Preview

Акмеология

Расширенный поиск

СООТНОШЕНИЕ ОБЩИХ (КРЕАТИВНОСТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ) И ПОНЯТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВУШЕК В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвящённого анализу соотношений показателей креативности и интеллекта у девушек с разным уровнем сформированности понятийных способностей. Полученные результаты свидетельствуют о тесной взаимосвязи понятийных способностей с показателями психометрического интеллекта и невербальной креативности, однако мера выраженности интеллекта и креативности варьирует в зависимости от степени сформированности понятийных способностей: высокий уровень сформированности как категориальных, так и концептуальных способностей сопряжён с высокими показателями интеллекта и креативности; средний уровень категориальных способностей и низкий уровень концептуальных способностей коррелируют со средним уровнем значений интеллекта и креативности; низкий уровень концептуальных и категориальных способностей сопряжён с низкими показателями интеллекта и креативности. Следует отметить, что достоверные связи между показателями креативности и интеллекта выявлены только для случая среднего уровня категориальных и низкого уровня концептуальных способностей.

Об авторе

Наталья Эдуардовна Волкова
ФГБУН Институт психологии Российской академии наук; ФГБОУ ВО Государственный академический университет гуманитарных наук
Россия

Сотрудник Лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН; аспирант кафедры общей психологии факультета психологии ГАУГН.

129366 Москва, ул. Ярославская, 13, комн. 309



Список литературы

1. Айзенк Г.Ю. Проверь свои способности. — М.: Просвещение, 1992. — 64 с.

2. Виноградова Т.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: Роль биологических и социальных факторов / Т.В. Виноградова, В.В. Семёнов // Вопросы психологии. — 1993. — № 2.

3. Волкова Е.В. Общий универсальный закон развития, развитие когнитивных структур химического знания и химические способности. — Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного университета, 2008.

4. Волкова Е.В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности // Психологический журнал. — 2011. — Т. 32. — № 4. — С. 95–105.

5. Волкова Е.В. Гендерные различия творческих способностей // Психология в системе комплексного человекознания. Ч. 1. / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2012. — С. 785–789.

6. Волкова Е.В. Триединый аспект функциональной организации концепта: прошлое, настоящее и будущее // Мир психологии. — 2013. — № 2. — С. 29–41.

7. Геодакян В.А. Эволюционная логика дифференциации полов в филогенезе и онтогенезе: Автореф. дис. … д-ра биологических наук. — М., 1987.

8. Григоренко Е.А., Кочубей Б.И. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез близнецами // Новые исследования в психологии. — 1989. — № 2. — С. 15–20.

9. Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2 / Сост. и ред. Н.И. Чуприкова, Е.В. Волкова. — М.: Языки славянской культуры: Знак, 2014. — 720 с., ил. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning).

10. Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — № 2. — С. 61–70.

11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2007.

12. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с.

13. Пономарёв Я.А. Психология творения. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 1999.

14. Психология способностей: современное состояние и перспективны исследований / Материалы научной конференции, посвящённой памяти В.Н. Дружинина. / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, М.А. Холодная. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2005.

15. Психологические исследования интеллекта и творчества // Материалы научной конференции, посвящённой памяти Я.А. Пономарёва и В.Н. Дружинина / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, Т.В. Галкина. 2010.

16. Стернберг Р., Григоренко Е.Л. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской. — М.: Молодая гвардия, 1997. — 402 с. — С 111–126. — (Библиотека «Одарённые дети»)

17. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.

18. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2012. — 288 с.

19. Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). — М.: Языки славянской культуры: Знак, 2015. — 608 с., ил. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning).

20. Eysenck H.J. The structure and measurement of intelligence. — N.Y.: Springer, 1979.

21. Eysenck H.J., Barrett P. Psychophysiology and the measurement of intelligence // Reynolds C.R., Willson V. (eds.) Methogological and statistical advances in the study of individual differences. — N.Y.: Plenum Press, 1985.

22. Gruber H. On the hypothesized relation between giftedness and creativity // D. H. Feldman (ed.). New directions for child development: № 17. Developmental approaches to giftedness and creativity. — San Francisco: Jossey-Bass, 1982.

23. Guilford J.P. The nature of human intelligence. — New York: Mc Graw “ Hill, 1967.

24. Taylor C.W. Cultirating multiple creative talents in students // Journal for the Education of the Giften. 1985. Vol. 8. — P. 187–198.

25. Torrance E.P. The Torrance Tests of Creative Thinking-Norms-Technical Manual Research Edition-Verbal Tests, Forms A and B- Figural Tests, Forms A and B. Princeton, — NJ: Personnel Press, 1974.


Для цитирования:


Волкова Н.Э. СООТНОШЕНИЕ ОБЩИХ (КРЕАТИВНОСТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ) И ПОНЯТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВУШЕК В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ. Акмеология. 2018;67(3):52-57.

For citation:


Volkova N.E. THE RATIO OF GENERAL (CREATIVITY, INTELLIGENCE) AND CONCEPTUAL ABILITIES IN GIRLS DURING EARLY ADULTHOOD. Acmeology. 2018;67(3):52-57. (In Russ.)

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)