Preview

Акмеология

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Полный текст:

Аннотация

В статье отражены результаты эмпирического исследования особенностей развития познавательной сферы у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Автор теоретически обосновал и эмпирически подтвердил, что такие школьники обладают удовлетворительным уровнем внимания и памяти и способны к обучению по специальной образовательной программе. Эмпирическое исследование проводилось на выборке из детей 9-10 лет с легкой степенью умственной отсталости. Диагностическая программа включала в себя шесть методик, направленных на изучение процессов памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение), способности к опосредованному запоминанию, переключению и распределению внимания, его объема и устойчивости, способности к обобщению, умению дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов, возможности установления логических связей и отношений между понятиями. В результате были выявлены особенности познавательной сферы младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, которые влияют на характер их обучения. Использование специальной коррекционно-развивающей программы позволяет повысить уровень развития познавательной сферы младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.

Об авторе

Наталья Александровна Пешкова
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
Россия


Список литературы

1. Апалькова Е.В., Хаидов С.К. Специфика проявления, коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у слабослышащих подростков // Акмеология. - 2015. - № 4 (56). - С. 185-190.

2. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. - М.: Просвещение, 1982. - 56 с.

3. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми // Известия Академии педагогических наук РСФСР. - № 114. - М., 1961. - С. 5-42.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2003. - 1136 с.

5. Дульнев Г.М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых детей в процессе обучения // Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. - М.: Педагогика, 1971. - С. 3-10.

6. анков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. - М., 2002. - 365 с.

7. Исаев Е.И., Галушкин П.А. Психологические типы самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья // Акмеология. - 2015. - № 2 (54). - С. 84-88.

8. Карандашев В.Н. Курс комплексного развития младшего школьника. - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2011. - 140 с.

9. Лиепень С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ // Дефектология. - 1985. - № 4. - С. 47-51.

10. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 1960. - 204 с.

11. Морозова Н.Г. Воспитание положительного отношения к учению у умственно отсталых детей в дошкольных учреждениях // Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1990. - С. 149-160.

12. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М., 2000. - 448 с.

13. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 80 с.

14. Соловьёв И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений и предметов. - М.: Просвещение, 1966. - 224 с.

15. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников. - Ярославль: Изд-во «Академия развития», 2004. - 123 с.

16. Феофанов М.П. Развитие синтаксического строя речи учащихся начальной школы // Основы методики начального обучения русскому языку. - М., 1965.

17. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965. - С. 129-217.

18. Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. - М.: Изд-во «Академия», 2012. - 345 с.


Для цитирования:


Пешкова Н.А. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ. Акмеология. 2016;(2):123-126.

For citation:


Peshkova N.A. DEVELOPMENT OF COGNITIVE SPHERE OF MILD MENTAL RETARDATION YOUNGER SCHOOL CHILDREN. Acmeology. 2016;(2):123-126. (In Russ.)

Просмотров: 110


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)