Preview

Акмеология

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМЫ РЕФЛЕКСИВНОЙ АКМЕОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ К.Н. ВЕНТЦЕЛЯ (К 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Полный текст:

Аннотация

В статье представлен науковедческий и методологический анализ жизнедеятельности и психолого-педагогических идей крупного учёного-гуманитария Серебряного века российской культуры Константина Николаевича Вентцеля. С позиций рефлексивной акмеологии и персонологии творчества охарактеризованы разработанные Вентцелем философско-педагогическая теория свободного воспитания и образовательная практика свободной школы. Подробно рассмотрены философские основы концепции творческой личности, прослежен её генезис в рамках философских и психологических дискуссий конца XIX - начала XX века. В своём исследовании авторы выявляют неразрывность жизненного пути Вентцеля, его философских установок, психологической концепции и педагогических идей. Посредством историко-философской реконструкции вскрывается зависимость теории Вентцеля от этических и психологических дискуссий в русской культуре Серебряного века (религиозное толстовство, философский волюнтаризм, политическое народовольство, легальный марксизм) и в послекантовской европейской философии (в частности, по вопросу о свободе воли), а педагогический проект Вентцеля рассматривается как реализация этических, философских и психологических идей. В этом целостном психолого-педагогическом контексте показано значение для становления акмеологии его оригинальной пра-акмеологической концепции развития творческой личности в социокультурных российских условиях.

Об авторах

Игорь Никитович Семёнов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Илья Ильич Павлов
Школа философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Бергсон А. Творческая эволюция. - Минск: Харвест, 1999.

2. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования / Под ред. Г.А. Берулавы, И.Н. Семёнова. - Бийск: Изд-во БиГПИ, 1995.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале ХХ в. - М.: Изд-во РАО, 1998.

4. Бодалёв А.А. Качества личности великих или выдающихся как ориентир для воспитания молодёжи // Мир образования - образование в мире. - 2004. - № 1.

5. Проблемы рефлексивной психологии, акмеологии, политологии, педагогики социального развития и профессионального образования / Под ред. Т.С. Болховитина, И.Н. Семёнова. - М.; Брянск: БФ ОРАГС - ИРПТиГО, 2001. - 258 с.

6. Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания. - М., 1896. - 47 с.

7. Вентцель К.Н. Борьба за свободную школу. - М., 1906. - 291 с.

8. Вентцель К.Н. Критика и библиография. Учение о воле в новой психологии // Вопросы философии и психологии. - 1890. - № 5. - С. 1-25; 1891. - № 6. С. 1-23.

9. Вентцель К.Н. Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка (1918) // Гуманитарный контекст. - 2009. - № 2. - С. 288-302.

10. Вентцель К.Н. Принцип индивидуальности: О статье В. Зеньковского // Свободное воспитание. 1911-1912, столб. 29-46.

11. Вентцель К.Н. Система философии Вундта // Вопросы философии и психологии. - 1892. - № 11. С. 1-23.

12. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Избранные труды. - М.: Изд-во РАО, 1993.

13. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. - М.: Голос труда, 1923. - 102 с.

14. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: проблема нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания. В 2 т. - Т. 1. Этика творческой личности; Т. 2. Педагогика творческой личности. - М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1911-1912.

15. Винекен Г. Круг идей свободной школьной общины. - М., 1922.

16. Владиславлев М.И. Современные направления в науке о душе. - СПб., 1866.

17. Грицай Л. Идеи «свободного воспитания» детей в семье в педагогическом наследии Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля // Учёные записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2011. - № 3. - С. 164-181.

18. Деркач А.А., Анисимов О.С., Соловьёва Н.В. Педагогическая акмеология. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 160 с.

19. Деркач А.А., Семёнов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 197 с.

20. Деркач А.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. - М.: Изд-во РАГС, 1998.

21. Деркач А.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Методологические и акмеологические проблемы рефлексивно-психологического развития образовательных систем // Психология и педагогика профессиональной деятельности кадров государственной службы / Под ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - С. 239-250.

22. Дурылин С.Н. Педагогика творческой личности // Свободное воспитание. - 1911-1912. - № 8.

23. Дюков В.М., Cемёнов И.Н. Гуманизация дошкольного образования: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 131 с.

24. Дюков В.М., Семёнов И.Н. Мастерство и профессионализм воспитателя ДОУ [дошкольного образовательного учреждения]: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера. - 127 с.

25. Зайцев В.В. Проблемы свободы и нравственности в работах Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3 (98). - С. 102-111.

26. Кларин М.В., Семёнов И.Н. Гуманистические тенденции развития образования взрослых в России и США. - М.: Изд-во РАО, 1994.

27. Корнетов Г.Б. Итоги и перспективы парадигмально-педагогической интерпретации моделей образовательного процесса // Гуманитарнi науки. - 2001. - № 1. - С. 85-108.

28. Куренной В.А. Свободная педагогика Константина Вентцеля в контексте его философской системы // Гуманитарный контекст. - 2009. - № 2. - С. 276-287.

29. Кузьмина-Гаршина Н.В., Лунёва Л.Ф. Опыт акмеологического исследования творчества учёного-преподавателя-поэта. - Шуя: Изд-во ШГПИ, 2000.

30. Лосский Н.О. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. - СПб., 1903.

31. Мишура А.С. Проблема свободы воли и нейропсихология // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2013. - № 1-2. - C. 6-29.

32. О свободе воли: Сборник трудов Московского психологического общества под ред. Н.Я. Грота. - Вып. 3. - М., 1889.

33. Пономарёв Семёнов Степанов (ред.). Рефлексивно-психологические аспекты педагогики и творчества. - М.: ФО. 1988.

34. Пономарёв Я.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Философские проблемы педагогики и творчества // Информационный бюллетень философского общества СССР. - 1989. - № 2.

35. Пэрна Н.Я. Ритм, жизнь, творчество. - Петроград, 1925.

36. Семёнов И.Н., Блонский П.П., Выготский Л.С. Гениальность. Душа. Индивидуальность // БСЭ. 3-е изд. - М.: СЭ, 1970-1973.

37. Семёнов И.Н. Рефлексивно-творческий подход в непрерывном профессиональном образовании (методология взаимодействия психологии, акмеологии, конфликтологии, андрагогики). - Бийск: Изд-во БиГПИ, 1994.

38. Семёнов И.Н. Серебряный век как социокультурное пространство творчества и психолого-акмеологического изучения его индивидуальности и ауторефлексии // История отечественной и мировой психологической мысли / Под ред. В.А. Кольцовой и др. - М.: ИП РАН, 2006.

39. Семёнов И.Н. Рефлексивная психология, амеология и педагогика как средства возрождения образовательной системы // Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы. - М.: Изд-во РАО, 2009. - С. 338-348.

40. Семёнов И.Н. Рефлексивно-гуманитарная психология и педагогика творчества // Российские научные школы. Т. 3. - М.: Изд-во Российской академии естествознания, 2010.

41. Семёнов И.Н. Рефлексивная психология инновационного образования. - М.: Наследие ММК, 2013. - 178 с.

42. Семёнов И.Н. Рефлексия жизнедеятельности А.А. Бодалёва и развития психологии общения и акмеологии выдающихся личностей // Акмеология. - 2015. - № 2. - С. 22-30.

43. Семёнов И.Н. К 130-летию общества психологов и 95-летию со дня рождения Я.А. Пономарёва: обзор секции «Психология творчества» // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2015. - № 6.

44. Семёнов И.Н. Акмеологические аспекты изучения одарённости и индивидуальных различий выдающихся личностей в наследии Б.М. Теплова // Акмеология. - 2016. - № 4. - С. 8-23.

45. Семёнов И.Н., Водопьянов Д.А., Аткишкина Е.В. Роль рефлексии в саморазвитии профессионального менталитета молодёжи // Акмеология. - 2012. - № 2. - С. 144-145.

46. Семёнов И.Н., Ссорин Ю.А. Энциклопедизм: вчера, сегодня, завтра // Психология: историко-критические обзоры и современные исследования. - 2012. - № 5-6. - С. 7-46.

47. Ферстер Ф. Свобода воли и нравственная ответственность. - М., 1905.

48. Чмырёва Е.В. Теория свободного воспитания К.Н. Вентцеля и модернизация современной школы России. - Пятигорск: Изд-во ПГПИ, 2001.


Для цитирования:


Семёнов И.Н., Павлов И.И. ПРОБЛЕМЫ РЕФЛЕКСИВНОЙ АКМЕОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ К.Н. ВЕНТЦЕЛЯ (К 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ). Акмеология. 2017;(4):7-18.

For citation:


Semenov I.N., Pavlov I.I. THE PROBLEMS OF REFLECSIVE ACMEOLOGY OF CREATIVE PERSON IN K. N. VENTSEL’S PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL THOUGHT (TO THE 160th ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF K.N. VENTSEL). Acmeology. 2017;(4):7-18. (In Russ.)

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)