Preview

Акмеология

Расширенный поиск

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА КАК ОРГАНИЗАТОР УЧЕБНО-НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Полный текст:

Аннотация

В статье приведены результаты изучения проблем одного из главных видов учебно-научной и самостоятельной деятельности студентов - подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, а также магистерских диссертаций. Применены следующие методы исследования: сравнительный анализ организации этого вида деятельности в российских вузах; включённое наблюдение за студентами и преподавателями; контент-анализ квалификационных работ и магистерских диссертаций; опросы преподавателей, студентов и магистрантов вузов. Теоретический анализ позволил определить, что проблема неэффективности изучаемого вида работы студентов и преподавателей выступает как комплексная недоработка в воспитании, образовании, формировании и развитии общей культуры молодых представителей социума, возникшая как на предыдущих уровнях образования, так и в результате непродуктивного взаимодействия студентов со своими родителями и преподавателями. Также в этом проявляется студенческий инфантилизм, имеющий такие сущностные характеристики: амбивалентность, мотивационно-побудительная сила, формы проявления; затяжной характер и пролонгирование на следующие возрастные этапы; возможность коррекции и преодоления. В ходе теоретического анализа и эмпирического исследования определены психолого-дидактические аспекты организации учебно-научной деятельности студентов и преподавателей вузов: разработка чёткого алгоритма по cодержанию и срокам представления отчёта по каждому этапу выполнения работы; требование предоставления научному руководителю как электронного, так и распечатанного варианта отчёта по выполненному отдельному этапу работы; необходимость обязательного обучения написанию выпускных квалификационных работ, хотя бы студентов первого курса вузов; обучение деловому общению; повышение общей культуры студентов, магистрантов и преподавателей вузов. Рассмотренные результаты исследования важны как для повышения эффективности выполнения выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций, так и для решения психодидактических задач вузов и повышения профессионализма преподавателей.

Об авторе

Ольга Валентиновна Москаленко
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия


Список литературы

1. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990.- 240 с.

2. Беляков Н.С. Оформление учебных работ. Правила, рекомендации, советы. - М.: Либроком, 2010.- 88 с.

3. Болдин А.П., Максимов В.А. Основы научных исследований. - М.: Academia, 2012.- 336 с.

4. Бушенева Ю.И. Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работы. - М.: Дашков и К°, 2016.- 140 с.

5. Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2003.- 280 с.

6. Васильев Л.Г. Текст и его понимание. - Тверь: Изд-во ТГУ, 1991.- 67 с.

7. Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмеология. 2013. № 3. - С. 54-59.

8. Гагарин А.В. Профессиональная подготовка конкурентоспособного преподавателя высшей школы: проблемы и перспективные направления // Акмеология. 2012. № 4(44). - С. 46-49.

9. Гагарин А.В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование. - М.: Изд-во РУДН, 2011.- 160 с.

10. Деркач А.А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Акмеология. 2014. № 1. - С. 6-15.

11. Ефремова К.А., Киреева А.А. Программа подготовки магистерской диссертации. - М.: Изд-во МГИМО (У) МИД РФ, 2015.- 20 с.

12. Зимняя И.А. Психологическая характеристика понимания текста. - М.: Слово, 1988.- 324 с.

13. Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2005.- 448 с.

14. Комлацкий В.И., Комлацкий Г.В., Логинов С.В. Планирование и организация научных исследований. - М.: Феникс, 2014.- 208 с.

15. Коротков А.В. На 100 баллов. Как написать и защитить отличную курсовую работу, дипломный проект или магистерскую диссертацию в гуманитарном университете. - М.: МГИМО-Университет, 2010.- 34 с.

16. Круглов Д.В., Горелов Н.А. Методология научных исследований. - М.: Юрайт, 2016.- 292 с.

17. Круглов П.П., Куприянова А.В. Правильно оформляем и пишем реферат, курсовую, диплом на компьютере. - М.: Наука и техника, 2008.- 160 с.

18. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. - М.: Дашков и К°, 2012.- 340 с.

19. Молоканова Н.П. Курсовое и дипломное проектирование. - М.: Форум, 2011.- 88 с.

20. Москаленко О.В. Профессиональное самосознание как генеральная категория личностно-профессионального развития специалиста // Акмеология. 2012. № 2. - С. 109-112.

21. Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания государственных служащих. - М.: РАГС, 2004.- 226 с.

22. Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека. // Акмеология. 2014. № 3. - С. 65.

23. Москаленко О.В. Роль новых коммуникативно-информационных технологий в деятельности преподавателя вуза. // Акмеология. 2014. № 1-2. - С. 163.

24. Москаленко О.В. Потенциал презентаций в преподавании учебных дисциплин в высшей школе // Акмеология. 2015. № 1. - С. 34.

25. Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приёмов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе // Акмеология. 2015. № 2. - С. 248-256.

26. Москаленко О.В. Преподаватель высшей школы: сравнительный самоанализ со своими студентами // Акмеология. 2015. № 3. - С. 121-122.

27. Москаленко О.В. Возможности психодидактических приёмов и методов в организации учебного процесса высшей школы // Образовательные технологии, 2015. № 4. - С. 72-89.

28. Москаленко О.В., Назаров Т.А. Пути коррекции «студенческого инфантилизма» // Акмеология. 2015. № 3. - С. 128-129.

29. Москаленко О.В. Восприятие учащимися текста геометрической задачи на доказательство // Материалы внутривузовской научной конференции АГПИ. - Астрахань: Изд-во АГПИ, 1993. - С. 315-321.

30. Москаленко О.В. Изучение особенностей работы школьников с текстами геометрических задач как один из видов работы практического психолога // Материалы Всероссийской научной конференции. - М.: Изд-во ИПИ РАО, 1996. - С. 67.

31. Москаленко О.В. Изучение особенностей и оптимизации работы школьников с текстами геометрических задач как один из видов деятельности практического психолога // Мир психологии, 1997. № 2. - С. 28-31.

32. Невежин В.П. Как написать, оформить и защитить выпускную квалификационную работу. - М.: Инфра-М, Форум. 2012.- 112 с.

33. Рубо И.И. Психологический анализ стратегий чтения научного текста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Москва, 1998.- 26 с.

34. Румянцева Э.В. Взаимодействие автора и читателя научного текста. - СПб: Речь, 2005. - С. 90-97.

35. Ширинкина Л.В. Восприятие текста как психологический феномен: Дис. … канд. психол. наук. - Пермь: Изд-во ПГУ, 2004.- 235 c.


Для цитирования:


Москаленко О.В. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА КАК ОРГАНИЗАТОР УЧЕБНО-НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. Акмеология. 2016;(4):66-71.

For citation:


Moskalenko O.V. UNIVERSITY PROFESSOR AS THE ORGANIZER OF THE EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ACTIVITY OF STUDENTS. Acmeology. 2016;(4):66-71. (In Russ.)

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)