Preview

Акмеология

Расширенный поиск

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА»

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования, нацеленного на психологический анализ и изучение концепта «профессиональное самовыражение» преподавателя вуза. Автором рассмотрены различные подходы генезиса концепта и возможности использования данного термина в психологии труда применительно к анализу профессионального самовыражения. Применены методы исследования: сравнительный анализ, включённое наблюдение, контент-анализ, опросы преподавателей вузов. Теоретически обоснован и эмпирически подтверждён тезис о существовании шести когнитивных признаков профессионального самовыражения преподавателя вуза как концепта: 1) в нем выступает уровень самосознания человека, в том числе и профессионального, причём самовыражение выступает интегрирующим, системообразующим компонентом самосознания; 2) оно является способом, которым личность проявляет, регулирует свою активность в процессе объективации в профессиональной деятельности; 3) оно выступает когнитивной моделью познания личности, посредством которой субъектом осуществляется познавательная деятельность этноса, социума, индивидуума в естественном языке; 4) это многозначный термин, выражающий определённый уровень знания и опыт человека и выражающий следующие компоненты этого процесса: способ организации жизни и регуляции времени; соотношение самолюбия и долга, анализ типа активности; тип противоречий, критических для личности; виды последствий критических противоречий; соотношение проблем саморегуляции, регуляции личностью своей жизни и регуляции личности обществом; тип мотивации; 5) оно эмоционально, личностно, имеет субъективный и личностный смысл и эмоционально-личностную окраску, им может быть выражено как вербальное, так и невербальное через имидж, поведение, реакции и др., а также имеет различные уровни: внешне-имиджевый, социально-профессиональный, творчески-преобразующий; 6) оно порождается и зависит как от уровня общей культуры преподавателя, так и от частных видов культуры - преподавательской, исследовательской, этно-культуры и др., в том числе и его тотальной толерантности. Рассмотренные результаты исследования важны как для личностно-профессионального развития преподавателей вуза и повышения эффективности их деятельности, так и для психологии труда, развития и акмеологии.

Об авторе

Ирина Владимировна Тарасова
Астраханский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Антология концептов / Под ред. В.И. Карасика и И.А. Стернина. Т. I. - Волгоград: Парадигма, 2005. - С. 10-15.

2. Арутюнова Н.Д. От редактора: Вступительная статья // Логический анализ языка: Культурные концепты: Сборник научных трудов / ИЯ АН СССР / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1991. - С. 3-5.

3. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. / Под ред. В.Н. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - С. 267-280.

4. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. - М.: Языки славянской культуры, 2001.- 288 с.

5. Виноградов С.Н. Термин как средство и объект описания (на материале русской лингвистической терминологии). - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2005.- 229 с.

6. Воркачёв С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в сознании // Филологические науки. 2001. № 1. - С. 64-72.

7. Гагарин А.В. Личностно-профессиональное развитие студентов в информационно-средовых взаимодействиях / А.В. Гагарин, Л.К. Раицкая, Л.А. Быстрякова // Социально-экологические технологии. 2013. № 1. - С. 063-076.

8. Гагарин А.В. Профессиональная подготовка конкурентоспособного преподавателя высшей школы: проблемы и перспективные направления // Акмеология. 2012. № 4(44). - С. 46-49.

9. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4. - С. 17-33.

10. Деркач А.А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Акмеология. 2014. № 1. - С. 6-15.

11. Жуковская Л.И. Семантическое наполнение концепта «Менталитет/ментальность» и его языковое воплощение в современном русском языке. Дис. … канд. филол. наук. - Нижний Новгород, 2015.- 197 с.

12. Залевская А.А. Языковое сознание: вопросы теории // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1. - С. 30-35.

13. Краткий словарь когнитивных терминов / E.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина / Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. - М.: Изд-во МГУ, 1996.

14. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. - М.: Academia, 1997. - С. 280-287.

15. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во МГУ, 1979.

16. Москаленко О.В. Профессиональное самосознание как генеральная категория личностно-профессионального развития специалиста // Акмеология. 2012. № 2. - С. 109-112.

17. Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания государственных служащих. - М.: РАГС, 2004.

18. Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека // Акмеология. 2014. № 3. - С. 65-67.

19. Москаленко О.В. Роль новых коммуникативно-информационных технологий в деятельности преподавателя вуза // Акмеология. 2014. № 1-2. - С. 163-164.

20. Москаленко О.В. Потенциал презентаций в преподавании учебных дисциплин в высшей школе // Акмеология. 2015. № 1. - С. 34-36.

21. Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приёмов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе. // Акмеология, 2015, № 2. С.- 248-256.

22. Москаленко О.В. Преподаватель высшей школы: сравнительный самоанализ со своими студентами // Акмеология. 2015. № 3. - С. 121-122.

23. Москаленко О.В. Возможности психодидактических приёмов и методов в организации учебного процесса высшей школы // Образовательные технологии. 2015. № 4. - С. 72-89.

24. Москаленко О.В. Перспективы вузовской науки с позиций психодидактики высшей школы // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 1(266). - С. 233-237.

25. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: АСТ Восток-Запад, 2007.

26. Руденко Д.И. Когнитивная наука, лингвофилософские парадигмы и границы культуры // Вопросы языкознания. 1992. № 6. - С. 19-35.

27. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. - Волгоград: Перемена, 2004.

28. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - М.: Тривола, 1996.

29. Тарасова И.В. Взаимосвязь профессионального самовыражения преподавателей и студентов // Акмеология. 2016. № 3(59). - С. 220-221.

30. Тарасова И.В. Акмеологические особенности профессионального самовыражения кадров управления: Дис. … канд. психол. наук. - Москва, 2006.- 231 с.


Для цитирования:


Тарасова И.В. СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА». Акмеология. 2016;(4):72-78.

For citation:


Tarasova I.V. CONTENTS OF THE CONCEPT OF PROFESSIONAL SELF- EXPRESSION OF A UNIVERSITY PROFESSOR. Acmeology. 2016;(4):72-78. (In Russ.)

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)