Preview

Акмеология

Расширенный поиск

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ)

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития фундаментального образования с позиции его акме-результата, воплощенного в духовном, духовно-материализованном, материальном продукте. Для решения проблемы предлагается использовать принцип вершинности и понятия акмеи кате-точки, на основе которых проектируются технологии достижения и измерения акме. Общеметодологический принцип вершинности является фундаментальным понятием, важнейшим элементом при анализе любой системы развития. Акмеологические исследования раскрывают акме-стратегии, способствующие созданию вершинных духовных продуктов в свойствах обучающихся. Статья адресована специалистам по акмеологии и специалистам высшего образования для разработки инструментов достижения вершин в личностно-профессиональном развитии. В ней рассматриваются и анализируются проблемы современного образования, которые находят отражение в содержании фундаментальной акмеологии, интегрирующей основные достижения отечественной системы образования и психолого-педагогической науки в XX и начале XXI в. Дано четкое описание исторического пути акмеологии, в том числе акмеологии образования, как модели становления новых отраслей психологической науки. В статье представлен терминологический аппарат акмеологии, дана характеристика основных методологических принципов, а также определено феноменологическое поле, которое характеризуется обращением к проблеме человека и его комплексного исследования, сохраняющей актуальность со времени Б.Г. Ананьева как одного из основоположников акмеологического подхода, а также пониманию перспектив этого подхода, характеризующего научное направление, представленное в работах Н.В. Кузьминой и ее учеников.

Об авторах

Нина Васильевна Кузьмина
Военный институт внутренних войск МВД РФ
Россия


Евгения Николаевна Жаринова
Смольный институт РАО; Государственная академия ветеринарной медицины
Россия


Список литературы

1. Акмеология / Под ред. А.А. Деркача. - М.: Издательство РАГС, 2002. - 650 c.

2. Бодалёв А.А., Деркач А.А., Климов Е.А. Предмет и понятийный аппарат акмеологии // Акмеология. - М.: РАГС, 2002. - 548 c.

3. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. - СПб: Политехника, 2003. - 305 с.

4. Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996. - 415 c.

5. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования (созидания духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин): монография. - СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. - 382 с.

6. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования в опыте талантливых преподавателей: монография. - СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2013. - 272 c.

7. Кузьмина Н. В., Варфоломеева Л. Е., Жаринова Е.Н. Акмеологические основы развития коммуникативной культуры и творческой готовности бакалавра, магистра, специалиста: монография. - СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2015. - 316 с.

8. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Политехника, 2002. - 189 с.

9. Лисеев И.К. Методология биологии. Новые идеи. Синергетика. Семиотика. Эволюция. - М.: 2001. - С. 23-31.

10. Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М., 1977. - 208 с.

11. Пожарский С.Д. Акмеология и катабология: теория совершенствования человека. - СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2013. - 266 с.

12. Пожарский С.Д. Предыстория акмеологии России. - СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. - 198 с.

13. Садовничий В.А. Образование, которое мы можем потерять / Под общ. ред. В.А. Садовничего. - М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 2002. - 287 с.

14. Семёнов И.Н. Акмеология. - М.: Издательство РАГС, 2002. - 310 с.

15. Философский словарь. - М.: Издательство «Республика», 2001. - 574 с.


Для цитирования:


Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ). Акмеология. 2016;(2):17-22.

For citation:


Kuzmina N.V., Zharinova E.N. ACMEOLOGICAL APPROACH TO ESTIMATION OF FUNDAMENTAL EDUCATION EFFICIENCY (THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS). Acmeology. 2016;(2):17-22. (In Russ.)

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)