Preview

Акмеология

Расширенный поиск

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПОДХОДАХ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЛЕВОГО «Я» ЛИЧНОСТИ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблемам теоретического моделирования структурно-функционального концепта волевого Я личности на основе синтеза различных аналитических взглядов на психологическую природу воли и волевую проблематику. В данной работе приводится обзор ключевых зарубежных и отечественных теоретических концепций, описывающих различные аспекты проявления волевой функции личности, которые были учтены в основе формирования теоретической модели волевого Я личности. Для описываемого в данной статье понимания психологической природы воли характерно отрицание её узкой специфической функциональности (преодоление трудностей, саморегуляция, целенаправленное поведение, борьба мотивов и т.д.) и признания многофункциональности, направленной на реализацию субъектности личности, её ключевым свойством. В основе теоретического моделирования использованы принципы системности, интегративности, структурной многокомпонентности, полифункциональности и др., которые позволили сформулировать модель волевого Я личности, включающую когнитивный, эмоциональный, мотивационный, ресурсный и поведенческий компоненты.

Об авторе

Евгений Григорьевич Солонович
Сергиево-Посадский гуманитарный институт
Россия


Список литературы

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.

2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологаческая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. - М.: Наука, 1989.

3. Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. 2013. № 1 (45). С. 27-30.

4. Агапов В.С. Теоретические модели личности руководителя в отечественной психологии // Акмеология. 2004. № 3. С. 11-17.

5. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. - М.: REFL-book, 1994.

6. Балясникова Л.В. Психолого-акмеологические особенности формирования самостоятельности младшего школьника // Акмеология. 2011. № 2 (38). С. 111-116.

7. Бехтер А.А. Оптимизация совладающего поведения специалиста путём развития рефлексивности личности // Акмеология. 2014. № 1. С. 138-144.

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: 2-е изд. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

9. Вундт В.М. Введение в психологию Пер. с нем./ Предисл. Н. Самсонова. 3-е изд. - М.: КомКнига, 2007.

10. Джеймс У. Принципы психологии. - М.: Педагогика, 1991.

11. Дильтей В. Описательная психология. - СПб.: Алетейя, 1996.

12. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. 3-e изд. - Спб.: Питер, 2006.

13. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009.

14. Калин В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 2. С. 46-56.

15. Леонтьев А.Н. Воля / Вестн. моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. № 2. С. 3-14.

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. С. 154

17. Леонтьев Д.А. Теория личности А.Ф. Лазурского: от наклонностей к отношениям // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. № 4. С. 7-20.

18. Михайлов Г.С., Тарасенко С.В. Процесс принятия управленческих решений, условия и факторы повышения их эффективности // Акмеология. 2004. № 2. С. 25-33.

19. Мишина М.М. Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности // Акмеология. 2013. № 2. (46). С. 35-39.

20. Мясищев В.Н. и др. Основы общей и медицинской психологии. - Л.: Медицина, 1968.

21. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, заместители предс: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. Т. I. - М.: Мысль, 2010.

22. Платонов К.К. О системе психологии. - М.: Мысль, 1972.

23. Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. - М., 1980.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999.

25. Селиванов В.И. Психология волевой активности. - Рязань, 1974.

26. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалёва Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.

27. Сеченов И.М. Элементы мысли. - СПб.: Питер, 2001.

28. Тыклюк Н.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен // Акмеология. 2007. № 1. С. 18-21.

29. УзнадзеД.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001.

30. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.

31. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: Университетская книга: АСТ, 1998.

32. Юшманов В.И. Акмеологические основы певческой подготовки оперных артистов // Акмеология. 2003. № 3. С. 42-45.

33. Bagozzi R.P., Baumgartner H., Pieters R. Goal-directed emotions // Cognit. and Emotion. 1998. V. 12 (1). P. 1-26.

34. Kielhofner G. Model of human motivation. 3d ed. - Baltimore, PH: Lippincott Williams & Wilkins, 2002.


Для цитирования:


Солонович Е.Г. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПОДХОДАХ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЛЕВОГО «Я» ЛИЧНОСТИ. Акмеология. 2014;(4):242-249.

For citation:


Solonovich E.G. THE GENERAL OUTLINES AND FEATURESOF APPROACHES TO THE PROBLEM OF PERSONALITY VOLITIONAL SELF RESEARCH. Acmeology. 2014;(4):242-249. (In Russ.)

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)