основы развития коммуникативной культуры и творческой готовности бакалавра, магистра, специалиста: Монография. - СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2015. 316 с.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. 304 с.

16. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. С. 289-310.

17. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1973. 278 с.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. 712 с.

19. Теплов Б.М. Избранные труды. - М.: 1985. Т. 1. 328 с.

20. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. - М.: Академический Проект, 2000. 496 с.


Для цитирования:


Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА, СПОСОБНОСТИ, ТВОРЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Акмеология. 2016;(3):36-42.

For citation:


Kuzmina N.V., Zharinova E.N. COMMUNICATIVE CULTURE, ABILITIES, CREATIVE READINESS OF THE GRADUATES FOR THEIR FUTURE PROFESSION. Acmeology. 2016;(3):36-42. (In Russ.)

Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)