Preview

Акмеология

Расширенный поиск

СОЗДАНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ПО УСКОРЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СПЕЦИАЛИСТА

Полный текст:

Аннотация

Представлены результаты исследования индивидуально-типологических характеристик, повышающих и понижающих эффективность деятельности профессионалов, с учётом возрастных изменений и особенностей осознанной регуляции поведения. Экспериментальная выборка состояла из 193 мужчин. Психодиагностический комплекс включал следующие методики: Опросник BIS/BAS (БИС-БАС), Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (ОФДСИ), Опросник Айзенка (PEN), Опросник тревожности Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory), Опросник Грасмика, Опросник Басса — Перри, Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
В результате анализа полученных данных были выделены комплексы индивидуально-типологических переменных, значимо отличающие «успешных» и «неуспешных специалистов» согласно внешнему критерию. Выявлены факторы, способствующие и препятствующие успешной профессионализации специалистов с преобладанием административно-управленческого и сенсорно-моторного видов деятельности. Были выделены три профиля саморегуляции в исследуемых группах: низкая саморегуляция, средняя саморегуляция, высокая саморегуляция (кластерный анализ). Группа с низким уровнем саморегуляции характеризовалась умеренным развитием всех звеньев саморегуляции в сочетании с высокой самостоятельностью и независимостью в принятии решений. Группа со средним уровнем саморегуляции характеризовалась низкими значениями самостоятельности и планирования, но высокими возможностями моделирования ситуации и оценивания результатов действий. Группа с высоким уровнем саморегуляции характеризовалась высокими значениями всех звеньев саморегуляции в сочетании с низкой самостоятельностью.
Выделенные профили могут быть положены в основу разработки программ, использующих применение особенных приёмов и способов обучения и прохождение учебного курса в индивидуальном темпе в зависимости от индивидуально-типологических особенностей обучающегося и сензитивного периода психических функций.

Об авторах

Вера Геннадьевна Булыгина
Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского (ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского»); Московский государственный психолого-педагогический университет (ГБУ ВО МГППУ)
Россия

доктор психологических наук, руководитель Лаборатории психогигиены и психопрофилактики ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского;

профессор кафедры судебной и клинической психологии факультета юридической психологии ГБУ ВО МГППУ

Кропоткинский пер., 23



Надежда Евгеньевна Лысенко
Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского (ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского»)
Россия

научный сотрудник Лаборатории психогигиены и психопрофилактики ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского»

Кропоткинский пер., 23

 



Мария Евгеньевна Ковалёва
Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского (ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского»)
Россия

младший научный сотрудник Лаборатории психогигиены и психопрофилактики ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского»

Кропоткинский пер., 23 



Алеся Сергеевна Васильченко
Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского (ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского»)
Россия

младший научный сотрудник Лаборатории психогигиены и психопрофилактики ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского»

Кропоткинский пер., 23



Список литературы

1. Алёхин А.Н. Методологический диагноз психологической диагностике // Психологическая диагностика. Ежеквартальный научно-практический журнал. — 2014. — № 2. — С.67–76.

2. Батурин Н.А. Современная психодиагностика в России // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». — 2008. — Вып.2.; Батурин Н.А. «Современная психодиагностика в России»: Пленарный доклад на Всероссийской конференции «Современная психодиагностика в изменяющейся России», организованной при поддержке РГНФ (№ 08–06–85682 г/у) 29 декабря, 2008 г.

3. Бородина Т.И., Носс И.Н. Личностно-профессиональная спецификация государственных служащих: монография / под общ. ред. А.В. Булгакова. — М.: ИИУ МГОУ, 2018. — 288 с.

4. Голубева Э.А. Способности и склонности: Комплексные исследования. — М.: Педагогика, 1989. — 200 с.

5. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен. — М: Научно-исследовательский институт школьных технологий, 2016.

6. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта: автореферат дисс. … докт. психол. н. — Л., ЛГУ, 1969. — 34 с.

7. Крук В.М., Федотов А.Ю. Системно-ситуативный анализ в практической деятельности должностных лиц психологической службы: учебно-методическое пособие. — М.: Научно-учебный комплекс «Информатика и системы управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016.

8. Либин А.В. Дифференциальная психология. Наука о сходстве и различиях между людьми. — М.: Эксмо, 2008. — 576 с.

9. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В.Д. Небылицын. — М.: Просвещение, 1966. — 383 с.

10. Носс И.Н., Федотов А.Ю., Кравченко А.В. К вопросу о моделировании личностно-профессиональной пригодности курсантов вузов МВД России // Инновации в образовании. — 2017. — № 2. — С.94–106.

11. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В. М. Русалов. — М.: Наука, 1979. — 352 с.

12. Слободская Е.Р. Темперамент как фактор приспособления личности в критические периоды развития: дис.... д-ра психол. наук: 19.00.01 / Слободская Елена Романовна. — Новосибирск, 2000. — 310 c.

13. Сугоняев К.В. Приключения зарубежных тестов в России / В сб.: Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: Мат. XI межвуз. науч.-практ. конф., 4.04.2013, г. Москва / Под ред. А.В. Карасева, В.А. Собины. — М.: ИНЭП, 2013. — С. 173–189.

14. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. — М.: Педагогика, 1985. — Т. II. — 360 с.

15. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. — 192 с.

16. Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски: Учебное пособие. — М.: ВПА, 1989.

17. Brainard M.S., Knudsen E.I. Sensitive periods for visual calibration of the auditory space map in the barn owl optic tectum // Journal of Neuroscience. — 1998. — № 18. — Р. 3929–3942.

18. Jones E.G. Cortical and subcortical contributions to activity-development in primate somatosensory cortex // Annual Review of Neuroscience. — № 23. — pp. 1–37.

19. Schmidt F. L., Oh, I-S & Shaffer, J. The Validity and Utility of Selection Methods in Personnel Psychology: Practical and Theoretical Implications of 95 Years of Research Findings. Выступление на семинаре PTC/MW 6 ноября 2013 г. (https://assessment.livejournal.com/4912.html).

20. Strelau J. Exploration in Temperament / J. Strelau. — Kluver Academic Publishers, 2002. — 475 p.


Для цитирования:


Булыгина В.Г., Лысенко Н.Е., Ковалёва М.Е., Васильченко А.С. СОЗДАНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ПО УСКОРЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СПЕЦИАЛИСТА. Акмеология. 2018;68(4):37-43.

For citation:


Bulygina V.G., Lysenko N.E., Kovaleva M.E., Vasilchenko A.V. CREATING INDIVIDUALIZED PROGRAMS ON ACCELERATED TRAINING WITH ACCOUNT TAKEN OF THE INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL PROFILE OF THE SPECIALIST. Acmeology. 2018;68(4):37-43. (In Russ.)

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)