Preview

Акмеология

Расширенный поиск

СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТА ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

Содержание статьи описывает итоги исследования, организованного с целью эмпирической проверки модели субъекта инновационной педагогической деятельности. С помощью экспериментальной методики «Стадии становления субъекта профессиональной деятельности» В.И. Панова, И.В. Плаксиной выявлялись достигнутые выборкой педагогов стадии субъектности экопсихологической (онтологической) модели В.И. Панова; устанавливались различия в субъектных качествах испытуемых, связанных со стажем профессиональной деятельности; анализировались преобладающие проявления субъектности в различных видах профессиональной активности.

Анализ полученных результатов позволил установить, что у половины испытуемых педагогов в личностно-профессиональном саморазвитии достигнута субъектность продуктивного уровня (стадия Творец), что определяет готовность к инновационной педагогической деятельности. Опыт работы в образовании способствует восходящей стадиальной динамике. Многие виды профессиональной активности взаимосвязанно требуют и формируют мотивацию к творческому самовыражению и преобразованию образовательной среды.

Результаты исследования верифицируют положения теоретической модели субъекта инновационной педагогической деятельности и актуализируют психологический аспект в системе научно-методического обеспечения процесса формирования компетенций в области инновационной педагогической деятельности. Результаты исследования могут стать обоснованием применения онтологической модели поэтапного развития субъектности в высшем педагогическом образовании. Апробирование в качестве диагностического инструментария исследования экспериментальной методики В.И. Панова, И.В. Плаксиной создаёт возможности её использования в практике образования.

В дальнейшем исследовательском поиске запланирована экспериментальная проверка теоретической модели становления субъекта инновационной деятельности.

Об авторе

Елена Николаевна Малова
Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Россия

Старший преподаватель кафедры педагогики.

Ул. Горького, 87, Владимир, 600000



Список литературы

1. Агирова С.Х., Керефова З.В. Акмеологические аспекты профессионального развития личности студента в вузе // Акмеология. — 2014. — № 1-2. — С. 21-22. URL: https://acmeology.elpub.ru/jour/index

2. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. — 2016. — № 1. — С. 8-13. URL: https://acmeology.elpub.ru/jour/index

3. Деркач А.А., Назаров С.А. Профессиональное самоопределение: сущность, структура, содержание // Акмеология. — 2018. — № 1 (65). — С. 5-8. URL: https://acmeology.elpub.ru/jour/index

4. Звягинцева Н.Ю. Сопряжённое формирование инновационной компетентности старшеклассника в самообразовательной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2012.. — URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 5.09.2018)

5. Ильина Н.Ф. Становление инновационной компетентности педагога: вопросы теории и практики: монография. — Красноярск: Поликом, 2014. — 224 с. URL: http://kco-kras.ru/index.php/publications/books/ilyina/

6. Кларин М.В. Инструмент инновационного образования: организационнодеятельностная педагогика [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. Научный электронный журнал. — 2016. — Т. 13, № 1. — С. 86-103. doi: 10.15393/j5.art.2016.3072 (дата обращения: 15.09.2018)

7. Колесов В.И., Казаков Ю.Н. Акмеологическое измерение инновационности развития современного образования в России // Акмеология. — 2016. № 4. — С. 243-248. URL: https://acmeology.elpub.ru/jour/index

8. Кошман Д.М. Акмеологическая компетентность будущего учителя: сущность, структура и содержание // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 9495. URL: https://acmeology.elpub.ru/jour/index

9. Мурзина Н.П. Изучение готовности педагогов школы к инновационной деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы // Вестник практической психологии образования. — 2010. — № 4 (25). — С. 52-63. URL: http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/

10. Назаров С.А. Акмеологическая система профессионального развития личности // Акмеология. — 2016. — № 1S. — С. 79-80. URL: https://acmeology.elpub.ru/jour/index

11. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск / В.И. Панов. — М.; СПб.: Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014. — 296 с. URL: https://nestorbook.ru/uCat/item/770

12. Пантелеева В.В., Кнышева Т.П. Опросник инновационной готовности персонала // Акмеология. — 2016. — № 3. — С. 81-86. URL: https://acmeology.elpub.ru/jour/index

13. Прищепа Т.А. Значение профессионального опыта в процессах формирования и развития инновационного компонента педагогической деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2010. — № 1. — С. 131-134. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/

14. Сабанчиева Р.З., Хамизова И.Х. Акмеологическая готовность студентов к профессиональной деятельности // Акмеология. — 2014. № 3-4. — С. 228-229. URL: https://acmeology.dpub.ru/jour/index

15. Сластенин В.А., Исаев В.А., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего образования / В.А. Сластенин, В.А. Исаев, Е.Н.Шиянов. — М.: Академия, 2014. — 608 с. URL: https://nashol.com/2016010887887/pedagogika-slastenin-v-a-isaev-i-f-shiyanov-e-n-2014.html


Для цитирования:


Малова Е.Н. СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТА ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Акмеология. 2019;69(1):34-39.

For citation:


Malova E.N. FORMATION OF THE SUBJECT OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY: EXPERIENCE OF THE THEORETICAL AND EMPIRICAL RESEARCH. Acmeology. 2019;69(1):34-39. (In Russ.)

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)