Preview

Акмеология

Расширенный поиск

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ»

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются традиционные и инновационные научно-методические подходы к исследованию феномена профессиональной готовности. Установлено, что профессиональная готовность изучалась в рамках различных социальных наук, в результате чего был накоплен обширный теоретический и практический материал; в то же время отсутствует единый комплексный подход, позволяющий подойти к предмету исследования всесторонне. Показано, что наряду с классическими подходами - функциональным, личностным, субъектно-деятельностным - стали применяться инновационные подходы: системный, аксиологический, синергетический. Особо выделен акмеологический подход как наиболее перспективный, наиболее открытый к внешним вызовам современного общества, так как он предусматривает полноту и слияние в рамках целостной системы как исследовательских, так и деятельностных моделей, алгоритмов и технологий.

Об авторах

Елена Петровна Костенко
Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия


Ольга Ивановна Лебединцева
Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия


Список литературы

1. Абульханова К.А. Акмеология вчера, сегодня, завтра // Прикладная психология и психоанализ. - 1997. - № 1. - С. 12-27.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

3. Арендачук И.В. Адаптационная готовность личности к учебно-профессиональной деятельности: системно-диахронический подход // Современные исследования социальных проблем: Электронный журнал URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsionnaya-gotovnost-lichnosti-k-uchebno-professionalnoy-deyatelnosti-sistemno-diahronicheskiy-podhod (дата обращения: 22.02.2017).

4. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика: От душевного кризиса к высшему «Я». - М.: РЕФЛ-бук, 1994. - 311 с.

5. Вудкок М. Раскрепощённый менеджер: Для руководителя-практика. - 2-е изд., перераб. - М.: Дело, 1994. - 317 с.

6. Деркач А.А., Гагарин А.В., Степнова Л.А. Акмеология: наука, практика, образование // Акмеология. - 2014. - № 3-4. - С. 22-27.

7. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 176 с.

8. Забродин Ю.М. Очерки теории психологической регуляции поведения. - М.: Магистр, 1997. - 215 с.

9. Завоёванная Н.С. Профессиональная готовность: краткая история, основные понятия и подходы к изучению // Наука. Мысль. - 2014. - № 11. - С. 6-13.

10. Звягинцева Н.Ю. Формирование готовности к инновационной деятельности будущего педагога в условиях модульного обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - С. 72-79.

11. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стёр. - М.: Академия, 2004. - 206 с.

12. Караваев А.Ф. Условия профессионального становления сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2012. - № 4 (51). - С. 44-48.

13. Кашапов М.М. Акмеология: Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГУ им. П.Г. Демидова, 2011. - 111 с.

14. Козлова Н.В. Личностно-профессиональное развитие педагогов в условиях модернизации образования // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 341. - С. 178-180.

15. Левитов Н.Л. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с.

16. Лыткин А.В. Синергетический подход к диагностике формирования компетенций // Учёные записки университета Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 145-150.

17. Массанов А.В. Формирование психологической готовности старших подростков к профессиональному самоопределению: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Киев, 1988. - 17 с.

18. Молокостова А.М. Социальные риски в профессиональном развитии: теоретический обзор и подходы к изучению // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11. - С. 1720-1727.

19. Нужнова С.В. Закономерности и принципы формирования готовности к профессиональной мобильности у студентов в условиях провинции // Вестник ЧГПУ. - 2009. - № 5. - С. 122¾133.

20. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 255 с.

21. Психические состояния. - СПб.: Питер, 2000. - 506 с.

22. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация. - М.: Когнито-Центр, 2002. - 396 с.

23. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Л.В. Бозрикова, В.В. Водзинская, Л.Д. Докторова и др.; под ред. В.А. Ядова. - Л.: Наука, 1979. - 264 с.

24. Сластёнин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический подход // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 4. - С. 13-23.

25. Чурсина А.С. Методологические подходы к формированию готовности к профессиональному саморазвитию // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. - С. 74-79.

26. Bandura A. Human agency in social cognitive theory // American Psychologist. - 1989. - Vol. 44. - P. 1175-1184.

27. Dawis R.V. A psychological theory of work adjustment: an individual-differences model and its applications / René V. Dawis, Lloyd H. Lofquist. - Minneapolis: Univ. of Minnesota Pr., 1984. - 245 p.

28. Holland J.L. Current status of Holland's theory of careers: Another perspective / H.L. Holland // Career Development Quarterly, 1987. - Vol. 36. - P. 24-30.

29. Rotter Julian B. The development and applications of social learning theory: selected papers / Julian B. Rotter. - New York: Praeger, 1982. - 367 p.

30. Super D. Vocational maturity in adulthood // Vocational Behavior, 1979. - Vol. 14. - Р. 255-270.


Для цитирования:


Костенко Е.П., Лебединцева О.И. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ». Акмеология. 2017;(4):30-33.

For citation:


Kostenko E.P., Lebedintseva O.I. MODERN APPROACHES TO THE ANALYSIS OF “PROFESSIONAL READINESS” CONCEPT. Acmeology. 2017;(4):30-33. (In Russ.)

Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)