Preview

Акмеология

Расширенный поиск

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ (АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ)

Полный текст:

Аннотация

Основной целью исследования является акмеологическое, сущностное раскрытие базовых понятий компетентностного подхода - компетентности и компетенций - как не тождественных друг другу, которые в течение последних 15-20 лет активно внедрялись в теорию и практику профессионального обучения. Результаты проведенных 280 бесед-интервью (с анализом критических инцидентов профессиональной деятельности) с успешными исполнителями - психологами, социальными работниками, госслужащими - позволили дать авторское определение компетенций, выявить структуру профессионально важных качеств успешного и неуспешного исполнителя и показать, что в структуре понятий «компетентность» и «компетенции» наличествуют одни и те же качества, но степень их выраженности существенно отличается, особенно по таким из них, как интуиция, мудрость, намерения, неявные знания, профессиональный опыт. Впервые в качестве методологического основания компетентностного подхода обосновывается концепция К.К. Платонова (индивидуальная траектория формирования профессионального мастерства) на примере обучения курсантов-летчиков. Показано, что компетентность формируется в ходе предметного обучения на нижележащих уровнях траектории (мотивы, знания, начальные умения, простые навыки, сложные навыки, тогда как компетенции, выступая как интегративный результат сформированных мотивов, знаний, простых и сложных навыков, формируются на уровне сложных умений и мастерства. Содержание компетентности опосредовано формированием психических образований обучаемых, часть из которых выступает в виде базовых качеств (мотивы, знания, начальные умения, простые и сложные навыки, Я-концепция), которые одновременно выступают и в качестве базовых компетенций, формирование которых осуществляется в виде межпредметного обучения, а также в процессе приобретения жизненного и профессионального опыта. Делается попытка выявления роли и места явных и неявных знаний в формировании компетентности и компетенций.

Список литературы

1. Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелёв А.С. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания. - М.: Вестник Московского университета. - Серия 14. - 2014. - № 1. - С. 87-101.

2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и физиология активности. - М.: Наука, 1966. - 494 c.

3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

4. Выготский Л.С. О психологических системах. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

5. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса: собрание сочинений в 6 т. - Т. 1. - М., 1982. - 390 c.

6. Гагарин А.В. Экологическая компетентность личности: сущность, содержание, развитие: монография. - М.: Издательский дом LAP LAMBERT academic publishind, 2006. - 160 с.

7. Гагарин A.B., Базаров Е.Л. Экологическая компетентность будущих специалистов: психолого-педагогические и психолого-акмеологические аспекты развития. - М.: Изд-во МААН, 2007. - 65 с.

8. Дистерверг А. Руководство к образованию немецких учителей. - М.: Учпедгиз, 1956. - С. 136-203.

9. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособности специалиста // Акмеология. - 2013. - № 1. - С. 11-15.

10. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня // Акмеология. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

11. Корчемный П.А. Компетенции: психологические проблемы восприятия, принятия и реализации // Вестник Московского государственного областного университета. - 2013. - № 2. - С. 44-57.

12. Корчемный П.А. Психологическая подготовка летного состава к боевым действиям: монография. - М.: ВПА им. В.И. Ленина, 1988. - 147 с.

13. Корчемный П.А. Акмеологическая составляющая компетентностного подхода в образовании //Акмеология. - 2014. - № 4. - С. 118-125.

14. Лайн М., Спенсер мл., Сейн М. Спенсер. Компетенции на работе; перевод с англ. - М.: ГИППО. 2005. - 384 с.

15. Мельничук А.С. Многомерный подход к анализу субъективных стратегий развития профессиональных компетенций // Акмеология. - 2012. - № 2. - С. 23-30.

16. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. - СПб.: Питер. 2002. - 202 с.

17. Философия и методология науки. Знание явное и неявное / Под ред. В.И. Купцова. - М.: АспектПресс, 1996. - 501 с.

18. Федотова Г.А. Развитие дуальной формы профессионального образования (опыт ФРГ и России): автореф. дис. … д-ра педагог. наук. - М.: Институт развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации; Издательский Центр Академии профессионального образования, 2002. - 32 с.

19. Hutmacher W. Key Сompetencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.


Для цитирования:


Корчемный П.А. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ (АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ). Акмеология. 2016;(2):30-39.

For citation:


Korchemniy P.A. THE SUBSTANTIAL CHARACTERISTIC OF THE BASIC CONCEPTS OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION (ACMEOLOGICAL COMPONENT). Acmeology. 2016;(2):30-39. (In Russ.)

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)