Preview

Акмеология

Расширенный поиск

ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье приведены результаты эмпирического исследования особенностей развития самооценки как фактора успешной коммуникации старших подростков с задержкой психического развития. Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено, что самооценка влияет на развитие коммуникации старших подростков с задержкой психического развития; адекватная самооценка способствует успешной коммуникации данной категории детей. Эмпирическое исследование проводилось на выборке из восьми учащихся 9-го класса с задержкой психического развития в возрасте 15-17 лет на базе ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 4». Диагностическая программа состояла из следующих методик: «Выявление коммуникативных склонностей учащихся» (Р.В. Овчарова), «Тест коммуникативных умений» (Михельсон, в адаптации Ю.З. Гильбуха), «Диагностика коммуникативного контроля» (М. Шнайдер), методика измерения самооценки Дембо - Рубинштейн (Дембо - Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан), «Самооценка личности» (О.И. Мотков в модификации Б.А. Сосновского), методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси). В результате условно выделены 4 типа зависимости коммуникации от самооценки личности подростков с задержкой психического развития: вялый, скромный, прогрессивный и смешанный. Использование специальной коррекционно-развивающей программы позволяет оптимизировать самооценку и тем самым повысить уровень коммуникативных способностей.

Об авторах

Наталья Александровна Пешкова
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Россия


Татьяна Владимировна Кузьмина
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Россия


Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.- 288 с.

2. Апалькова Е.В., Хаидов С.К. Специфика проявления, коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у слабослышащих подростков // Акмеология. 2015. № 4(56). - С. 185-190.

3. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. - М.: Когито-Центр, 2002.- 48 с.

4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008.- 464 с.

5. Выготский Л.C. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003.- 656 с.

6. Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 2007.- 205 с.

7. Деркач А.А. Актуальные проблемы акмеологии развития // Акмеология. 2009. № 3(31). - С. 10-16.

8. Исаев Е.И., Галушкин П.А. Психологические типы самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья // Акмеология. 2015. № 2(54). - С. 84-88.

9. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980.- 432 с.

10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 464 с.

11. Курбанова З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками // Известия Южного федерального университета. 2006. № 13.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Академия, 2005.- 352 с.

13. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. - СПб.: Питер, 2009.- 320 с.

14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для педагогических вузов. - М.: Высшее образование, 2007.- 460 с.

15. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 345 с.

16. Пешкова Н.А. Развитие межличностных отношений у слабослышащих младших школьников // Акмеология. 2016. № 1(57). - С. 155-159.

17. Степанова Н.А., Лобанова А.В. Диагностика отклоняющегося поведения: Учебно-методическое пособие. - Тула: Контур, 2010.- 128 с.

18. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008.- 192 с.


Для цитирования:


Пешкова Н.А., Кузьмина Т.В. ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Акмеология. 2016;(4):185-189.

For citation:


Peshkova N.A., Kuzmina T.V. STUDY OF SELF-ASSESSMENT AS A FACTOR OF SUCCESSFUL COMMUNICATION OF OLDER MENTALLY RETARDED ADOLESCENTS. Acmeology. 2016;(4):185-189. (In Russ.)

Просмотров: 179


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)