Preview

Акмеология

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Полный текст:

Аннотация

В статье представлено эмпирическое исследование, которое посвящено изучению профессиональной идентичности будущих специальных психологов. Профессиональная идентичность представлена как интегративное свойство личности, отражающая тождественность с самим собой, со своими профессиональными и жизненными ориентирами. Авторы предлагают изучать профессиональную идентичность через выделенные компоненты - рефлексивный, конативный, ценностно-смысловой, поведенческий. В статье предложены методики исследования, представлен количественный и качественный анализ результатов работы исследования. Эти результаты исследования показали, что у будущих специальных психологов недостаточно хорошо развиты рефлексивный и конативный компоненты (рефлексивность и эмпатия), компенсируемые сформированным поведенческим компонентом (способность к принятию решения и ориентация на социальные задачи). Причины сниженного рефлексивного и эмпатийного потенциала авторы видят в нескольких причинах: и в самом типе личности испытуемых, и в их возрасте, и в специфике обучения на дефектологическом факультете. Специалиста дефектологического профиля ориентируют прежде всего на соблюдение чётких схем работы с клиентами, имеющими нарушения в психофизиологическом развитии. При этом существует мало занятий и тренингов, посвящённых саморазвитию, рефлексии собственного личного опыта и мотивации выбора профессии. Таким образом, профессиональная идентичность достигается путём принятия определённых паттернов поведения в ситуации. Поэтому рефлексивность, эмпатия и ценности присваиваются как готовые элементы профессионального образа. Повышенный контроль чувств и мыслей, отмеченный у испытуемых, может усиливать внутреннее противоречие в ситуации, что является фактором эмоционального выгорания. Для развития профессиональной идентичности авторы предлагают насыщать дисциплины дефектологического профиля акмеологическими компонентами - рефлексивными тренингами и психотерапевтическими группами.

Об авторах

Анна Александровна Бехтер
Тихоокеанский государственный университет
Россия


Анастасия Андреевна Гречко
Тихоокеанский государственный университет
Россия


Светлана Васильевна Чебарыкова
Тихоокеанский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Баранник Н.В., Чебарыкова А.В. Научно-профессиональное сообщество как модель организации профессионального общения будущего специального психолога // Молодой учёный. 2016. № 8(112). - С. 873-875.

2. Бехтер А.А., Чебарыкова С.В. Акмеологические аспекты будущего специального психолога // Акмеология. 2016. № 1(57). - С. 144.

3. Бехтер А.А., Гагарин А.В. Рефлексивные методы обучения в развитии копинг-стратегий будущих психологов // Акмеология. 2014. № S. 1-2. - С. 255.

4. Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в подготовке бакалавров психологии // Акмеология. 2013. № 3. - С. 54-59.

5. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. 2011. № 3. - С. 5-12.

6. Деркач А.А., Гагарин А.В., Степнова Л.А. Акмеология: наука, практика, образование // Акмеология. 2014. № S 3-4. - С. 22-27.

7. Гасиленко К.М., Кочеткова Т.Н. Специфика эмпатии студентов гуманитарного вуза // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5(2). - С. 172-173.

8. Нозикова Н.В. Опыт организации интегративного обучения в средней общеобразовательной школе № 3 Хабаровска // Дефектология. 2011. № 3. - С. 81-85.

9. Панченко Т.А., Долгих Н.П. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата как фактор мотивации учебной деятельности // Проблемы высшего образования. 2015. № 1. - С. 143-145.

10. Родыгина У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. № 4.

11. Ткач Е.Н., Ткач Р.С. Социально-психологические факторы эмоционального выгорания сотрудников детских домов // Акмеология. 2016. № 1(57). - С. 64-69.

12. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность как психолого-педагогическая проблема вузовской подготовки психологов-практиков // Актуальные проблемы психологического знания. 2009. № 4. - С. 49-58.


Для цитирования:


Бехтер А.А., Гречко А.А., Чебарыкова С.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Акмеология. 2016;(4):89-95.

For citation:


Bekhter A.A., Grechko A.A., Chebarykova S.V. PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE SPECIAL PSYCHOLOGISTS: EMPIRICAL RESEARCH. Acmeology. 2016;(4):89-95. (In Russ.)

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)