Preview

Акмеология

Расширенный поиск

О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ)

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрены особенности различных методологических подходов к проектированию экологического развития личности, намечены некоторые направления их использования в учебном процессе высшего учебного заведения. В рамках анализа показано, что в современных условиях следует руководствоваться разумным дозированием и комбинированием различных подходов. При этом определённый подход может становиться ведущим, а элементы остальных подходов будут выступать по отношению к этому ведущему подходу дополняющими руководящими началами в едином педагогическом процессе. Тем самым речь идёт о комплексном подходе, формируемом педагогом исходя из представлений о наиболее желательном результате педагогического процесса. В этой связи рассмотрены особенности получивших наибольшее распространение в педагогике методологических подходов: системного, синергетического, личностного, деятельностного, полисубъектного (диалогического), антропологического, этнопедагогического, компетентностного, культурологического, аксиологического.

Об авторах

Юлия Михайловна Гришаева
Московский государственный областной университет (МГОУ)
Россия

доктор педагогических наук, доцент;

профессор кафедры физической географии, природопользования и методики обучения географии МГОУ

141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24



Станислав Николаевич Глазачев

Россия

доктор педагогических наук, профессор; 

академик-секретарь Отделения экологии Русской секции Международной академии наук

Москва 



Юрий Васильевич Шумилов
Московский государственный областной университет (МГОУ)
Россия

доктор геолого-минералогических наук, профессор; 

профессор кафедры физической географии, природопользования и методики обучения географии МГОУ

141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24



Иосиф Васильевич Спирин
ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ»)
Россия

доктор технических наук, профессор; 

главный научный сотрудник ОАО «НИИАТ»

125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, 24



Александр Валерьевич Гагарин
Российская академия государственной службы и народного хозяйства при Президенте РФ
Россия

доктор педагогических наук, профессор; 

профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности

Москва



Леонид Иванович Егоренков
Московский государственный областной университет (МГОУ)
Россия

доктор географических наук, профессор; 

профессор кафедры экологии и природопользования МГОУ

141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24



Список литературы

1. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — 3-е изд., исп. — Минск: Книжный Дом, 2003. — 1280 с.

2. Ахвердиев К.Н. Основные методологические подходы в педагогике // Молодой учёный. — 2010. — № 6. — С. 308–310. URL https://moluch.ru/archive/17/1674/(дата обращения: 06.10.2018).

3. Новиков А.М. Методология образования / А.М. Новиков. — 2-е изд. — М.: ЭГВЕС, 2006. — 488 с.

4. Гагарин А.В. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация: учеб. пособие. / Гагарин А.В., Глазачев С.Н. — М., 2012. — 240 с.

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.

6. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем / А.И. Уемов. — М.: Мысль, 1978. — 272 с.

7. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — М.: Высшая школа, 2000. — 356 с.

8. Сидоров С.В. Правила реализации системного подхода в управлении развивающейся школой // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение», — 2010. — № 2.

9. Спирин И.В. Резервирование в управлении хозяйственными системами (на примере транспорта) / И.В. Спирин. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. — 199 с.

10. Мукушев Б.А. Синергетический подход к экологизации образования // Alma Mater. — 2008. — № 10. — С. 30–38.

11. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. — 1994. — № 4. — С. 31– 36.

12. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. — Минск: Университетское изд-во, 1990. — 560 с.

13. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2013. — 448 c.

14. Анисимов О.С., Глазачев С.Н. Механизмы рефлексивной самоорганизации формирования экологической культуры // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова, сер. «Социально-экологические технологии». — М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова. — 2011. — № 1. — С. 7–19.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

16. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / А.Н. Леонтьев; под ред. А.А. Леонтьева и Д.А. Леонтьева. — М.: Изд-во Московского ун-та им. М.В. Ломоносова, 1994. — 228 с.

17. Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2014. — Т. 11. — № 2. — С. 36–50.

18. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования / В.И. Слободчиков. — Екатеринбург., 2010. — 261 с.

19. Насырова М.Б. Этнопедагогический подход в воспитании культуры межнационального общения студента: дис. … докт. пед. наук: 13.00.01; защищена 03.12.2008 / Насырова Мусфира Бадиковна. — Оренбург, 2008. — 444 с. [http://www.dissercat.com/content/etnopedagogicheskii-podkhod-v-vospitaniikultury-mezhnatsionalnogo-obshcheniyastudenta#ixzz5TGWXo05h].

20. Гришаева Ю.М. Эколого-профессиональная компетентность личности: педагогическая адаптация: Монография / Ю.М. Гришаева. — М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. — 172 с.

21. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.А. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23–29.

22. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Монография / Под ред. В.А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. — СПб.: Речь, 2005. — 392 с.

23. Райцев А.В. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза: дис. … докт. пед. наук: 13.00.08; защищена 26.02.2004 / Райцев Анатолий Васильевич. — СПб., 2004. — 309 с.

24. Каган М.С. Философия культуры: учеб. пособие для академического бакалавриата / М. С. Каган. — М.: Юрайт, 2018. — 353 с.

25. Вагнер И.В., Глазачев О.С., Глазачев С.Н. Фактор культуры в проблемном поле экологии человека: информационное общество и экологическая культура // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова: сер. «Социально-экологические технологии». — 2013. — № 2. — С. 21–37.

26. Гагарин А.В. Воспитание природой: Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А.В. Гагарин. — М.: Изд-во МГППИ, 2000. — 232 с.

27. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма: Монография / А.А. Деркач. — М.: МПСИ. 2004. — 752 с.

28. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии / В.И. Панов. — М.: Наука, 2004. — 197 с.

29. Степанов С.А. Основные методологические и содержательные аспекты экологического образования для устойчивого развития в высшем учебном заведении: Монография / С.А. Степанов. — М.: Изд. МНЭПУ, 2010. — 246 с.

30. Гришаева Ю.М. Экологическое образование как стратегия гуманизации // Вестник ГУУ.М.: Издательский Дом ГУУ. — 2010. — № 23. — С. 24–26.

31. Гришаева Ю.М. Экологическая культура личности в новой коэволюционной парадигме // Вестник Международной академии наук (Русская секция). — М.: Изд. Отделение иностранного некоммерческого неправительственного объединения «Международный совет по научному развитию» (Русская секция Международной академии наук). — 2010. — № S1. — С. 90–92.


Для цитирования:


Гришаева Ю.М., Глазачев С.Н., Шумилов Ю.В., Спирин И.В., Гагарин А.В., Егоренков Л.И. О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ). Акмеология. 2018;68(4):8-12.

For citation:


Grishaeva Y.M., Glazachev S.N., Shumilov Y.V., Spirin I.V., Gagarin A.V., Egorenkov L.I. ON METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DESIGN OF THE PERSONALITY ENVIRONMENTAL DEVELOPMENT (BY THE EXAMPLE OF HIGHER SCHOOL). Acmeology. 2018;68(4):8-12. (In Russ.)

Просмотров: 35


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)