Preview

Акмеология

Расширенный поиск

В «ГОД ЭКОЛОГИИ»: СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Полный текст:

Аннотация

Данное исследование выполнено на кафедре психологии и педагогики Российского университета дружбы народов Софьей Алексеевной Мудрак (ныне кандидат психологических наук) под руководством профессора Александра Валерьевича Гагарина. По итогам и материалам данного исследования[1] подготовлена предлагаемая статья. В ней приведены результаты исследования особенностей проявления и развития экологоориентированной личности студентов из разных стран. Определены четыре ведущих направления изучения этого явления. Рассмотрена экологическая компетентность как системообразующий компонент экологоориентированной личности, в частности как сложное личностное образование, имеющее интегративный и надпрофессиональный (в плане «принадлежности» к той или иной профессии) характер. Выделены основные структурно-функциональные единицы экологической компетентности. Раскрыты ключевые характеристики развития личностного отношения студентов - будущих специалистов разных профессий и разных национальностей - к экологическим проблемам и природным объектам. По результатам теоретического и эмпирического исследования были разработаны научно-практические рекомендации для построения учебно-воспитательного процесса в вузе с учётом специфики развития экологической компетентности студентов из разных стран.

Об авторах

Софья Алексеевна Мудрак
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
Россия


Александр Валерьевич Гагарин
Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия


Список литературы

1. Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования: Дис.. канд. пед. наук. - М., 2010. - 130 с.

2. Арсеньев А.С. Экологическая проблема. Взгляд философа // Известия АН Республики Казахстан. Серия: Общественные науки. № 183, № 184. 1992.

3. Атфилд Р. Этика экологической ответственности: глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Пер. с англ. и франц. / Сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. - М., 1990. - С. 203-258.

4. Базаров Е.Л. Развитие экологической компетентности будущих специалистов: Дис.. канд. психол. наук. - М., 2009. - 120 с.

5. Барковская А.В., Хомич Е.В. Ответы на экзаменационные вопросы по философии. - 2-е изд. - Минск: Тетра-Системс, 2009. - 160 с.

6. Баронин А.С. Этническая психология. - Киев: Изд-во МАУП, 2000. - 116 с.

7. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. - 2-е изд., доп. - Серия: Охрана дикой природы. - Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2001. - 126 с.

8. Власова Е.В. Взгляд на природу: Восток и Запад // Вестник Уральского отделения РАН. - 2010. - № 3 (33). - С. 159-174.

9. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация: Учебное пособие. Московский гос. гуманитарный ун-т им. М.А. Шолохова, Научно-образовательный центр ТЭКО, Междунар. акад. наук (Здоровье и Экология), Русская секция. - Москва: [б. и.], 2012. - 240 с.

10. Гагарин А.В., Мудрак С.А. Экологическая компетентность личности: сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития: Монография. - М.: Изд-во ООО «ПКЦ Альтекс», 2013. - 160 с.

11. Гайнуллова Ф.С. Формирование экологической компетентности у будущих учителей начальных классов в условиях вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 2004. - 22 с.

12. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.

13. Глазачева А.О., Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая компетентность будущего специалиста в пространстве дизайн-образования: Учебное пособие. Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова [и др.]. - М.: 2011. - 180 с.

14. Горелов А.А. Социальная экология: Учебное пособие. - М.: МПСИ: Флинта, 2004. - 608 с.

15. Гришаева Ю.М. Концепция формирования эколого-профессиональной компетентности в подготовке студентов гуманитарного вуза: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. - М., 2014. - 38 с.

16. Гуреева Е.Г. Формирование базовых профессиональных экологических компетенций у студентов - будущих специалистов общественного питания: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Самара, 2009. - 21 с.

17. Даниленкова В.А. Формирование экологической компетенции у студентов технического вуза: Дис.. канд. пед. наук. - Калининград, 2005. - 120 с.

18. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.

19. Ермаков Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. - М., 2009. - 39 с.

20. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

21. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания в природоориентированной деятельности учащихся // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2004. - № 2. - С. 82-102.

22. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

23. Куликова А.Е. Эстетика природы и её роль в формировании личности // Молодой учёный. - 2012. - № 4. - С. 209-212.

24. Леопольд О. Календарь песчаного графства. - М.: Мир, 1980. - 216 с.

25. Мдивани М.О., Кодесс П.Б., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р. Диагностика экологического сознания у детей // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия: Социально-экологические технологии. - 2012. - Т. 2. - № 2. - С. 51-66.

26. Моисеев Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. - 1999. - № 4. - С. 3-10.

27. Мудрак С.А. Экологическая компетентность личности студентов (сравнительное эмпирическое исследование) // Акмеология. - 2012. - Т. 41. - № 1. - С. 83-93.

28. Новик-Качан А.И. Формирование экологической компетентности студентов в системе дополнительной квалификации «Преподаватель»: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Ставрополь, 2005. - 22 с.

29. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М.: Когито-Центр, 2002. - 400 c.

30. Степанов А.М. Формирование духовно-нравственного компонента экологической компетентности школьников средствами русского песенного фольклора: Автореф. дис.. канд. пед. наук. - М., 2011. - 19 с.

31. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

32. Чопенко Л.С. Формирование экологической компетентности учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений в процессе обучения географии: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Чебоксары, 2008. - 21 с.


Для цитирования:


Мудрак С.А., Гагарин А.В. В «ГОД ЭКОЛОГИИ»: СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. Акмеология. 2017;(3):7-16.

For citation:


Mudrak S.A., Gagarin A.V. IN THE «YEAR OF ECOLOGY»: FORMATION OF ENVIRONMENTALLY ORIENTED PERSONALITY AT THE HIGHER LEARNING STAGE. Acmeology. 2017;(3):7-16. (In Russ.)

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)