Preview

Акмеология

Расширенный поиск

«УМЕНИЕ»: РЕАЛЬНАЯ ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ В «УМЕНИИ УЧИТЬСЯ» (ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС)

Полный текст:

Аннотация

Предлагаемая статья открывает серию запланированных авторами в текущем году публикаций, выполненных в жанре «понятийно-терминологический экскурс». Учитывая очевидный факт, что и психология, и педагогика, в том числе её раздел «дидактика» (теория обучения), «грешат» сегодня отсутствием точных и понятных современным студентам-психологам определений ключевых психологических и/или педагогических феноменов (явлений), авторы создают прецедент «терминологического соглашения». Исключительно в учебных и дидактических целях (но не в плане «авторской претензии»), поскольку авторы предлагают лишь ориентир для тех, кто только «вступает» в современное психолого-педагогическое сообщество. С учётом адресности предлагаемого материала, предпринята попытка не дать определения абстрактным теоретическим понятиям («конструктам»), сложно поддающимся эмпирического изучению, а провести анализ тех их составляющих, которые и смогут стать предметом научных изысканий молодых исследователей. Первым таким понятием в серии «понятийно-терминологического экскурса» стало «умение».

Об авторах

Наталья Викторовна Соловьёва
Институт общественных наук; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия

Доктор педагогических наук, профессор.

Проспект Вернадского, 84, корп. 8; Москва



Александр Валерьевич Гагарин
Институт общественных наук; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия

Доктор педагогических наук, профессор.

Проспект Вернадского, 84, корп. 8; Москва



Список литературы

1. Левина И.И., Сушкова Ф.Б. Общеинтеллектуальные умения старшеклассников. М. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 144 с.

2. Легостаев И.И. Образование как основа консолидации российского общества (компетентностный подход). — М.: Социально-гуманитарные знания, 2006. — 296 с.

3. Лошкарева Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников. — М.: МГПИ, 1981. — 88 с.

4. Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика: учебник. — М.: Проспект, 2011. — 464 с.

5. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2004. — 560 с.

6. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминов. — СПб — Воронеж, 1995. — 232 с.

7. Паламарчук В.Д. Школа учит мыслить. — М.: Просвещение, 1987. — 208 с.

8. Перминова Л.М., Николаева Л.Н. Логико-дидактический подход к формированию общеучебных умений и навыков // Инновации в образовании. — 2008. — № 11. — С. 94-104.

9. Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. Н.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А, Сласте-нина. — М.: изд-во Института психотерапии, 2002. 585 с.

10. СимоновВ.П. Педагогический менеджмент. — М.: РПА, 1997. — 261 с.

11. Соловьёва Н.В. Формирование умений самостоятельной работы слушателей подготовительных курсов как средства адаптации к обучению в вузе. — Автореф. канд. дисс. ... пед. наук. — Казань, 1986. — 24 с.

12. Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя. — Ярославль, 1976. — 82 с.

13. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М.: Академия, 2003. — 288 с.

14. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. — М.: Просвещение, 1988. — 112 с.

15. Хамблин Д. Формирование учебных навыков: пер. с англ. — М.: Педагогика, 1960. 160 с.

16. Шамова Т.И. Избранное. — М.: Центральное изд-во, 2004. — 320 с.


Для цитирования:


Соловьёва Н.В., Гагарин А.В. «УМЕНИЕ»: РЕАЛЬНАЯ ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ В «УМЕНИИ УЧИТЬСЯ» (ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС). Акмеология. 2019;69(1):65-69.

For citation:


Solovyova N.V., Gagarin A.V. «ABILITY»: ACTUAL REPRESENTATIVENESS IN «LEARNING ABILITY» (CONCEPTUAL-TERMINOLOGICAL EXCURSUS). Acmeology. 2019;69(1):65-69. (In Russ.)

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)