Preview

Акмеология

Расширенный поиск

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОВЕСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЯН И ГРУЗИН)

Полный текст:

Аннотация

В статье освещаются результаты корреляционного анализа между уровнем нравственной компетентности, измеряемым с помощью теста нравственной компетентности (МСТ) Г. Линда и утверждениями Опросника свойств и состояний совести (ОССС) В. Манерова на примере выборок из России и Грузии. В исследовании представлены четыре выборки: грузины до 25 лет, грузины старше 25 лет, русские до 25 лет, русские старше 25 лет. В ходе исследования были выявлены связи нравственной компетентности, религиозности, эмоциональных отношений в семье. Полученные результаты обнаружили значимые различия в уровне нравственной компетентности у представителей российской и грузинской культур, а также различные системы корреляционных связей. Так, наиболее высокий уровень нравственной компетентности был зафиксирован у российских студентов. Имело место значительное отличие в уровне нравственной компетентности у грузин до 25 лет и старше 25 лет. Можно предположить, что значительное увеличение нравственной компетенции у молодого поколения грузин относительно старшего может свидетельствовать о снижении уровня религиозности, возрастании нравственной рефлексии. Результаты проведённого анализа позволяют выдвинуть дополнительные гипотезы для исследования, они будут проверены на более крупной выборке. Полученные данные будут соотнесены с результатами опросника Ш. Шварца и дилеммами Л. Колберга.

Об авторе

Эка Юрьевна Казнина
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия


Список литературы

1. Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. 2013. № 1. - С. 27-31.

2. Агапов В.С., Мишина М.М. Психологическая концепция проявления интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде // Акмеология. 2014. № 3(51). - С. 46-50.

3. Воловикова М.И. К проблеме психологического исследования совести // Психологические исследования духовно-нравственных проблем / А.Л. Журавлёв, А.В. Юревич. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - С. 71-85.

4. Гусейнов А.А. Возможна ли мораль (нравственность), независимая от религии (Цифровая библиотека по философии) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001043/st000.shtml (дата обращения 25.03.2016).

5. Жигулин А.А. Средства формирования правового сознания личности // Акмеология. 2015. № 3(55). - С. 75-76.

6. Казнина Э.Ю. Основания теории развития моральных суждений Л. Колберга // Проблемы и перспективы самореализации личности в современном многополярном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, РУДН, 20 февраля 2015 г. - С. 185-190.

7. Казнина Э.Ю. Развитие моральных суждений в процессе жизни (анализ межкультурных исследований) // Акмеология. 2015. № 2(54). - С. 61-68.

8. Манеров В.Х. Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития современной молодёжи. // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 17-18 ноября 2011 г. - С. 59-76. Псковский государственный университет, 2011 г. 368 с.

9. Манеров В.Х., Казнина Э.Ю. Содержание транскультурного инварианта и культурно-специфических компонентов представлений о совести (при сравнении российских и грузинских студентов) // Материалы V Всероссийской̆ конференции студентов, аспирантов, молодых учёных, посвященной̆ актуальным проблемам человека в инновационных условиях современного образования и науки. - М., 2016.

10. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. - СПб: Питер, 2016.

11. Молоткова Е.М. Причины политического абсентизма молодёжи и пути его минимизации //Акмеология. 2014. № 2(50). - С. 75-79.

12. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. - М.: Смысл, 2000.

13. Суркова Е.Г. Сущность понятия «личностный рост» в современной психологии (системный подход) // Акмеология. 2014. № 3(51). - С. 58-66.

14. Этика: учебник для бакалавров. / А.А. Гусейнов, А.Г. Гаджикурбанов и др. М.: Юрайт, 2013.- 569 с.

15. Юревич А.В. // Социологические исследования, 2009. № 10 C. 70-79. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/419/979/1207/Urevich_8.pdf (дата обращения 01.08.2016).

16. Flavell J.H., Miller P.H., Miller S.A. Cognitive development. - NJ: Prentice Hall, Englewood Cliffs, 1993.- 408 p.

17. Kaznina E. Influence of cultural and historical context on the moral competence in modern society (in terms of Georgia and Russia) / 10 International Symposium «Moral Competence: Speaking, Listening and Democracy», 2016. Aug. 4-5.

18. Kohlberg L. Consensus and Controversy // Essays in Honour of Lawrence Kohlberg / Eds. Modgil S. and Modgil C. - London: The Falmer Press, 1986.

19. Lind G. How to Teach Morality Promoting Delibaration and Discussion, Reducing Violence and Deceit. - Berlin: Logos Verlag, 2016.- 199 s.

20. Lind G., Nowak E. Kohlberg’s unnoticed dilemma -The external assessment of internal moral competence? / In: B. Zizek, D. Garz, E. Nowak, eds. - Rotterdam: Sense Publisher, 2015. - pp. 139-154.

21. Lupu I. Moral competence and dogmatic religiosity / In: E. Nowak, D. Schrader & B. Zizek., Educating competencies for democracy. - Frankfurt am Mein: Peter Lang Verlag, 2013. - S. 379-390.

22. Moral Development, Moral Education, and Kohlberg / Ed. B. Munsey. - Birmingham, Alabama: Religious Education Press, 1980.


Для цитирования:


Казнина Э.Ю. МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОВЕСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЯН И ГРУЗИН). Акмеология. 2016;(4):137-142.

For citation:


Kaznina E.Y. INTERCULTURAL FEATURES OF MORAL COMPETENCE IN THE CONTEXT OF CONCEPT OF CONSCIENCE (THROUGH THE EXAMPLE OF RUSSIANS AND GEORGIANS). Acmeology. 2016;(4):137-142. (In Russ.)

Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)