Preview

Акмеология

Расширенный поиск

ПОНЯТИЕ «СТРАТЕГИЯ» В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ: КОНТЕКСТЫ И ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

Выделены контексты (анализ управления образовательными структурами и исследование педагогических проблем) и уровни (социально-институциональный, организационный, групповой и персональный) использования понятия «стратегия» в исследованиях образования. Рассмотрены сходство и различие в трактовке таких вариантов понятия, как «образовательная стратегия», «стратегия образования», «педагогическая стратегия», «стратегия обучения», «стратегия учения». Показаны отсутствие единства в наименованиях близких видов стратегий, а также наличие совпадения в обозначении их содержательно различных видов. Отмечена необходимость дифференциации двух типов стратегий: «объективных» (предлагаются людям и группам «извне») и «субъективных» (разрабатываются самими участниками образовательного процесса). Высказано положение о том, что согласованность объективных и субъективных стратегий на различных уровнях выступает фактором обеспечения качества образования. Показана важность изучения субъективных стратегий образовательной деятельности не только учащихся, но и педагогов.

Об авторе

Андрей Степанович Мельничук
Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия


Список литературы

1. Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. - Челябинск, 2009. - 46 с.

2. Барабашина Е.В. Формирование когнитивно-личностных компонентов педагогических стратегий профессионального стиля будущих учителей: Дис. … канд. психол. наук. - Тамбов, 2009. - 23 с.

3. Бунеева Е.В. Научно-методическая стратегия начального языкового образования в образовательной системе «Школа 2100»: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. - Челябинск, 2009. - 52 с.

4. Гам В.И. Методология и технологии стратегического лидерства в условиях системных изменений в образовании: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. - Калининград, 2009. - 43 с.

5. Градосельская Г.В. Образовательно-экономические стратегии населения // Вестник РУДН. Серия: Социология. - 2003. - № 4-5. - С. 236-257.

6. Давер М.В. Мотивационно-стратегические аспекты личностно-ориентированного подхода к изучению русского языка как иностранного на начальном этапе: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. - М., 2008. - 47 с.

7. Дворникова Т.А. Психологические факторы развития учебных стратегий студентов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - СПб., 2017. - 25 с.

8. Динамика стратегий родителей в области дошкольного и школьного образования детей в 2006-2010 гг.: Информационный бюллетень. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2011. - 52 с.

9. Донина И.А. Концепция и маркетинговая стратегия развития школы как общеобразовательной организации: Автореф. дис… д-ра пед. наук. - Великий Новгород, 2015. - 47 с.

10. Заборова Е.Н., Озерова М.В. Образовательные стратегии: подходы к определению понятия и традиции исследования // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2013. - № 3 (116). - С. 105-111.

11. Зимняя И.А. Психолого-педагогическая характеристика стратегиального подхода и общей стратегии воспитания // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. проф. И.А.Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. - C. 465-474.

12. Котова Т.А. Образовательные стратегии российской молодёжи: социологический анализ. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2005. - 256 с.

13. Крутий И.А., Фурсов К.С. Социальный профиль студентов СГА и образовательные стратегии первокурсников // Социология образования. - 2007. - № 2. - С. 12-27.

14. Куликова Т.И. Психолого-педагогические стратегии развития субъектности современного подростка: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2004. - 22 с.

15. Лопаткин Е.В. Педагогические стратегии развития мотивации профессионального выбора студентов педагогического вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону. 2009. - 24 с.

16. Мельничук А.С. Субъективные стратегии личностно-профессионального развития кадров управления: Монография / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 168 с.

17. Образовательные стратегии и практики студентов профессиональных учебных заведений в 2006-2012 гг.: Информационный бюллетень. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2013. - 52 с.

18. Образовательные стратегии школьников старших классов в 2013 г.: Информационный бюллетень. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015. - 56 с.

19. Плигин А.А. Психология познавательных стратегий школьников в индивидуализации образования: Автореф. дис… д-ра психол. наук. - М., 2009. - 54 с.

20. Садченко М.В. Психологические стратегии овладения иностранным языком в учебной деятельности студентов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Иркутск, 2009. - 24 с.

21. Старикова О.Г. Современные образовательные стратегии высшей школы: полипарадигмальный подход: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. - Краснодар, 2011. - 48 с.

22. Стратегии учреждений профессионального образования: проблемы качества: Информационный бюллетень. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2006. - 96 с.

23. Творогова С.В. Terra ingocnita: стратегии обучения студентов ведущих технических вузов г. Москвы конца 1990-х годов // Мир России, 2002. Т. 11. - № 2. - С. 139-163.

24. Тестов В.А. Стратегии обучения в современных условиях // Педагогика. - 2005. - № 7. - C. 12-18.

25. Троицкая Е.А. Методические подходы к автоматизации процесса формирования индивидуальной стратегии обучения решению задач предметной области (на примере обучения решению математических задач учащихся средней школы): Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 2008. - 19 с.

26. Шувалова Н.В. Рациональные основания образовательных стратегий: Автореф. дис. … канд. филос. наук. - Саратов, 2005. - 16 с.


Для цитирования:


Мельничук А.С. ПОНЯТИЕ «СТРАТЕГИЯ» В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ: КОНТЕКСТЫ И ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Акмеология. 2017;(2):42-48.

For citation:


Melnichuk A.S. THE CONCEPT «STRATEGY» IN THE RESEARCHES OF EDUCATION: CONTEXTS AND VARIANTS OF APPLICATION. Acmeology. 2017;(2):42-48. (In Russ.)

Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)