Preview

Акмеология

Расширенный поиск

Я-КОНЦЕПЦИЯ СУБЪЕКТА САМОПОЗНАНИЯ: ТЕОРИЯ И ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Полный текст:

Аннотация

В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психолого-акмеологический анализ и опытное изучение феномена Я-концепции субъекта самопознания. В ходе теоретического анализа раскрывается суть категории самопознания с точки зрения основных направлений психологии, таких, как: психоанализ, эго-психология, бихевиоризм и необихевиоризм, символический интеракционизм и гештальтпсихология. В результате выделены сущностные признаки личностного самопознания субъекта. С учётом анализа точек зрения учёных, выявленных критериев, степени выраженности показателей самопознания специалистов определены три уровня профессионального самопознания. Эмпирическая проверка данных сущностных признаков проведена на студенческой выборке (будущие психологи, будущие врачи, будущие менеджеры) в Тульском государственном университете. Использованы: а) методы диагностики профессионального самопознания, волевых качеств личности, рефлексивности, субъективного благополучия, базовых убеждений, ценностных ориентаций, уровня субъективного контроля, самоотношения, саморегуляции поведения; б) методы статистической обработки данных. Выявлены закономерности развития самопознания у студентов, описана динамика самопознания от младших к старшим курсам, определены основные направления психолого-акмеологического обеспечения изучаемого процесса, такие, как: актуализация профессионального самопознания; применение личностно-ориентированных психотехнологий в системе акмеологического сопровождения профессионального труда специалистов; создание акмеологической среды для повышения уровня развития профессионального самопознания будущих специалистов.

Об авторе

Инесса Леонидовна Фельдман
Институт гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет»
Россия


Список литературы

1. Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: Монография. - М.: Изд-во ООО «ПКЦ Альтекс», 2012. - 488 с.

2. Агапов В.С. Соотношение науки, религии и искусства в психологическом познании человека // Акмеология. - 2015. - № 1. - С. 9-15.

3. Агапов В.С., Фельдман И.Л., Шайденкова Т.Н. Профессиональное самопознание педагога: Монография. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. - 152 с.

4. Фельдман И.Л. Особенности профессиональной Я-концепции врачей // Специальный выпуск журнала «Акмеология» по материалам секции «Акмеология» V съезда Российского психологического общества 16.02.2012 г. Москва, РАНХиГС. - С. 106.

5. Фельдман И.Л. Личностное самопознание будущего специалиста: опыт эмпирического исследования: Монография. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. - 191 с.

6. Фельдман И.Л. Особенности психического здоровья и развития личности у студентов в процессе обучения в вузе // Акмеология. - 2015. - № 3 (55). - С. 168-169.

7. Фельдман И.Л. Особенности личностного самопознания студентов-менеджеров // Специальный выпуск № 1-2 журнала «Акмеология» по материалам IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека». 2014. - С. 223-224.


Для цитирования:


Фельдман И.Л. Я-КОНЦЕПЦИЯ СУБЪЕКТА САМОПОЗНАНИЯ: ТЕОРИЯ И ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Акмеология. 2017;(3):29-34.

For citation:


Feldman I.L. SELF-CONCEPT OF THE SELF-COGNITION SUBJECT: THEORY AND EMPIRICAL ANALYSIS. Acmeology. 2017;(3):29-34. (In Russ.)

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)