Preview

Акмеология

Расширенный поиск

ВЛИЯНИЕ ТИПОВ СЕМЕЙНО-РОДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение влияния типа родительской семьи на особенности проявления субъективного контроля активности студентов. Для реализации поставленной цели проведён теоретический анализ проблемы детерминирующих основ организации активности личности, подобраны методы исследования, выявлены и проанализированы различия в проявлении субъективного контроля значимых событий жизни студентами из разных типов родительской семьи. Теоретически обосновано положение о рассмотрении субъективных переживаний личности в качестве фактора контроля, регуляции и организации активности. На основе анализа отечественных и зарубежных психологических исследований были выделены некоторые значимые параметры организации активности в жизненных ситуациях: уровень субъективного контроля личности, а также восприятие и переживание жизненных изменений, на основе которых реализуется активность в жизнедеятельности человека. В данном исследовании использованы методы: а) диагностики типа семейно-родовых отношений; б) «измерения» сформированного уровня субъективного контроля; в) выявления степени представленности образов событий жизни в сознании и их переживания; г) двухфакторного дисперсионного анализа. Результаты исследования конкретизируют представления о социокультурной детерминации личностных качеств и психики человека. Показаны специфические значимые различия в проявлении субъективного контроля активности у студентов, включённых в разные типы семейно-родовых отношений: при увеличении показателей признаков нуклеарной семьи снижаются интернальность и востребованность субъективных переживаний в организации своей активности. Результаты исследования могут использоваться при решении проблем социально-психологической адаптации и организации учебно-профессиональной деятельности студентов.

Об авторе

Ирина Николаевна Токарева
Институт психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета
Россия


Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. - 329 с.

2. Андреева Т.В. Психология современной семьи: Монография. - СПб.: Речь, 2005. - 256 с.

3. Выготский Л.С. Лекции по педологии. - Ижевск, 2001. - С. 10-31.

4. Гришина Н.В. Психология жизненного пути // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28. - № 5. - С. 81-88.

5. Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб.: Сенсор, 2000. - 368 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

7. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 426 с.

8. Обоэов H.H., Авакумова О.Н., Трапезникова Т.М. Влияние личностных характеристик родителей и взаимоотношений между ними на формирование личности ребёнка // Психология возрастных коллективов. - М., 1978. - С. 128-199.

9. Пиаже Ж., Инельдер Б. Психология ребёнка. - СПб.: Питер, 2003. - 160 с.

10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

11. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 287 с.

12. Токарева И.Н. Программа и методы исследования субъектных характеристик личности студентов из разных типов родительской семьи: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. проф. В.К. Шабельникова. - М.: ИИУ МГОУ, 2013. - 38 с.; ISBN 978-5-7017-2179-9.

13. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. - М.: Наука, 1991. - 456 с.

14. Шабельников В.К. Социально-психологические основания анализа жизнедеятельности семьи как детерминирующей системы развития личности // Семейная психология и семейная терапия. - 2007. - № 4. - С. 93-104.

15. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 280 с.


Для цитирования:


Токарева И.Н. ВЛИЯНИЕ ТИПОВ СЕМЕЙНО-РОДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ. Акмеология. 2017;(4):64-67.

For citation:


Tokareva I.N. INFLUENCE OF THE TYPES OF FAMILY-ANCESTRAL RELATIONSHIPS ON THE PECULIARITIES OF SUBJECTIVE CONTROL OF STUDENTS’ ACTIVITY. Acmeology. 2017;(4):64-67. (In Russ.)

Просмотров: 46


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)